Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Разное

Беспилотные летательные аппараты. Характеристики беспилотников

20.11.2014
Рубрика: Разное

Обсудить на форуме

Информация предоставлена: "ФБ"

Время чтения ≈ 16 мин
68653
Авторы и источники / Правообладателям

В представлении большинства людей, не имеющих отношения к авиации, беспилотные летательные аппараты представляют собой несколько усложненные версии радиоуправляемых моделей самолетов. В определенном смысле так оно и есть. Однако функции этих устройств в последнее время стали настолько разнообразными, что ограничиваться только таким взглядом на них больше нельзя.

Начало беспилотной эры

Если говорить об автоматических летательных и космических дистанционно управляемых системах, то тема эта не нова. Другое дело, что в последнее десятилетие на них возникла определенная мода. По своей сути, советский челнок «Буран», совершивший космический полет без экипажа и благополучно приземлившийся в теперь уже далеком 1988 году, - тоже беспилотник. Фото поверхности Венеры и многие научные данные об этой планете (1965) также получены в автоматическом и телеметрическом режиме. И луноходы вполне соответствуют представлениям о беспилотной технике. И многие другие достижения советской науки в космической сфере. Откуда же возникла упомянутая мода? По всей видимости, она стала результатом опыта боевого применения подобной техники, а он был богатым.

Первоначально беспилотные летательные аппараты чаще всего использовались либо в качестве учебных мишеней, либо как самолеты-снаряды. Это было еще в первой трети XX века, и положение это сохранялось до самого конца столетия (не считая космических аппаратов). Потери авиации во Вьетнамской войне заставили руководство Пентагона задуматься о способах сокращения людских потерь. Те же соображения побудили приступить к разработке управляемых с земли авиационных средств конструкторов израильских фирм.

Классификация БЛА

На начальном этапе развития этого класса аэротехники беспилотные летательные аппараты были неуправляемыми. Технологическая революция и развитие программных средств дали толчок для создания летающих роботов, работающих по заданному алгоритму. Иными словами, такой аппарат должен после запуска совершить полет по заданному маршруту на нужной высоте, зафиксировать на встроенное электронное регистрирующее оборудование информацию о наземной ситуации под крылом, прибыть вновь в начальную точку и совершить посадку. Возможен вариант трансляции данных в режиме реального времени на принимающий монитор по радиоканалу, но в течение всего рейда в процесс управления персонал, находящийся в пункте слежения, не вмешивается. При всех достоинствах такого подхода, он имеет существенный порок. Создать программу, которая могла бы учесть все возможные ситуации, невозможно. Тогда возник третий путь решения управленческой функции – телеметрический. Пилот находится на земле, наблюдает обстановку через встроенные камеры, ведет запись нужной информации и принимает решения так же, как пилот обычного самолета. Этот метод получил название дистанционно-пилотируемого. Он, кстати, используется и в игрушках-моделях с радиоуправлением, правда, довольно дорогих (они стоят сотни, а иногда и тысячи долларов).

Опыт применения новой техники получила Армия обороны Израиля (Цахал) во время войны 1973 года. Беспилотные летательные аппараты применялись для оперативной разведки, но большие размеры и вес видеоаппаратуры того времени сильно ограничивали возможности этого средства. Тем не менее именно в этой ближневосточной стране раньше всех поняли перспективность дистанционно управляемой авиации, что и сказалось на дальнейших успехах израильских конструкторов.

Потрясающее разнообразие

Разведкой область применения не ограничилась. Инженеры американского военно-промышленного комплекса пошли дальше. Помимо малоразмерников, они посчитали вполне логичным решением создание ударных роботизированных систем, и даже истребителей. Разумеется, эти машины должны быть большими, чтобы нести вооружения весом в сотни килограммов. Диапазон размеров расширялся и в противоположную сторону. Беспилотник с камерой наблюдения можно замаскировать под птицу или даже насекомое, работы в этом направлении уже ведутся, а главное препятствие на пути к успеху – несовершенство современных источников питания, которые должны были бы обеспечить возможность трехмерного перемещения образца в течение нескольких дней. Пока же «жучки» (в самом прямом смысле) летают на протяжении времени, измеряемом часами.

При решении мирных задач

Оказались востребованными не только военные, но и мирные беспилотные летательные аппараты. Цены на них довольно высокие (в зависимости от комплектации и техничсеких возможностей БЛА может стоить от одной до десятков тысяч долларов), но экономически их использование выгодно. Разведка метеорологической обстановки, поиск пострадавших и потерявшихся в горах альпинистов, оценка ледовой обстановки, направления распространения огня при лесных пожарах, движения лавы во время извержения вулканов и многие другие задачи всегда выполнялись средствами авиации. Пилоты и техника подвергались риску, выполняя опасные полеты, а если принимать во внимание стоимость топлива и амортизации вертолетов и самолетов, то становится вполне понятно стремление использовать дистанционно управляемые или роботизированные аэросистемы.

Для охраны границ и контроля миграции сегодня также часто используются беспилотники. США имеют протяженную границу с Мексикой, откуда в страну пытаются незаконно проникнуть в лучшем случае рабочие-нелегалы, а в худшем – контрабандисты с грузом наркотиков. Подобные проблемы есть и у России, Туркмении, Казахстана и многих других государств. Неоценимую помощь в борьбе с браконьерством также могут оказать беспилотные летательные аппараты. Но их достоинства, такие как малошумность, низкая степень заметности, небольшие размеры, все же в большей степени привлекают оборонные ведомства стран во всем мире.

Свойства беспилотных аппаратов

Военные беспилотники обнаружить в небе труднее, чем обычные самолеты или вертолеты. Во-первых, их можно сделать небольшими, а во-вторых, все технологии, обеспечивающие малую заметность на экране радара, применимы и для этого тактического средства. Но это еще не все. Если нужно, то такой летательный аппарат может иметь и вполне серьезные размеры. Главное достоинство перехватчика, работающего в роботизированном режиме, заключается в возможности совершать любые маневры не опасаясь, что летчик потеряет сознание из-за огромных перегрузок. Именно это обстоятельство побудило руководство американских ВВС сделать ставку на беспилотники. США вложили в разработки этого вида вооружений огромные средства, соизмеримые с ВВП некоторых государств. Сегодня трудно судить о результатах усилий в области истребительной авиации, информации о них очень мало, из чего возможны два вывода: либо испытания настолько успешны, что их следует держать в секрете, либо они крайне неудачны. При этом второй вариант более вероятен. О собственных победах Пентагон охотно рассказывает, причем даже обычно их несколько преувеличивает.

Беспилотный штурмовик "Предатор"

Зато в центре внимания - ударный беспилотник. Этот вид вооружения применялся во время операции против Ливии (2011). Использовался наиболее распространенный тип, Predator, обладающий достаточно неплохими характеристиками. Возможность нести ракеты для стрельбы по наземным целям или управляемые бомбы, высокий (свыше 7 тыс. м) потолок компенсируют относительно небольшую скорость. Управление производится с наземных пунктов, а в последнее время даже прорабатывается возможность удаленного пилотирования с баз, находящихся на территории США, через спутниковые каналы связи. Такая информационная завязанность порой не всегда играет на руку интересам стран, обладающих впечатляющими технологическими достижениями. Во время разведывательного полета над Ираком в 2008 году один из "Предаторов" снабжал информацией не только свои вооруженные силы, но и отряды повстанцев. Выяснилось это случайно, после пленения одного из боевиков, у которого был обнаружен портативный компьютер с видеозаписью. Для считывания видеопотока использовались программные средства, разработанные в России.

За время своей военной карьеры "Предаторы" несли потери. Сбивали их над Югославией, Ираком и Афганистаном. Несколько штук разбились из-за ошибок пилотирования и технических неполадок. В настоящее время конструкция этого типа БЛА секрета не составляет. Любой желающий может даже приобрести подобные беспилотные летательные аппараты. Цены зависят от комплектации, однако и самый скромный вариант «игрушки» обойдется в семизначную долларовую сумму (около пяти миллионов).

Беспилотники всех стран

Руководство США стремится к военно-технологическому превосходству, считая, что чем сложнее боевая техника, тем она эффективнее. Это не всегда так, но при оценке потенциала того или иного технического образца следует учитывать и интересы фирм-производителей. Сегодня многим военным аналитикам стало ясно, что роль БЛА в реальной военной обстановке велика, но решающей ее назвать трудно, даже с самой большой натяжкой. Они, конечно, помогают наземным силам, но полностью успех обеспечить не могут, что косвенно подтверждается не очень победными итогами кампаний армии США в Афганистане и Ираке. Тем не менее многие страны включились в гонку, целью которой стало создание самого совершенного летающего робота. Характеристики беспилотников различны в зависимости от тех задач, которые им предстоит решать.

Наибольших успехов в этой области машиностроения добился Израиль. Здесь, конечно же, имеют значение особенности ближневосточного театра военных действий. Расстояния небольшие, работать разведке приходится практически в режиме реального времени. Изначально высокие требования к ТТД беспилотников задали темп развития этого класса вооружения, и в настоящее время все страны, подвергающиеся рискам локальных конфликтов, стараются заимствовать опыт Израиля, закупая технику у него либо производя собственные разработки. В их число входит Турция, Индия, Британия, практически все европейские страны-члены НАТО и, конечно же, Россия.

Приключения беспилотников в России

Следует с грустью констатировать, что должную оценку возможности этого класса вооружений в нашей стране получили не сразу. Большая часть впечатляющих достижений нашего ВПК в своей основе имеет еще советские разработки, которые при всех своих достоинствах обречены, как и любая другая техника, на моральное старение. Во времена руководства Министерством обороны Сердюковым на российские беспилотники была израсходована внушительная сумма – пять миллиардов рублей (примерно 170 млн $), но эффект оказался весьма скромным. По словам самого же министра, ни в какое сравнение с зарубежными образцами отечественные разработки не шли. Впрочем, наличие и несовершенных беспилотников лучше, чем их полное отсутствие. Тогда же (2009) было принято решение сперва о закупке в Израиле, а затем и совместном производстве этих аппаратов разведывательного назначения.

Общая сумма контракта с фирмой Aeronautics Defense Systems составила более пятидесяти миллионов долларов США (за 12 штук). Следующие пять БЛА «Орбитер» отличались от предыдущих расширенной комплектацией, поэтому стоили дороже, по 600 тыс. за каждый.

То, что можно сделать с учетом опыта наиболее успешных стран, нельзя путать с другими задачами, решаемыми исключительно отечественными средствами. Разведывательные аппараты двойного назначения, выпускаемые СП, могут дать лишь начальный импульс для российского производства. За дело взялась фирма «Туполев», которая стремится создать ударный беспилотный комплекс Ту-300. Есть и другие наработки, решения о закупке которых принимаются Министерством обороны на конкурсной основе.

Объем выделяемых на программу бюджетных средств и технологический уровень отечественного оборонного комплекса позволяют надеяться на то, что вскоре российские беспилотники станут лучшими в мире. Или, по крайней мере, не уступят ни в чем иностранным аналогам. Особый интерес представляют машины, предназначенные для радиоэлектронной борьбы.

А как этим пользоваться?

Управление беспилотными летательными аппаратами является такой же специальностью, как обычная профессия летчика. Дорогую и сложную машину запросто можно разбить о землю, совершая неумелую посадку. Ее можно потерять в результате неудачного маневра или обстрела неприятелем. Как и обычный самолет или вертолет, беспилотник нужно постараться спасти и вывести из опасной зоны. Риск, конечно, не такой, как в случае с «живым» экипажем, но и разбрасываться дорогостоящим оборудованием не стоит. Сегодня в большинстве стран инструкторскую и учебную работу проводят опытные летчики, усвоившие управление БЛА. Они, как правило, не являются профессиональными педагогами и специалистами по компьютерной технике, поэтому такой подход вряд ли сохранится надолго. Требования к «виртуальному пилоту» отличаются от тех, что предъявляются к будущему курсанту при приеме в летное училище. Можно предположить, что конкурс среди поступающих на специальность «оператор БЛА» будет немалым.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно