Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Фальсификация на кабельном рынке России – излечима ли эта «болезнь»?

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falcificare - подделывать) -
подделка, сознательное искажение, подмена
(подлинного, настоящего) ложным...
/«Словарь юридических терминов»/


Материал вызвал интерес у читательской аудитории, поступило много откликов. Были и критические, но, в основном – с поддержкой, одобрением, даже с благодарностью. Так, позвонил главный технолог одного из машиностроительных предприятий: «Устал бороться со снабжением. Для них, главное, подешевле купить кабель, а мы потом краснеем и оправдываемся перед Заказчиками, отбиваемся от рекламаций.  Я пришел к ним, вручил журнал со статьей, изучайте мол, вот кто и как производит Ваш дешевый кабель. Помогло. Спасибо!». Но главный вопрос, задаваемый читателями - «Что делать, как навести порядок?». Вне всяких сомнений, проблема актуальная. Поэтому я посчитал возможным продолжить, развить и несколько глубже рассмотреть тему. Для начала, позволю себе коротко напомнить содержание предыдущей статьи.

Речь шла о том, что за последние годы на рынке кабельно-проводниковой продукции России появилось  много мелких предприятий, ориентированных на производство низкокачественного дешевого ширпотреба, предлагающих кабель и провод по ценам, не обеспечивающим возмещение затрат на их производство. Иногда они продают свою продукцию под маркой ЗАОр «НП «Подольсккабель», ОАО «Камкабель», ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод» и других уважаемых предприятий, чем наносят ущерб их репутации. Наглядно, на конкретном примере расчета цены на силовой кабель марки ВВГ-П 3х1,5 я продемонстрировал, сколько реально должен стоить кабель, изготовленный в соответствии с нормативами, и как формируется цена дешевого кабеля, предлагаемого жуликами, а именно:
• Производитель сознательно занижает диаметр проволоки, радиальную толщину изоляции и оболочки – экономия до 6%;
• Производитель использует не очень качественные материалы и, кроме того, в процессе опрессовывания в пластикат добавляет до 30% переработанных отходов – экономия до 3%;
• Производитель использует медную скальпированную проволоку от бывших в употреблении кабелей для нефтепогружных насосов – экономия по меди до 7%;
• Производство кабеля осуществляется на старом изношенном оборудовании, не позволяющем соблюдать технологию, фактически не требующем расходы на амортизацию;
• Рабочим, часто гастарбайтерам, выплачивается минимальная заработная плата, в связи с чем они не заинтересованы в конечном результате своего труда, и, как правило, не имеют необходимой квалификации.


Для желающих покупать только качественную продукцию я рекомендовал самый простой, не требующий специального оборудования, способ определить фальсификат – взвешивание кабеля, провода и сравнение полученных результатов с нормативными показателями. Наш рецепт я хотел бы еще раз подтвердить последним, самым свежим примером.

Осуществляя подготовку по поставке большой партии провода марки ПВ-1 сечением 1,5 мм2 на одно из крупных промышленных предприятий Москвы в августе сего года, мы осуществили контрольные взвешивания провода шести производителей. Результат оказался ошеломляющим: 15,4 кг/км, 16,0 кг/км, 16,8 кг/км, 17 кг/км, и лишь только два образца удовлетворяли нормативным показателям – 20 кг/км. в соответствии с ГОСТ 6323-79 производства ЗАОр «НП «Подольсккабель» и ЗАО «Группа компаний «Москабельмет». Очень хотелось бы назвать также и «бракоделов» по именам. Однако, по понятным причинам я этого делать не буду. Полагаю, что, прочитав эту статью, они сами себя узнают и сделают выводы.

Подтверждение результатам наших исследований я нашел на сайте ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод». Материал мне показался очень убедительным, поэтому позволю себе воспроизвести его дословно: … Один из потребителей задал вопрос: «Бухты кабеля NYM-J сечением 3х1,5 российских производителей имеют разный вес. Значит ли это, что кто-то производит некачественный кабель?»

Комментарий ОАО «ЭКЗ»: «Мы приобрели бухту одного из российских производителей и провели лабораторные исследования, в ходе которых было установлено следующее:

Сравнивая данные, представленные в таблице, Вы сами можете сделать соответствующие выводы. Но, от себя хотим добавить следующее. На основании лабораторных исследований установлено, что для медной катанки российского производства минимально-допустимым диаметром, обеспечивающим выполнение нормативных  требований по электрическому сопротивлению для ТПЖ сечением 1,5 мм2 (в кабелях со скрученными и изолированными жилами), является диаметр 1,38 мм. Диаметр 1,35 мм дает заведомое несоответствие нормативным требованиям, что приводит к перегреву кабеля в процессе эксплуатации, а значит к преждевременному выходу кабеля из строя, и, что самое опасное – возникает угроза пожара.

Толщина изоляции и толщина оболочки исследуемого  образца также отличны от нормативных значений  в сторону уменьшения. Завод, чья бухта была исследована, сэкономил на материалах, что и отразилось  на весе бухты, соответственно и на качестве  кабеля. Данные лабораторных исследований позволяют  сделать выводы в том, что: - приобретенная потребителем бухта кабеля NYM-J не соответствует нормативным требованиям DIN VDE (Германия)»...

Рассматриваемая проблема, скажу без преувеличения,  стала бедствием отечественного кабельного  рынка. Подтверждением тому является внимание к теме, оказываемое в последнее время организацией  «Некоммерческое партнерство производителей кабельной продукции «Международная Ассоциация «Электрокабель», которая включила вопросы поступления  на рынок некачественной продукции в повестку  дня одного из своих собраний в 2006 году.

Полагаю, что извещение ОАО «ВНИИКП» К71.758-2007 об аннулировании с 01.07.2007 года ТУ 16.К13-020-93 на провода бытового назначения марок ПУНП, ПУГНП, АПУНП, как наиболее подверженных фальсификации, с заменой на ВВГ-П и ААВГ-П, выпускаемых по ГОСТ 16442- 80, можно рассматривать, как один из реальных шагов НП «Ассоциации «Электрокабель» по борьбе с бракоделами.

В начале 70-х годов, уже прошлого века, я несколько лет работал Государственным поверителем в лаборатории электрических измерений Свердловского филиала «Всероссийского научно-исследовательского института метрологии» им Д.И.Менделеева. С ностальгией вспоминаю  те времена, когда я, простой поверитель, мог остановить производство крупного промышленного предприятия при обнаружении каких-либо отступлений от требуемых нормативов. Нас, поверителей, имеющих удостоверение красного цвета с тисненным золотом гербом страны и надписью «Государственный Комитет стандартов при Совете Министров СССР», уважали (читать, боялись) более, чем в наше время, скажем, налогового инспектора. Сегодня нужна какая-то серьезная структура, которая имела бы все необходимые полномочия для решения обсуждаемой проблемы.

На мой взгляд, необходимо продолжать работу по ужесточению требований в технической документации на изготовление кабельно-проводниковой продукции, имеющей широкое потребление, простой в изготовлении и не требующей сложного технологического оборудования,  как: провода марок ПВ, ПГВА, ПВС, шнура ШВВП, кабеля силового марки ВВГ во всех его модификациях, т.е. той продукции, которую по силам изготовить  мелким производителям, чаще всего умышленно занижающим нормативные показатели по меди, алюминию, изоляции и оболочке.

Могло бы оказаться эффективным предание огласке  «черного списка бракоделов», подготовленного на основе предметного исследования продукции предприятий путем контрольных закупок с использованием инструментального  контроля. В конце концов, наверное, к этой работе можно привлекать органы прокурорского надзора, поскольку эксплуатация кабеля и провода, изготовленного с отступлениями от требований ГОСТ и ТУ, может привести к авариям, пожарам и другим техногенным катастрофам и, следовательно, к человеческим жертвам и материальному ущербу.

В этой связи я хотел бы обратиться к снабженцам, принимающим решение, какой кабель и у кого закупать. Пожалуйста, будьте бдительны, не покупайте кабель и провод у малоизвестных производителей, поставщиков, какой бы заманчивой не была цена.
Если Вы купили в магазине колбасу, в которой на 25% не доложено мяса, максимум - Вы будете огорчены вкусовыми качествами продукта и бездарно потраченными деньгами. Однако, если Вы приобрели кабель или провод  с заниженным сечением токопроводящей жилы на 25%, это совершенно другое дело. Помните, что ценой Вашей ошибки, скупости или экономии может оказаться человеческая жизнь.

Среди наиболее масштабных, известных пожаров в России за последние годы можно назвать пожар на заводе  двигателей «КАМАЗ» в апреле 1993 года, пожар на Останкинской телебашне в августе 2000 года. Расследование показало, что причинами пожаров в обоих случаях было нарушение правил эксплуатации электроустановок,   ошибки проектировщиков и ненадлежащее исполнение правил противопожарной безопасности. Однако, статистика пожаров, по данным ФГУ ВНИИПО МЧС России, свидетельствует, что причиной более 60% пожаров, возникших от электротехнических изделий, являются кабель и провода.

К сожалению, мы не располагаем статистикой пожаров,  возникших из-за использования низкопробной, изготовленной с отступлениями от требований ГОСТ и ТУ, кабельно-проводниковой продукции. Но, можно не сомневаться в том, что процент этот достаточно велик, и что, при расследовании причин пожара прокурор или следователь обязательно найдет «стрелочника» – снабженца,  который закупил некачественный кабель, приведший к пожару.


Евгений Почуев,
ООО «ТФК «Большой Урал»


Используемые материалы:

1. «Словарь юридических терминов» 1999;
2. Статья «Проблемы обеспечения безопасности кабельных потоков» Г.И. Смелков, В.А. Пехотиков, А.И. Рябиков, журнал «Кабель и провода» №2 (291) 2005;
3. «РосБизнесКонсалтинг» http://www.rbc.ru;
4. «Интерфакс» 19.06.2001;
5. «Новые изделия от ОАО «Электрокабель» Кольчугинский завод», журнал «Кабель-news» №9, сентябрь 2007;
6. «Проблемы качества кабельно-проводниковой продукции в СНГ», http://www.elcable.ru



Комментарии специалистов


Г.И. Смелков - доктор технических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ и А.И. Рябиков - инженер, начальник сектора «Кабельных изделий и силового электрооборудования» ФГУ ВНИИПО МЧС России:

Вопросы, поднятые в Вашей статье, безусловно весьма актуальны и злободневны.
Качество продукции, особенно когда речь идет о кабелях, с помощью которых мы хотим решить проблему снижения пожарной опасности объектов, должно проходить жесткий государственный контроль.
Этим мы хотим подчеркнуть, что не только заводы нужно контролировать, выявлять халтуру, широко информировать  потенциальных потребителей кабельных изделий о выявленных случаях отступления от норм и наказывать бракоделов, причем не только рублем, а вплоть до уголовной ответственности, необходимо выявлять и наказывать тех «оборотней» от сертификации, которые в погоне за наживой выдают сертификаты на пожароопасную кабельную продукцию.
В основном этим грешат коммерческие сертификационные центры.
Мы глубоко убеждены, что сертификацией продукции по вопросам безопасности, в том числе и пожарной, должны заниматься только профессиональные государственные сертификационные центры.
Почему так остро стоит вопрос о качестве сертификации? Та проверка, которую ведете Вы, конечно, нужна и она, безусловно, полезна, т.к. физические показатели кабелей (масса, диаметр жилы, толщина изоляции и др.) безусловно влияют на их пожарную опасность.
Но различить по массе кабели одного сечения ВВГ и ВВГнг вряд ли возможно. Это можно сделать только экспериментально при проведении сертификации.
В практике нашего испытательного центра и ВНИИКП были случаи, когда под видом «нг» на испытания, для получения сертификата, привозили кабели с обычной ПВХ оболочкой.
Конечно они не прошли испытания. Но еще хуже, когда совершается, в полном смысле слова – мошенничество: на испытание завод везет «правильный» кабель, а, получив  сертификат – изготавливает и продает под прикрытием этого сертификата, кабели с оболочкой из ПВХ – это уже преступление.
Выявить это можно только при испытании, например, с помощью термогравиметрического анализа (ТГА).
В заключении хотелось бы сказать, что все наши критические  замечания относительно качества кабельной продукции и предложения по улучшению этого качества останутся бесполезными, пока не будет создан соответствующий орган контроля. Лучше ВНИИКП эту роль вряд ли кто может выполнить!


Т.И. Глазунова - директор по качеству ОАО ««ЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ» КОЛЬЧУГИНСКИЙ ЗАВОД»:

Тема, затронутая в Вашей статье «Фальсификация на кабельном рынке России – излечима ли эта «болезнь ?», очень актуальна в настоящее время.
И основным средством от данного «недуга» является возрождение национальной стандартизации.
Именно стандартизация является ключевым фактором поддержки государственно-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций и повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды.
Эти постулаты заложены в основу деятельности и стандартизации кабельной отрасли.
Но в последнее время на рынке кабельной промышленности  все чаще появляются НД в виде технических условий на изделия - «двойники». Яркий пример тому: кабели силовые гибкие с резиновой изоляцией марки КГ на напряжение 380 В.
Они поставлены на один уровень с кабелями марки КГ на напряжение 660 В. Это, иначе, как введение в заблуждение потребителя, не назовешь.
По сути, эти кабели по своим техническим, эксплуатационным свойствам и категории исполнения не на один порядок ниже.
Считаю, что Техническому Комитету по стандартизации  «Кабельные изделия» необходимо выработать действенные меры по пресечению факторов подделки и подмены, и, может быть, внести их в Специальный Технический Регламент.


В. Б. Пельтцер - главный специалист кабельной службы ОАО «Московская городская электросетевая компания»:

В ОАО «Московская городская электросетевая компания» (МГЭСК) так же сталкиваются  с проблемой фальсификации и подменой документов  кабельной продукции. Происходит и подмена как самого кабеля, так и барабанов и протоколов испытаний.
В Москве быстрыми темпами развивается строительство.   Строятся целые новые районы, как на новых территориях, так и в старой Москве. Бурно развивающаяся стройиндустрия потребовала увеличение  электроснабжения и новых строительных норм. Появление в прессе материалов о любой контрафактности повысит качество и надёжность электроснабжения  в сети 1 – 20 кВ.


От редакции:

Даже беглый, поверхностный опрос производителей, поставщиков и потребителей кабельно-проводниковой продукции, проведенный Редакцией при подготовке материала к публикации, показал, что назревшая тема подобна бомбе, часовой механизм которой уже запущен, и с минуты на минуту может произойти взрыв.
Все знают, все понимают, большинство осуждает, возмущается, но далее обсуждения темы в узком кругу, в кулуарах дело не движется. Если у Вас есть какие-либо мысли, предложения по существу рассматриваемых в статье вопросов, звоните по телефону/факсу: (495) 739-13-39, пишите на адрес: info@kabel-news.ru
Ни один материал не останется без внимания и будет опубликован на страницах «КАБЕЛЬ-news».
Если Вы столкнулись с конкретными, подтвержденными фактами фальсификаций, а также желаете назвать имена бракоделов – сообщайте.
Анонимность гарантируем.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно