Поздравления от ведущих компаний отрасли и материалы посвященные 70-летию Победы

И.Я. Тарасов – Школа жизни

Энергостроительство на Северо-Западе страны развивалось бурными темпами. В 1941 г. было намечено значительно увеличить объем работ в Ленинградской области. Тресту Севэнер-гострой поручают начать строительство Смолевичской и Василевичской тепловых электростанций в Белорусской ССР...

Война прервала наш мирный труд.

Через несколько дней после начала войны от Народного комиссариата электростанций было получено указание о свертывании работ. Управляющий трестом Севэнергострой с группой работников выехал на Урал. Я был оставлен для руководства организациями треста, направленными на строительство оборонительных сооружений. Мы должны были построить оборонительные сооружения за пределами города.

Командование фронта выделило своих представителей для технического руководства стройкой. Но и наши инженеры и рабочие активно участвовали в усовершенствовании сооружений: главный инженер строительства Охтинской ТЭЦ В.И. Ивин за предложенный им особый профиль противотанковых траншей получил от командования фронта благодарность: было много и других предложений.

Прошло две недели. Наш коллектив совместно с работниками организаций центрального района Ленинграда, общей численностью около 15 тыс. человек, был направлен на строительство укреплений линии Новгород — Шимск. Работы велись в течение всего светового дня, никто не думал об усталости; спали тут же, в кое-как построенных шалашах, ели в наспех оборудованных полевых столовых. Эта огромная армия труда была составлена из людей самых разных профессий: рабочих и служащих, педагогов, и медицинских работников. Многие из них никогда не знали тяжелой физической работы, но, понимая серьезность положения, трудились не щадя сил, и в течение дня выполняли работу, рассчитанную на кадрового строительного рабочего. Среди нас был и коллектив Ленинградского театра и филармонии во главе с дирижером Кириллом Кондрашиным, тогда еще комсомольцем. Артисты балета, оперы, оркестранты трудились наравне с другими. Но вскоре к руководству строительства оборонительных сооружений обратились все, кто там работал, с просьбой вернуть в Ленинград театральные коллективы, что вскоре и было сделано, несмотря на протесты возвращаемых.

Обстановка между тем становилась все более угрожающей. Фашистские стервятники налетали и сбрасывали прокламации о бесполезности обороны, о скором их вступлении в Ленинград. Начались обстрел и бомбежка работающих на сооружениях. Появились раненые и убитые. Но работы не прекращались ни на один день. Люди продолжали самоотверженно трудиться над созданием оборонительных укреплений, так помогших воинам Красной Армии сдержать фашистов, отстоять город-герой.

В сентябре 1941 г. Наркомат электростанций и электропромышленности дал распоряжение о выезде на Урал очередной группы инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих треста. Мне было предложено выехать в Челябинск, где разместился Наркомат. По прибытии получил назначение в организуемое в тресте Уралзнергострой управление по строительству линий электропередачи и подстанций и электромонтажу электростанций — Уралэлектросетьстрой.

Комплектация управления и линейных строительно-монтажных участков производилась из прибывших инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих Донбасса, Ленинграда, Киева, Харькова и других промышленных районов. Возможности наших строительно-монтажных участков далеко не соответствовали нужде в них перебазировавшихся на Урал — в Свердловскую, Челябинскую, Пермскую и Оренбургскую области — промышленных предприятий. Коллективы участков строительства линий электропередачи и подстанций состояли из 4-5 инженерно-технических работников и 10-15 квалифицированных рабочих-линейщиков. Городские, районные организации, промышленные предприятия обеспечивали рабочих жильем, оказывали помощь в подсобных работах. Люди выходили на расчистку трасс линий электропередачи в лесных районах, на заготовку деловой древесины для опор. Как только оканчивались подготовительные работы, управление направляло автомашины, конный транспорт, механизмы, материалы, оборудование, дополнительное количество вольнонаемного состава, а также солдат военных строительных подразделений, выделенных Уральским военным округом.

В те напряженные дни линии электропередачи и подстанции строились в минимально короткие сроки. Заводское оборудование вводилось в действие через несколько дней после прибытия, нередко прямо на открытых площадках, одновременно с подготовкой помещений или со строительством новых зданий. Рабочие, инженерно-технические работники, служащие прибывали из городов и районов страны, охваченных войной, и, невзирая ни на какие трудности, круглые сутки, ночью при кострах, в любую погоду возводили корпуса цехов, монтировали оборудование и сооружали линии электропередачи — делали все для скорейшего выпуска продукции и боевой техники фронту.

Хочется рассказать о некоторых людях, с которыми пришлось мне работать в коллективе Уралэлектросетьстроя.

В Свердловске в управление Уралэлектросетьстроя в октябре 1941 г. зашел человек средних лет, кандидат физико-математических наук и преподаватель Минского университета. По состоянию здоровья он не был пригоден к военной службе и просил дать ему любую работу, чтобы на производстве он мог всеми своими силами помочь фронту. Это был Г.И. Марголин.

Посоветовавшись с главным инженером управления и секретарем партийной организации, мы решили поручить минчанину организацию строительства линии электропередачи от Егоршинской электростанции до г. Реж для обеспечения энергоснабжения нескольких промышленных предприятий, эвакуированных из районов, временно захваченных противником. Не имея производственного и хозяйственного опыта, но страстно желая помочь фронту, Г.И. Марголин обеспечил сооружение линии электропередачи протяжением 90 км и двух подстанций 110 кВ в течение четырех месяцев. Он оправдал оказанное ему доверие, стал одним из лучших руководителей строительства линий электропередачи на Урале.

Не забуду инженера Алиева, длительное время работавшего на сооружении линий электропередачи и подстанций на Урале. Несмотря на свой преклонный возраст, в труднейших условиях Северного Урала он с коллективом рабочих построил в течение шести месяцев линию 110 кВ Березники — Соликамск общей протяженностью до 100 км с двумя подстанциями 110 кВ. Алиев славился исключительной заботой о рабочих, их размещении и питании. Опрятное жилье в палатках и лесных шалашах, вкусная горячая пища, доставляющаяся прямо на пикеты — это большое для того трудного времени дело радовало рабочих и давало замечательные результаты в подъеме производительности труда.

Без конца можно было бы рассказывать обо всех принимавших участие в строительстве линий электропередачи и электроподстанций: о главном инженере Уралэлектросетьстроя Г.А. Шварцмане, начальнике электромонтажа Челябинской ТЭЦ П.И. Патрикевиче, начальнике строительства линий электропередачи для энергоснабжения тагильских предприятий И.К. Ильинском, начальнике электромонтажа Среднеуральской ГРЭС А.И. Кудрявцеве (впоследствии работал начальником Главвостокэнергостроя Минэнерго СССР), главном инженере электромонтажа Челябинской ТЭЦ М.И. Бондареве и других. Они отдавали все свои силы, все знания нашему общему делу.

В конце 1942 г. на Урале из-за острой нехватки электроэнергии станции работали в крайне тяжелом режиме: потребность в электроэнергии возрастала значительно быстрее, чем обеспечивался прирост выработки за счет ввода новых турбогенераторов и котло-агрегатов.

Наркомат электростанций уделял исключительное внимание вводу новых мощностей в Уральской энергосистеме. В начале 1943 г. меня вызвал нарком Д.Г. Жимерин.

— Вам известно, Николай Яковлевич, — спросил он, — какое положение складывается сейчас на Среднеуральской ГРЭС? Ну, так вот, надо ей помочь, — и Жимерин объявил о назначении меня начальником этого строительства.

Жаль было расставаться с коллективом Уралэлектросетьстроя, в котором проработал в течение почти полутора лет. Ведь нам вместе довелось преодолеть столько трудностей. Мы успешно справлялись с ответственными заданиями по сооружению линий электропередачи и подстанций, осуществили ряд смелых инженерных решений.

На строительное управление Среднеуральской ГРЭС было возложено серьезное задание: расширить станцию за счет ввода в действие турбогенератора 50 тыс. кВт и двух прямоточных кот-лоагрегатов. И все это — в течение одного 1943 года.

Технологическое оборудование, которое демонтировалось на других электростанциях и доставлялось на строительство, было, как правило, некомплектным, имело много повреждений. Котлоагрегаты еще вовсе не поступили. Наркомат принимает решение: монтажному участку Красногорской ТЭЦ изготовить и смонтировать прямоточные котлоагрегаты прямо на площадке. Руководил работами Н.А. Роговин, а Среднеуральским монтажным участком Центроэнергомонтажа — В.В. Шемиот и В.П. Банник.

Изготовить вспомогательное оборудование, восстановить оборудование, поступавшее с демонтированных электростанций, выполнять монтажные работы при ограниченной численности квалифицированного персонала, при высоком качестве монтажа в исключительно короткие сроки — сложнейшая задача. Ее возможно было решить только благодаря продуманной, хорошо организованной работе монтажного коллектива Центроэнергомонтажа и его руководителей. Не забыты были при этом и насущные бытовые нужды монтажников: жилье, питание.

Сложность задачи не исчерпывалась изготовлением на стройке котлоагрегатов и монтажом турбогенератора. Строителям предстояло возвести главное здание и вспомогательные сооружения станции.

Здание второй очереди Среднеуральской ГРЭС выполнялось по аналогии со строительством первой очереди в монолитном железобетонном каркасе, с кирпичным заполнением.

Сооружение подземной части, водоподводящих и сбросных каналов, кабельных тоннелей, фундаментов под оборудование открытой подстанции и ряда других объектов производилось в скальных, гранитных породах высокой прочности. Квалифицированных строительных рабочих (в частности, плотников), строительных механизмов и материальных ресурсов было крайне мало.

Инженерно-технические работники строительства — главный инженер Г.Б. Граник, начальник промышленного участка И.А. Симонов, начальник участка сооружений главного корпуса Г.Г. Векслер, прораб участка молодой инженер А.Г. Семенкин (в последнее время работавший главным инженером треста Уралэнергострой) при активном участии инженерно-технических работников Теплоэнергомонтажа уделяли исключительное внимание инженерной подготовке производства работ. Рассчитывать на «авось» не приходилось. Надо было готовиться заранее к любым трудностям.

По предложению И.А. Симонова и Г.Г. Векслера запроектировано было изготовление рамных лесов в горизонтальном положении с последующим подъемом. Такое нововведение происходило из-за того, что работы производились бригадой, состоявшей из учеников плотников, подростков 15-16 лет, которым обычный порядок производства работ был бы не под силу. Руководил подростками опытный бригадир П.М. Пырко, прибывший на строительство из Минской области, где до начала войны работал в колхозе плотником.

В коллективе строителей П.М. Пырко пользовался уважением за свое трудолюбие, мастерство, теплое, любовное отношение к своей «подростковой» бригаде. Он жил вместе с ними в общежитии, обучал их на производстве, заботился о жилье, питании, по-отечески следил за их поведением.

В результате совместных усилий, сознательного отношения к работе главное здание было построено раньше срока на 40 дней. При вручении строительству знамени ГКО за обеспечение ввода в строй турбогенератора и котлоагрегата в марте 1944 г. бригадиру П.М. Пырко была оказана честь принять знамя вместе с начальником строительства.

Так же тщательно, с расчетом на минимальную затрату квалифицированного труда при наличии большого количества неквалифицированных рабочих и работниц разрабатывалась технология производства работ при монтаже котельного турбинного оборудования, изготовлении прямоточных котлов, строительстве промышленных и жилых зданий. Мне хотелось бы, чтобы наши молодые энергетики представили себе, как в тяжелые годы Великой Отечественной войны при отсутствии необходимого количества квалифицированных рабочих и средств механизации мы все же осуществляли сложнейшие инженерные задачи.

Едва ли не самой трудной проблемой для работников управления строительства было обеспечение людей жильем и питанием. Ведь большинство рабочих и служащих стройки прибыли с семьями из районов, временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками. Это были в основном женщины с детьми.

На Среднеуральскую ГРЭС направлялись семьи рабочих и инженерно-технических работников, работавших в организациях Наркомата и ушедших на фронт по призыву или добровольцами в народное ополчение. Многие из прибывших не могли работать и принимались управлением строительства и дирекцией электростанции лишь для размещения в домах поселка ГРЭС. И мы должны были — это было нашей моральной обязанностью — оказать им необходимую помощь.

Свой ограниченный паек рабочие отдавали детям, оставляя себе меньшую часть. После напряженной физической работы на строительстве при таком питании силы не восстанавливались. Началась дистрофия. Болели рабочие, работницы, служащие и их дети. Это сильно обеспокоило нас, руководителей. Любым способом надо было спасать людей, обеспечить нормальный ход строительства. Имеющаяся больница в поселке ГРЭС не могла уже принимать всех больных. Некуда было. Да и как лечить, если нет возможности поддержать питанием.

И все-таки в течение нескольких месяцев управлению строительства совместно с общественными организациями удалось приостановить распространение дистрофии, помочь встать на ноги большинству больных. В поселке строительства оборудовали четыре щитовых дома общей площадью 1800 м2: стационар для больных дистрофией и ночной профилакторий для работающих. Лечение в профилактории и предупреждение дистрофии главным образом решалось путем соблюдения режима питания, выделения профилакторию продуктов повышенной калорийности.

С большой благодарностью больные говорили о враче профилактория Ольге Ивановне Васильевой, прибывшей в поселок ГРЭС со своей семьей из осажденного Ленинграда, которая отдала много труда, чтобы поставить на ноги больных.

Энтузиасты отдела рабочего снабжения много сделали для организации питания рабочих и служащих строительства и их семей. По их инициативе были построены склады для хранения больших запасов овощей, сооружены железобетонные резервуары для квашения капусты. Рабочие специально отправлялись на заготовку ягод, на охоту за дичью. Снабженцы заключили соглашение с совхозом на поставку молочных продуктов и овощей. Все это значительно помогло увеличить паек, выделяемый рабочим. Надо сказать, что без той энергии и инициативы, которую проявляли работники отдела рабочего снабжения, особенно работники столовых, невозможно было бы успешно справиться с обеспечением продовольственного снабжения и питания рабочего коллектива, а в те трудные годы это было первоочередным делом. Этих простых, скромных работников до сих пор вспоминаю с благодарностью за их большую заботу о людях, самоотверженно трудившихся на строительстве Среднеуральской ГРЭС в суровые годы войны.

В апреле 1944 г. в Свердловске в доме Красной Армии большой группе рабочих, инженерно-технических работников строительства Среднеуральской ГРЭС были вручены ордена и медали. Партия и правительство высоко оценили труд коллектива. Приподнятое настроение всех присутствующих "подогревалось" улучшавшейся обстановкой. 1944 г. был годом успешного продвижения на всех фронтах и изгнания фашистских оккупантов с территории советской страны.

Для восстановления разрушенных фашистами энергетических центров Наркомат электростанций начал возвращать часть эвакуированных энергостроителей. В июне 1944 г. в Ленинграде снова начал работать трест Севзнергострой. Управляющим трестом и начальником строительства Дубровской ГРЭС Наркомат назначил меня, главным инженером Ф.В. Сапожникова, заместителем главного инженера Я.И. Финогенова.

Коллектив на строительстве Дубровской ГРЭС создавался из строителей, тепломонтажников, электромонтажников и линейщиков, возвращенных со строительства уральских электростанций и частично с Ленинградского фронта; кроме того, Военный Совег Ленинградского фронта в помощь строительству Дубровской ГРЭС выделил инженерно-строительную бригаду, автомашины, лошадей, одежду, палатки, полевые кухни.

Промышленность Ленинграда восстанавливалась быстрыми темпами, увеличивался выпуск продукции и боеприпасов фронту, необходимую для всего этого электроэнергию и должна была дать Дубровская ГРЭС.

Станция восстанавливалась в сложных условиях, потребовались большие совместные усилия энергостроителей и воинской инженерной строительной бригады.

Дубровская ГРЭС расположена на левом берегу, в нижнем течении р. Невы, недалеко от Шлиссельбургской крепости. На правом берегу реки находилась укрепленная оборона советских войск.

В двух километрах от Дубровской ГРЭС, на левом берегу Невы, советские войска заняли небольшой плацдарм, который удалось удержать в течение всего периода позиционной войны, вплоть до освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. Войска противника, находившиеся в зданиях станции и поселка по левому берегу Невы на протяжении почти двух лет, обстреливались с правого берега, с плацдарма левого берега, бомбардировались авиацией.

Территория станции, поселка и окрестностей была буквально нашпигована невзорвавшимися бомбами, минами, снарядами. Рота минеров работала здесь почти два года. Было извлечено и разминировано свыше пятисот тысяч мин, снарядов и других боеприпасов. Разборка всех разрушенных зданий производилась только с участием минеров. Бывали и случаи подрыва людей, но, к счастью, их было относительно мало.

Чтобы выполнить приказ Наркомата электростанций о восстановлении станции в минимальные сроки, требовалось создать пятитысячный коллектив строителей, что в то время было совсем не простым делом.

На площадке строительства и на расстоянии до 50 км в окрестностях не было ни одного мало-мальски целого жилого дома. Единственным частично уцелевшим помещением, где разместилось управление строительства, была бывшая баня. В бывшем пожарном депо оборудовали в дополнение к полевым стационарную кухню. Дело еще более осложнилось с «неорганизованным» приездом на стройку ранее эвакуированных семей рабочих и жителей поселка станции. Люди размещались в землянках, терпеливо перенося холод и недоедание. Никто никогда не высказывал жалоб на тяжелые условия, настолько все были рады возможности возвратиться в свой Ленинград и заняться восстановлением родного края.

Острая нужда в скорейшем восстановлении разрушенных сооружений электростанции требовала новых инженерных решений, не встречавшихся до сих пор в практике энергостроительства. И надо отдать должное всем участникам и руководителям восстановления Дубровской ГРЭС — главному инженеру проекта восстановления С.А. Зыкову, главному инженеру строительства Ф.В. Сапожникову, заместителю главного инженера строительства Я.И. Финогенову, директору Севзапэнергомонтажа Б.А. Каменицкому, директору восстанавливающейся ГРЭС С.3. Парижскому, начальнику участка треста Гидромонтаж Б.Е. Битилеву и многим другим инженерно-техническим работникам, которые обеспечили разработку проектов организации работ и их осуществление. Коллектив строителей не только восстановил Дубровскую электростанцию, но и построил ее лучше, чем она была, качественнее, по последнему слову техники.

Ленинградские заводы изготовили много нового оборудования. Подольский котельный завод поставил котлоагрегаты. Часть оборудования была восстановлена монтажниками на месте. Вся инженерно-техническая общественность Ленинграда принимала активное участие в решении инженерных задач по восстановлению станции. Много ценных предложений вносили и инженерно-технические работники строительства, особенно по использованию выведенных из строя конструкций и узлов. Так, по предложению Ф.В. Сапожникова, В.С. Капшицера, Б.Е. Битилева и других инженеров из непригодных к дальнейшему использованию кубовых воздухоподогревателей котлов изготовили профилированный листовой настил для кровли главного здания, утеплив при этом кровлю пенобетоном. Опыт создания такой кровли был использован строителями Дубровской ГРЭС и при сооружении высоковольтной лаборатории Ленинградского института постояннного тока. В данное время Минэнерго начало широко внедрять профилированный настил, учитывая его явные преимущества.

Строители Дубровской ГРЭС для восстановления электростанции и строительства жилого поселка создали мощную производственную базу. Были построены цехи сборного железобетона, лесопиления и деревообработки, производства цемента из сланцевой золы с добавлением клинкера, литейный и механический цехи.

Впоследствии на основе этих цехов был создан Дубровский завод железобетонных изделий — в настоящее время один из лучших заводов Министерства. В декабре 1945 г. Дубровская ГРЭС дала электроэнергию Ленинграду. Только энтузиазм и самоотверженность людей, высокое понимание задачи и изобретательность позволили в этих трудных условиях осуществить такие сложные работы в рекордно короткие сроки.

В социалистическом соревновании коллективу строителей и монтажников неоднократно присуждалось знамя Государственного комитета обороны СССР. Партия и правительство высоко оценили труд коллектива восстановления Дубровской ГРЭС, наградив большую группу энергостроителей орденами и медалями.

Победа и ликвидация последствий войны дались нашему народу нелегко. Многих товарищей не досчитались и мы, энергостроители. Память о ленинградских энергетиках и энерговосстановителях, погибших в годы жестокой борьбы с коварным врагом, пытавшимся уничтожить Ленинград, колыбель пролетарской революции, будет вечно жить в их славных героических делах.

Тепловые электростанции, расположенные в различных районах города Ленинграда, за период блокады подвергались разрушению и отдельным повреждениям от частого попадания авиабомб и артиллерийских снарядов. Восстановлением их занималось созданное еще в первые дни войны в Ленэнерго Управление восстановительных работ, в состав которого вошли строители и монтажники треста Севэнергострой.

Самоотверженным трудом энергостроители аварийного управления Ленэнерго совместно с коллективами эксплуатационников обеспечили в конечном итоге электроснабжение важнейших объектов осажденного борющегося Ленинграда, а после освобождения от вражеской блокады их руками были полностью восстановлены электростанции и энергетическое хозяйство крупнейшего промышленного и научного центра страны — города-героя Ленинграда.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Информация по заявке
Актуальность
Город
Текст по заявке
или прикрепите файл
Прикрепить файл
Контактные данные
Организация
E-mail
Телефон
Контактное лицо
Комментарий
Отраслевая Служба Заказов от RusCable.Ru
– это оперативный бесплатный сервис для покупателей КПП.

Стоит только заполнить форму слева и в течение нескольких минут Вашу заявку увидит около сотни компаний-поставщиков. Те организации, которые могут ответить указанным Вами требованиям, напрямую свяжутся с Вами.

Остались вопросы? Задайте их операторам Службы Заказов
тел.: 8 (495) 229 33 36
или e-mail: zakaz@kab.ru


Работайте быстро и без посредников, работайте с RusCable.Ru!