Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Новые технологии для старых линий

— Эдуард Леонидович, ОАО «Россети» осуществляет крупномасштабную программу по переводу воздушных линий в подземное кабельное исполнение. Насколько это актуально для Москвы?

— Прежде чем перейти к московской проблематике, скажу несколько слов о самой программе. Что такое перевод воздушных линий в кабельные? Для любой страны, в том числе и для нашей, это очень дорогое удовольствие. Проложить кабель под землёй гораздо сложнее и дороже, чем построить воздушную линию. Поэтому программа по переводу ВЛ в КЛ осуществляется только там, где в ней назрела острая необходимость.

В Москве ситуация складывается по-разному. В связи с этим, прежде чем приступить к реализации какого-либо проекта, мы оцениваем, есть ли в первую очередь техническая возможность пройти воздушным путём. Насколько это экономически целесообразно? Как реализация этого проекта корре-лируется с программой развития города? Не приведёт ли это к удорожанию тарифа для конечного потребителя? Если экономика позволяет, применяем воздушные способы прокладки линий электропередачи. Если же нет или перевод в подземное исполнение связан с высвобождением земельных участков либо со строительством метрополитенов, транспортных развязок, транспортно-пересадочных узлов, раскрытием дорожной инфраструктуры, приступаем к строительству высоковольтных кабельных линий.

Добавлю, что программа по переводу воздушных линий в кабельное исполнение принята довольно давно, и связана она была с высвобождением территорий под строительство жилья, а также транспортной инфраструктуры. С расширением и уплотнением столицы программа неоднократно корректировалась. В последние годы на первый план вышла проблема развития транспортной инфраструктуры, поскольку ситуация с логистикой в Москве сложилась критическая. Исходя из этого был сформирован последний вариант программы.

— Кто непосредственно занимается реализацией программы? Что сделано на сегодняшний день?

— Основными участниками реализации программы являются эксплуатирующие организации — ОАО «МОЭСК» и ОАО «ОЭК». Но если ОАО «ОЭК» занимается в основном строительством новых линий, то ОАО «МОЭСК» осуществляет как строительство новых, так и реконструкцию существующих.

На сегодняшний день сделано немало, и на ближайшие годы свёрстана мощная инвестиционная программа, согласованная с программой развития города. Правда, в свете последних требований Президента и Правительства России о жёстком ограничении роста тарифов на электроэнергию её пришлось скорректировать. И это правильно. Сегодня мы должны чётко представлять, что для города остро необходимо, а это в первую очередь надёжность, что будет мешать развитию города в будущем, а это раскрытие существующих питательных центров и новое строительство, а что можно, как говорится, отложить до лучших времен. В частности, пересмотрены целевые задачи по новому строительству, чётко расставлены приоритеты. Основные усилия филиала ОАО «МОЭСК» — Высоковольтные кабельные сети сосредоточены на обеспечении надёжности и безопасности энергоснабжения мегаполиса. А эти задачи обеспечиваются за счёт реконструкции существующих кабельных линий, а также воздушных линий, которые невозможно перевести в кабельное исполнение.

В частности, линии «Очаково — Немчиновка» и «Новокунцево — Сетунь» невозможно было реконструировать полностью в кабельном исполнении из-за очень плотной жилой застройки. И компания применила при строительстве современные четырёх-цепные опоры ЛЭП, что оказалось главным образом экономически обоснованным.

— При реконструкции кабельных линий Вы используете только кабели из сшитого полиэтилена?

— Да, это самый современный материал, который сегодня применяется в мире. Он прошёл множество испытаний, а время подтвердило его надёжность, экологическую чистоту и отсутствие какого-либо негативного воздействия на окружающую среду.

Кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена применяются в Москве с 80-х годов прошлого столетия. Срок службы кабелей с изоляцией из СПЭ первого поколения относительно невелик — 25-30 лет. Сегодня они уже нуждаются в замене. Материалы, которые используются при производстве современных кабелей с изоляцией из СПЭ, значительно превосходят своих предшественников по надёжности и эффективности. Это позволяет нам рассчитывать, что новые кабельные линии прослужат как минимум 35-40 и больше лет.

— Кабели с бумажно-масляной изоляцией в Москве не применяются вообще?

— Нет. Однако примерно 40% действующих кабельных линий в столице выполнено в маслонапол-ненном варианте. Они постоянно находятся у нас под наблюдением, так как любая негативная ситуация, будь то протечка масла либо ещё что-то, чревата опасными последствиями. Эффективная система безопасности работы маслонаполненных линий позволяет ВКС обеспечить довольно долгий срок службы этих сооружений. Но у нас есть плановая программа по перекладке маслонаполненных линий в линии с изоляцией из СПЭ. Она разработана с учётом того, что ни один завод в России и за рубежом не выпускает кабелей с бумажно-масляной изоляцией. Все ремонтные и эксплуатационные мероприятия на старых линиях мы проводим за счёт собственных резервов и благодаря многолетнему практическому опыту.

— Я правильно понимаю: в столице осталось всего 40% кабельных линий с маслонаполненной изоляцией?

— Да, и их доля продолжает сокращаться благодаря реконструкции старых и строительству новых линий. У нас есть специальная программа, в рамках которой реализуются очень интересные проекты. К ним можно отнести реконструкцию линии «Восточная — Черкизово». Это первая высоковольтная линия в Москве. Её начали строить в 1939 году, а закончили в 1942-м — в самый разгар Великой Отечественной войны. Шла многомесячная тяжелейшая битва за Москву, а линия обеспечивала электроэнергией военные заводы столицы. Сегодня некоторые историки начинают рассуждать о том, что Москву хотели сдать фашистам и что бы после этого было. Не думаю, что те, кто брался за осуществление такого сложнейшего проекта, как строительство ВКЛ, думали о сдаче Москвы. Сегодня КЛ «Восточная — Черкизово», построенная более 70 лет назад, может служить эталоном кабельного мастерства. Она проложена очень грамотно, качественно, на каждой муфте — личное клеймо монтажника, который вёл работы и нёс ответственность за свой участок.

— Учитываются ли при реконструкции кабельных линий вопросы технологического присоединения?

— Вопросы технологического присоединения неразрывно связаны с возможностями присоединяющей организации. Когда мы формируем свои инвестиционные программы, Департамент перспективного развития ОАО «МОЭСК» анализирует в первую очередь существующие возможности линий, ПС, оборудования, возможности роста потребления в каждой конкретной точке, учитывая программу комплексного развития и схему электрического развития города. Это даёт представление о том, какое из направлений нам нужно усилить, на чём сосредоточить внимание. Заменить только высоковольтные кабельные линии — сделать только часть работы. Необходимо одновременно реконструировать и питающие центры. Можно настроить сколько угодно высоковольтных кабельных линий, но, если они будут «запирающими», смысла в них просто нет. Равно как и приступать к реконструкции ПС без реконструкции КЛ — абсурд. Чтобы система работала, необходимо увеличить пропускную способность и высоковольтных кабельных линий, увеличить мощность самих подстанций и реконструировать распределительную сеть среднего и низкого напряжения. Поэтому к реализации любого проекта технологического присоединения в компании подходят комплексно. В частности, реконструкция линии «Матвеевская — Пресня 1, 2» неразрывно связана с реконструкцией подстанции «Пресня», которую осуществляет ОАО «МОЭСК». Сейчас на ПС устанавливается элегазо-вое комплексное распределительное устройство (КРУЭ), к которому мы подойдём со своими кабельными линиями, и т.д.

В результате проведения комплекса работ будут существенно увеличены возможности по подключению новых потребителей Западного района и центра столицы.

— Скажите, а какие районы Москвы наиболее сложны с точки зрения перекладки кабельных линий?

— Все сложные. Но первое место всё-таки удерживает центр города. Плотность коммуникаций здесь такова, что построить новую линию или переложить существующую очень сложно. В этих условиях очень много зависит от проектировщиков, от того, насколько грамотно и точно они делают проекты, которые мы потом воплощаем в реальность. В прошлом году мы в центре переложили две очень сложные линии, а в этом в рамках защищённой пятилетней инвестиционной программы, прошедшей согласование в Минэнерго России, реконструируем КЛ 110 кВ «Филиал ГЭС 1 — ТЭЦ 12 1, 2». Линиям уже почти 57 лет, понятно, что они были сделаны по технологии БМП и проходят по центру города. Мы их переводим в сшитый полиэтилен с увеличением пропускной способности. Здесь мы работаем в рамках комплексной программы по синхронизации работ между ВКС и генерирующими электростанциями. Как вы знаете, в настоящее время осуществляется большая программа по наращиванию генерирующих мощностей в городе. В связи с этим будет вводиться новый блок на ТЭЦ 12, и выдача этой мощности будет идти в том числе через нашу линию «ГЭС 1 — ТЭЦ 12».

Кроме того, нам предстоит провести в будущем году также в центре города реконструкцию с увеличением пропускной способности КЛ 110 кВ «Сити — Никитская 1, 2».

В конце этого года в центре Москвы мы приступим к строительству новой КЛ 220 кВ «ТЭЦ 20 — Кожевническая» (проект уже прошёл государственную экспертизу). Это тоже комплексный проект, в рамках которого будет проведена реконструкция подстанции «Кожевническая» с прокладкой новой кабельной линии 220 кВ протяжённостью более 9 км и выдачей мощности ТЭЦ 20, где строится новый энергоблок.

— На линии «Матвеевская — Пресня 1, 2» мы видели строящиеся коллекторы — настоящие подземные многоэтажки. В инвестпрограмме ВКС планируется строительство двадцати таких коллекторов. Насколько оправдано такое решение по затратам, по востребованности?

— В мире есть разные системы построения электрической сети. В Германии, например, большинство кабельных линий проложено в кабельных сооружениях, а вокруг Берлина построено большое подземное кольцо. Это очень дорогой проект, но его ценность в том, что он работает на будущее. Если вдруг возникнет необходимость в перекладке КЛ, не придётся перекапывать весь город — достаточно спуститься в коллектор и провести необходимые работы. На мой взгляд, это очень разумный подход, но позволить себе такое могут сегодня не многие страны. У нас ситуация другая, и мы идём другим путём: строим коллекторы только там, где не можем пройти никаким иным способом. Одновременно мы понимаем, что в перспективе этот коллектор будет востребован — через него будет осуществляться передача электроэнергии с запада в центр. Здесь планируется проложить четыре высоковольтные кабельные линии — две по 220 кВ и две по 110 кВ. То есть все полкоместа, которые подготовлены под кабели, будут заняты.

Вместе с тем надо отметить, что, если появляется возможность отказаться от строительства дорогостоящих коллекторов, мы её используем. Так, поначалу планировалось построить под Москвой-рекой — от парка им. Горького в сторону Фрунзенской набережной — коллектор для КЛ «ГЭС 1 — ТЭЦ 12». Но потом специалисты пересмотрели это решение. И если проектировщики подтвердят, что мы можем пройти этот участок другим способом, мы от идеи строительства коллектора откажемся. Ведь любое удешевление строительства со стороны ВКС сказывается на стоимости километра кабельной линии, и как следствие — на цене киловатт-часа для конечных потребителей.

— Одним из экономически выгодных решений для густонаселённого города считается использование сити-кабеля. ВКС уже использовала эту технологию в двух своих проектах. Почему бы не расширить ареал применения?

— Уникальность сити-кабеля в том, что он прокладывается в существующих коммуникациях. Впервые мы применили его в проекте КЛ «ГЭС 1 — филиал ГЭС 1» при реконструкции маслонаполнен-ной кабельной линии под Софийской набережной, прямо напротив Кремля. Проводить реконструкцию КЛ в этом месте Москвы на основе существующих технологий было невероятно дорого. Тогда мы применили инновационный подход. Учитывая, что старые линии уложены в металлический трубопровод, демонтировали старый кабель, убрали масло, провели комплекс экологических мероприятий, а в освободившийся трубопровод поместили сити-кабель, увеличив пропускную способность линии. Операция с точки зрения экономики проекта оказалась очень успешной. Нам не потребовалось проводить земляные работы, вести горизонтально направленное бурение, строить новые подземные сооружения, перекапывать проезжую часть, организовывать новое дорожное движение, ухудшая состояние прилегающих территорий, а потом тратиться на благоустройство, и что не менее важно — мы не создали трудностей для жителей и гостей города.

Следующий проект с использованием сити-кабеля реализуется в настоящее время. Речь идёт о реконструкции кабельной линии 110 кВ «Чоботы — Полёт 1, 2» с выдачей мощности на аэропорт Внуково. Решение применить сити-кабель позволило значительно снизить стоимость, сократить сроки работ и частично увеличить пропускную способность КЛ, а главное — повысить надёжность линий.

Сити-кабель — технология хорошая, но её далеко не везде можно применить. Есть как минимум два серьёзных ограничения: он может быть проложен только в имеющемся металлическом трубопроводе, и диаметр трубопровода должен позволять увеличивать пропускную способность линии. Если хоть один из этих пунктов не выполняется, прокладка сити-кабеля теряет смысл.

— Вы несколько раз повторили, что под землёй Москва опутана коммуникациями. Когда проводится реконструкция кабельных линий, то новые прокладываются на месте старых?

— Это было бы идеально. К сожалению, так не получается. На строительство высоковольтной кабельной линии в Москве уходит как минимум год. Мы не можем так надолго выводить из эксплуатации рабочую линию, т.к. это приведёт к ослаблению схемы энергоснабжения. Да и Системный оператор никогда не даст на это разрешение. Поэтому при проведении реконструкции КЛ приходится чаще всего прокладывать новую линию.

— Может ли кабельная компания закрепить за собой место под землёй, чтобы никто из других предприятий не имел права занимать его своими коммуникациями?

— В подземной Москве сейчас наведён порядок. Есть такая организация — ГУП «Мосгоргеотрест», которая руководит всем подземным хозяйством и контролирует деятельность компаний, связанных со строительством и эксплуатацией подземных коммуникаций. Ни один проект не может быть осуществлён без согласования с трестом. Тем не менее вопрос о «месте под землёй» весьма актуален, поскольку касается определения охранных зон для кабельных линий. Есть Постановление Правительства РФ № 160, устанавливающее порядок определения этих зон. ВКС проводит большую работу в данном направлении, чтобы защитить существующие кабельные линии от сторонних воздействий. А их случается немало. Вот недавний пример: в столице торжественно встречали олимпийский огонь. В связи с этим событием были установлены тяжёлые рекламные щиты, два из которых «уселись» прямо на наши кабельные линии, едва не повредив их.

— Как складываются взаимоотношения филиала ОАО «МОЭСК» — ВКС с московскими властями?

— Город является главным нашим заказчиком. С московской мэрией, с управами, префектурами мы работаем в тесном контакте, вместе решаем актуальные вопросы, идём друг другу навстречу. Приведу один пример.

Москвичам хорошо известна Крымская набережная. Там в районе парка «Музеон» к Дню города была построена и открыта пешеходная зона. Очень красивое место. Но мало кто знает, какие невероятные усилия применили ВКС, чтобы параллельно с реконструкцией этого участка проложить необходимые кабельные линии, которые впоследствии не будут портить красоту. По-моему, это неплохая иллюстрация успешного сотрудничества и умения синхронизировать деятельность города и компании.

 

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно