Материалы RusCable.Ru

Метро-2016: Надежность?

12.09.2016
Рубрика: Материалы RusCable.Ru

Обсуждают на форуме (57)

Собственная информация RusCable.Ru

74258 просмотров

"Метрополитен – один из основных видов городского пассажирского транспорта, многие станции которого являются памятниками истории, культуры, архитектуры и охраняются государством".
Пункт 1.1 Правил пользования метрополитеном

Вступление

Московский метрополитен в цифрах и фактах.

На 12 линиях расположено 200 станций
333,3 км общая протяженность линий
более 500 составов в парке
90 секунд – минимальный интервал движения поездов
99,993% – выполнение графика движения поездов
44 станции являются объектами культурного наследия

более 300 подстанций
более 12 000 км – протяженность кабельной сети

В среднем, ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров. В будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Это самый высокий показатель в мире!

По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире.

До 2020 года планируется открытие еще 55 станций, а общая протяженность путей в двухпутном исчислении превысит 450 км.
До 2025 года, согласно генеральному плану Москвы, общая протяжённость линий Московского метрополитена составит 650 км, в 2 раза больше, чем сейчас.

Московский метрополитен изначально нес на себе кроме транспортной функции, еще и оборонную. В этом качестве объекта гражданской обороны московская подземка может использоваться как массовое бомбоубежище. Долгие годы все станции метрополитена проектировались с учетом защиты от оружия массового поражения – атомного, химического и бактериологического. В том числе, предусмотрены дизельные электростанции, способные поддерживать освещение и вентиляцию в случае прекращения внешнего энергоснабжения.

Однако именно качественное и бесперебойное энергоснабжение метрополитена – это основа безопасности под землей. И не только в экстренных случаях, а каждый день, час, минуту. Любая нештатная ситуация под землей может привести к трагедии, ценой которой станут жизни огромного количества людей, ежедневно пользующихся метрополитеном. Именно поэтому энергоснабжению метрополитена всегда уделялось особое внимание.

Если внимание всегда было таким особенным, почему аварии в метро стали происходить с такой регулярность? Причем не вся информация попадает в СМИ. Да, процент соблюдения графика движения поездов Московского метрополитена высокий, но как и в других областях в нашей стране – это заслуга высоких профессионалов всех служб подземки. Аварии – это сигналы, что-то идет не так, есть проблемы. Каковы гарантии того, что и в дальнейшем сотрудники метро будут справляться? Численность населения в столице растет, нагрузка соответственно повышается.

Заметим, что усиливающееся давление на работников столичного метрополитена привело к ряду акций в рамках начавшейся 16 июня 2016 года кампании «за достоинство работников и право на свободу объединения в профсоюзы», инициированной профсоюзом работников ГУП «Московский метрополитен».

Крупные аварии в московском метрополитене в 2016 году по вине электрооборудования

8 июля 2016 года произошло возгорание силового кабеля из-за короткого замыкания на станции «Выхино». Станции «Котельники», «Жулебино», «Лермонтовский проспект», «Выхино», «Рязанский проспект», «Кузьминки» были закрыты для входа и выхода пассажиров с 5:30 утра. Движение на Таганско-Краснопресненской линии было восстановлено лишь спустя несколько часов.

17 июня 2016 года в результате скачка напряжения произошло КЗ в кабеле уложенном в тоннеле метро вблизи станции «Красногвардейская», что стало причиной возникновения задымления на станции. Движение поездов было остановлено на 2 часа, при этом пострадал один сотрудник Метрополитена.

7 марта 2016 года на станции метро «Новые Черемушки» произошло короткое замыкание в релейном помещении, где расположены приборы по управлению светофорами, что привело к возгоранию. В результате, до 11 марта Калужско-Рижская линия работала в «особом» режиме с увеличенными интервалами движения поездов и сокращенным временем работы станций, а часть станций была закрыта полностью или частично.

Но согласно статистике, по количеству технических сбоев на одного пассажира, московское метро по-прежнему остается самым безопасным в мире. Сможем ли мы удержать это первенство?

Часть 1. «Прогнило что-то в Датском государстве...»

Проблемы в столичном метро есть, причем не только в энергетической инфраструктуре. О необходимости масштабных ремонтных работ говорит всё!

Во-первых, число аварийных инцидентов. При этом мы не забываем, что помимо крупных аварий, происходят многочисленные небольшие аварии и нештатные ситуации, информация о которых далеко не всегда попадает в СМИ. Бывали случаи, когда за одну неделю происходило по нескольку аварий. Порой даже на одной линии – особенно в этом плане отличается «фиолетовая» ветка. И это только что касается энергоснабжения и электрооборудования, т.е. нашего «профиля», а ведь есть еще многочисленные инциденты на подвижных составах, которые мы оставляем за рамками данного материала.

Во-вторых, активная деятельность профсоюза работников московского метрополитена, неоднократно за последние месяцы привлекавшая все СМИ. Сотрудники рассказывают не только о положении и условиях труда самих работников предприятия, но и о состоянии подземки, причинах пожаров в метро, отсутствии запчастей, отсутствии полноценного технического надзора и нехватке специалистов из-за сокращений.

В-третьих, низкий интерес страховщиков к метро, объясняемый низкой премией и высокими рисками. Об этом журналисты «Ведомостей» беседовали с представителями крупных страховых компаний. По их словам «страховые случаи в метро происходят все чаще, на их урегулирование страховщики тратят большие деньги, а с такой премией есть большая вероятность отработать в лучшем случае в ноль, может случиться и несколько крупных убытков».

А между тем, ежедневно предоставляя услуги более чем 7 миллионам пассажиров, московский Метрополитен работает в условиях жесточайших перегрузок. И говорят об этом уже сами сотрудники столичной подземки. Разве это не наводит на мысль: «А безопасно ли спускаться в метро»?

Часть 2. Ближе к теме… что с кабелем?

Метро сегодня – это 17 000 км питающих кабельных линий и, по данным метрополитена, до 2020 года необходимо проложить дополнительно более 7 000 км новых кабелей, и заменить более 3 000 км физически изношенных кабелей.

Если говорить о системе электроснабжения в московском метрополитене – то на текущий момент, более 90% всего кабельного хозяйства составляют кабели с бумажно-пропитанной изоляцией (БПИ). Причем, это кабели отслужившие более положенного срока эксплуатации и, действительно, требующие ремонта или замены.

По источникам службы электроснабжения ГУП «Московский Метрополитен» и другой имеющейся в нашем распоряжении информации, минимально необходимая сумма инвестиций, для поддержания рабочего состояния кабельных линий и безаварийной перевозки пассажиропотока, составляет не менее 7 млрд. рублей в год. При этом, фактически, на ремонт и реконструкцию кабельных линий за последние 3 года было потрачено менее 100 млн. рублей, хотя с 2010 по 2013 год тратилось, в среднем, не более 100 млн. рублей в год. В тоже время, в период с 2010 по 2016 гг. на закупку кабельно-проводниковой продукции для строительства новых линий метро было затрачено порядка 42 млрд. рублей.

Учитывая то, что проекты последних лет направлены на активное строительство новых линий и станций подземки, складывается ощущение, что ремонт и техническая поддержка существующих линий и станций ушли на второй план.

Исходя из вышеприведенных данных, можно предположить, что такой дефицит ремонтных работ обусловлен не отсутствием необходимых денежных средств в бюджете города, а желанием некоторых руководителей транспортных служб продвинуть иные идеи, руководствуясь собственным видением решения вопросов с устаревшими системами и их ремонтом.

Для того, чтобы больше понимать происходящее изнутри, сотрудники редакции портала пообщались с представителем профсоюза работников ГУП «Московский метрополитен». По понятным причинам, имена, фигурирующие в интервью, а также имя респондента не указываем. Приводим выдержки из этого интервью, в случае заинтересованности компетентных органов – готовы предоставить полную версию.

RusCable.Ru: – Как фамилия друга Л*******?

ПрофСоюз: – П**** Д******. Они с ним познакомились ещё когда он «Сапсанами» занимался.

– Я слышал про П*****, что это достаточно технически подкованный человек.

– Не бывает человека технически подкованного в разных вопросах. Ваше образование позволяет вам что-то о космической технике говорить?

– Нет.

– Частично.

– Очень частично.

– То же самое о водопроводе, например. Знаем принципиальное устройство, а как это работает… Наверное, так и не должно быть, хотя он прошел вроде бы разные стадии, и помощником машиниста был, и начальником. Не его уровень – метро. Он столкнулся с огромным предприятием двойного назначения. Это деньги колоссальные, если посмотреть по продаже билетов, это около 110 млрд рублей в год – доход только от билетов.

– А с приходом господина П***** что изменилось для работников метро?

– Он пришел, наобещал, что будет всё хорошо. Обещал поднять зарплату. Конечно, здесь мало зарабатывают все, эта позиция была встречена шикарно трудовым коллективом, карт-бланш, делай что хочешь. И он через год начинает сокращать людей.

– А чем это обуславливается? Оптимизация?

– Да. Гениальное слово – оптимизация. И жизнь заставляет…

– Что, люди стали меньше ездить на метро?

– Конечно, нет. Перевозки не упали. Он начал замену нового подвижного состава по совершенно безумным ценам, хочет перевести всё это, как в лизинг брать вагоны, считает, что эта бизнес-модель гораздо более эффективная. Крайних найти можно будет, да, а сам он за это отвечать не будет.

– А какие альтернативные варианты кроме замены подвижного состава могли бы быть? Модернизация?

– Если вагоны оправдали себя и ходят, состоят на 100% из комплектующих отечественных, стоят порядка 16-17 млн рублей вагон, то этот почему-то начал стоить 64 млн и на 80% из импортных комплектующих. Тоже разработка Siemens конца 60-х годов, чуть-чуть технические изменения они внесли. Инженерная мысль очень хорошая, но этот вагон тяжелее, в стандарты метро не укладывается, почти вдвое более энергоемок, по сравнению с теми вагонами, старыми нашими. Они до сих пор выпускаются, тот же Метровагонмаш их выпускает, Завод Егорова в Питере выпускает эти номерные вагоны 717-ой и 714-ой серии. Захотелось ему 760-ую, это ноу-хау, это замечательно. Вагоны в три раза дороже, почти в четыре.

– По поводу энергопотребления, которое в два раза больше. Я так понимаю, это один из ключевых моментов. Были пожары в метро…

– Мы про это тоже кричим, что надо инфраструктуру менять.

– Инфраструктуру чего?

– Тяговых подстанций, кабельных сетей, рельсы другие нужны. Этот вагон на 5 тонн тяжелее, по этим пробегам с такими мощными тяговыми токами – рельсы горят. Есть фотографии, где выгорает кусок рельсы.

– Это человеческий фактор в большей степени.

– Он уже несколько раз повторялся. Это отсутствие технадзора или отсутствие компетенции при работе.

– Это может привести к серьезным…

– Может. Особенно на стрелках, которые находятся на главных путях. На прочих путях это не так чувствуется. Здесь один раз стрельнет – мало не покажется.

– А почему так?

– Хороший вопрос. Набить карман себе как-то, оформив, что это сделала другая контора, другой кабель. Кто его потом будет проверять, если я – начальник? А когда я перестану быть начальником, мне уже будет всё равно. Мы против такого подхода.

Три момента сейчас. Эскалаторы – беда с перепробегом, с их ресурсом. Кабельные линии. Сети не выдерживают. Если будет замена подвижного состава, как планируется, по линиям, у нас Таганская и Краснопресненская линия будет гореть, там пошли новые поезда, их становится всё больше, они более мощные, кабель просто не выдерживает нагрузки.

– Что делать дальше, как быть?

– Вопрос простой. Если человек нацелен на то, чтобы предприятие работало, значит, нужны определенные стандарты и четкие расчеты. Если ты вдвое более энергоемкое оборудование ставишь – изволь сначала сделать инфраструктуру, подвести новый кабель, поменять трансформаторы. Это безумных денег стоит, но это было упущено. У нас сейчас включаются составы по очереди, потому что после того, как подается напряжение с утра, если одномоментно включится шесть составов, подсос вырубает. Просто потому что у них стоят достаточно мощные конденсаторы, при включении они берут всю энергию и выбивают всю подстанцию.

Тяговые перегрузки – один, два, трехкратные ещё может переживет сеть, а когда они систематические – сеть не переживет. Это Серпуховско-Тимирязевская, где выбивает подстанции. То же самое у нас будет на Таганско-Краснопресненской линии, то же самое на Калининской линии, где тоже ходят новые составы, но они пошли другим путем – увеличили интервалы между поездами.

– То, что вы говорите, это не является закрытой информацией?

– Нет. Это общедоступно, мы об это уже объявляли.

– Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

– Если не найдут денег и не обратят на это внимание – будем гореть, будут жертвы. На Красногвардейской за две минуты затянуло платформу едким дымом, не видно ничего, средств индивидуальной защиты нет. Хорошо – мало народу было, вытолкали всех. Последних уже вслепую выталкивали. Выхино открытого типа, людей не было, ещё до открытия станции, поэтому тоже без жертв. Если это произойдет, скажем, на станции глубокого залегания, то будет плачевно.

– А предпосылки все существуют.

– Техника, кабель надо менять, нагрузка растет, старые кабели надо менять!

Масштабы или, по крайней мере, очертания проблемы видны. И они колоссальны!

Часть 3. БПИ, СПЭ, ЭПР…

Кабельные линии нужно менять, модернизировать, обновлять… Это очевидно. Как уже упоминалось – 90% кабельного хозяйства столичного метро составляют устаревшие конструкции кабелей с БПИ изоляцией. Мало того, что устаревшие конструкции, так еще и значительная доля этих кабелей отслужила более положенного срока эксплуатации. Так ли это плохо? То, что кабели используются сверх нормы – однозначно плохо. Надо менять. Без вариантов. Жизни людей – вот цена, которая может быть уплачена ради сиюминутной экономической выгоды. Однако есть и другая сторона – показывающая высочайшую надежность кабелей с БПИ, которые бесперебойно работают десятки лет. И это не теоретические расчеты, а опыт, подтвержденный многолетней эксплуатацией в жестких условиях Московского метрополитена.

А что насчет более новых, современных конструкций кабелей? С изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ) и этиленпропиленовой резины (ЭПР)? Тем более, что все мы знаем – Московский метрополитен всегда внимательно следит за всеми последними достижениями науки и техники, которые можно применить на его объектах.

А тут все просто и сложно одновременно.

Просто – потому что это действительно заслуживающие внимания кабели. Более того, даже имеющие опыт эксплуатации в метрополитенах за рубежом (в первую очередь это касается кабелей с ЭПР изоляцией). И в обозримом будущем неминуем переход на данные типы кабелей, либо их следующие поколения, когда промышленность освоит производство более совершенных конструкций.Но замена кабелей в поземке нужна не завтра… а сейчас! Даже вчера, как это часто бывает. И в нашем случае это не метафора.

И вот тут начинаются сложности.

При всей привлекательности и неоспоримых достоинствах новых кабелей с ними есть проблемы. Конечно же, первая и самая очевидная проблема – отсутствие столько же долго периода эксплуатации. Далее, для кабелей с СПЭ изоляцией есть существенные ограничения по применению, вследствие чего недопустимо их применение в метрополитене – согласно ПУЭ «Применение проводов и кабелей с полиэтиленовой изоляцией или оболочкой запрещается во взрывоопасных зонах всех классов». У ЭПР изоляции этого недостатка нет, и казалось бы, вот оно – идеальное решение. Современное, перспективное и, со слов адептов ЭПР, экономически и эксплуатационно более выгодное.

Разберемся, так ли это?

Часть 4. Разрушаем мифы

Первое, что хотелось сказать, что все рассуждения ведутся в контексте применения кабелей для условий Московского метрополитена. Не забываем об этом.

Иллюзия обмана №1: «Кабель с ЭПР обладает лучшими параметрами»

Чтобы понять верно ли это утверждение – перейдём к сравнению технических и эксплуатационных параметров кабелей с этиленпропиленовой резиновой изоляцией, и кабелей с «устаревшей» бумажно-пропитанной изоляцией.

Сразу отметим, что все найденные нами сравнения, приводимые разработчиками кабелей с ЭПР, дают аналогии только с кабелями с БПИ конструкции 50-х годов, главная претензия к которым – это ограниченная возможность прокладки данного кабеля на трассах с существенной разницей уровней (при этом забывая, к примеру, о разработке нового кабеля с БПИ изоляцией для вертикальных прокладок с индексом «нг-HF»).

В новых конструкциях кабелей с БПИ изоляцией для пропитки применяется усовершенствованный состав масел, который не вытекает, что устраняет главный недостаток таких кабелей, и позволяет использовать кабели без разности уровней прокладки. Помимо вышесказанного, в соответствии с требованиями по пожаробезопасности зон с массовым скоплением людей, кабели с БПИ приобрели индекс «нг-HF», что повышает их конкурентоспособность на современном рынке.

Возникает предположение, что все явно обозначенные «достоинства» кабелей с ЭПР представляют из себя лишь бутафорию, или, говоря понятным языком, «пускание пыли в глаза».

Таблица №1. Сравнение технических и эксплуатационных параметров кабелей с ЭПР и БПИ.

Характеристики Кабели на напряжение 10 кВ
Материал изоляции ЭПР
Этиленпропиленовая резина
БПИ
Бумажная изоляция, пропитанная нестекающим составом
Конструктивное исполнение
ТПЖ – медь или алюминий Три жилы круглой формы Три жилы секторной формы
Металлическая оболочка Нет Свинцовая
Технические параметры
Температура жилы при работе в номинальном режиме, °С 90 70
Температура жилы при перегрузке, °С 105 90
Температура жилы при коротком замыкании, °С 250 200
Эксплуатационные параметры
Температурный диапазон эксплуатации, °С от -60 до +50 от -50 до +50
Минимальная температура прокладки без предварительного подогрева, °С -5 0
Допустимый радиус изгиба, мм
Расчетное значение радиуса изгиба для конструкции 3х240 - 10 кВ
785 мм 888 мм
Длительно допустимые токовые нагрузки кабелей с медными жилами при прокладке, А  
– в земле
3х240 - 10 кВ
488 396
– на воздухе
3х240 - 10 кВ
524 455
Вибростойкость да да
Срок службы, лет 30 (не проверенный) Проверен, более 50 лет
Применение в сетях с изолированной нейтралью – стойкость к ОЗЗ (однофазные замыкания на землю) Нет данных Отличная
Эффект самозалечивания изоляции
Строительная длина на барабане №22а и №22в соответственно 265-305 м
MEDIASTRIPR BH 3х240-10
Дн = 78,5 мм
500-600 м
ЦСБВнг(А)-LS 3х240-10 кВ
ЦСБПнг(А)-HF 3х240-10 кВ
Дн = 59,2 мм
Прокладка по трассам с разностью уровней между высшей и низшей точкой расположения кабеля Не ограничено Не ограничено

Сегодня мало кому из иностранных производителей КПП удастся доказать надежность собственной продукции, подтвержденную многолетним опытом эксплуатации. Фактически, только кабель с БПИ подтвердил заявленный срок службы, прослужив более 50 лет в условиях колоссальных нагрузок Московского метрополитена, и имеет такой запас прочности, что продолжает выполнять свои функции!

Помимо данного параметра, кабель с БПИ обладает существенным преимуществом – эффектом самоликвидации аварийного режима. Высокая «живучесть» бумажной пропитанной изоляции обусловлена возможностью перемещения пропиточного состава из места горения дуги и обратно. В тоже время при электрическом пробое твердого диэлектрика, кабель не сможет восстановить свою электрическую прочность, и любое однофазное замыкание будет приводить к устойчивому аварийному режиму.

Несмотря на более чем 30-летний период производства кабелей с ЭПР изоляцией зарубежными кабельными концернами, у них нет конструкций с секторными жилами. И на нашем рынке они их не предлагают. И это не случайно. В то время как кабели с БПИ изоляцией имеют секторные жилы, что обеспечивает им явные конструктивные преимущества, так как наружный диаметр 3-х жильного кабеля с круглыми токопроводящими жилами, с изоляцией из ЭПР всегда выше на 30% по сравнению с кабелями с бумажной изоляцией.

Обозначенные в таблице преимущества кабелей с ЭПР несомненно оправданы, номинальная температура эксплуатации составляет 90°С, что на 20 градусов выше, чем у кабелей с БПИ. Однако длительно допустимая рабочая температура токопроводящих жил кабеля с изоляцией из ЭПР является завышенной для реальных условий эксплуатации. Любое повышение температуры в кабеле требует отвода выделившегося тепла от кабеля в окружающую среду. Некоторые мировые производители силовых кабелей с изоляцией из ЭПР в своих рекомендациях по эксплуатации упоминают о необходимости снижения допустимой температуры токопроводящей жилы (ТПЖ) при прокладке в земле, чтобы не подвергать изоляцию кабеля ускоренному тепловому старению, которое, как известно, обязательно приводит к сокращению срока службы линии. Следовательно, допустимые токовые нагрузки также снижаются.

Иллюзия обмана №2: «Кабель с ЭПР более надежный»

Несмотря на явную пропаганду применения кабелей с ЭПР со стороны европейских производителей, та же Италия, где для сетей среднего напряжения преимущественно применялась кабельная изоляция из ЭПР, полностью отказалась от таковой в пользу изоляции из триингостойкого сшитого полиэтилена (ТСПЭ). Некоторые восточноевропейские страны также признали важность применения триингостойкой изоляции из СПЭ для кабелей, рассчитанных на длительный срок службы, и ввели у себя соответствующие нормы.

С чем же связано данное решение и чем оно обосновано?

Надежность кабелей в процессе длительной эксплуатации (25 — 40 лет) во многом связана с интенсивностью старения изоляции. В настоящее время установлено, что старение кабельной изоляции в условиях воздействия электрического поля определяется, прежде всего, наличием неоднородностей в изоляции, возникающих как в процессе производства кабелей, так и свойственных самому изоляционному материалу в исходном состоянии. Если в изоляции кабеля существуют неоднородности, то в процессе эксплуатации в этой изоляции начинают развиваться проводящие каналы, известные под названием триинги.

Озадачившись проблемой кабелей с ЭПР изоляцией, был проведен ряд лабораторных исследований в Национальном центре по испытаниям в области электроэнергии (NEETRAC) при Технологическом институте Джорджии, США (Georgia Institute of Technology). По результатам лабораторных исследований в течение пятилетнего старения кабелей с изоляцией из этиленпропиленовой резины (ЭПР) зафиксировано около 55% отказов. Уважаемый читатель, вчитайтесь в эту цифру!!! Пятьдесят пять процентов отказов!!! И это в течение всего пяти лет, в то время как указанный производителем срок службы данного кабеля составляет 30 лет.

Для чистоты эксперимента испытывались кабели с защитной оболочкой, находящиеся под воздействием воды с внешней стороны при отсутствии воды в токопроводящей жиле, причем испытываемые кабели находились в температурных условиях, сопоставимых с условиями эксплуатации. Ссылки на положительный опыт использования кабеля с ЭПР в нефтяной промышленности связан с отсутствием требования по большим срокам службы, так как в нефтяной отрасли осуществляется обслуживание оборудования раз в 2-3 года, вследствие чего часто заменяют и силовые кабели (в результате повреждений при обслуживании основного оборудования).

Использование силовых кабелей на специальных объектах предполагает их минимальное обслуживание в течение всего срока использования, что на сегодняшний момент может обеспечить силовой кабель с бумажной изоляцией, подтвержденный срок использования которого в Метрополитене превышает 50 лет без ремонтов (Сокольническая линия Московского Метрополитена). О подтвержденном аналогичном сроке использования кабелей с ЭПР в европейских странах информация отсутствует.

Следовательно, для кабелей с ЭПР изоляцией не проведены квалификационные испытания, в том числе по подтверждению ресурса (надежность и долговечность), а отсутствие опыта эксплуатации в энергосетях России выводит данное обстоятельство как чрезвычайно важный фактор безопасности для объекта с массовым пребыванием людей.

Исходя из этого, необходимо с максимальной осторожностью подходить к использованию кабелей с ЭПР на стратегически важных объектах, таких как объекты Минобороны, Росатома, Метрополитена, и др. И, опять-таки, встает вопрос – кто ответит, если негативные прогнозы начнут сбываться?

Иллюзия обмана №3 «Кабель с ЭПР дешевле»

Удастся ли благодаря закупкам иностранной продукции сэкономить бюджетные средства, выделяемые сегодня на строительство, ремонт и обновление энергосистем?

Таблица № 2. Сравнительная информация по кабелям с ЭПР и кабеля с БПИ.

Характеристика ЭПР
Этиленпропиленовая резина
БПИ
Бумажная изоляция, пропитанная нестекающим составом
Разница в расходах
1. Количество отечественных материалов в конструкции, % Около 50 99,75 Зависит от курса валют
Комментарий: в отличие от кабелей с ЭПР производство кабелей с БПИ практически полностью обеспечивается поставками материалов только отечественных производителей, как следствие, цена кабельной продукции с БПИ практически не зависит от роста биржевых валютных курсов.
2. Конструктивные особенности кабеля ТПЖ круглой формы ТПЖ секторной формы Дополнительные расходы при прокладке кабельных линий с ЭПР +20%
Комментарий: за счет конструктивных особенностей, наружный диаметр кабеля с БПИ всегда на 30% меньше, что обеспечивает использование проверенной системы крепления кабеля в тоннеле метро без изменения и лишних затрат. В тоже самое время, в связи с тем, что габаритные размеры кабеля с ЭПР больше, при прокладке потребуется увеличение металлоконструкций и, как следствие, увеличение габаритов туннеля. Но даже исключив огромные затраты на увеличения габаритов туннеля, это приведет к увеличению издержек на монтаж в среднем на 20% к стоимости кабеля с ЭПР.
3. Защитная металлическая оболочка кабеля Нет Свинцовая / алюминиевая Удорожание стоимости монтажных работ +10%
Комментарий: основным достоинством конструкции кабелей с БПИ является наличие металлической оболочки, которая гарантирует надежную защиту от механических воздействий и агрессивных воздействий окружающей среды, обеспечивая тем самым ресурс эксплуатации более 50 лет. Помимо данного факта, металлическая оболочка обеспечивает вибростойкость конструкции кабеля при эксплуатации в метрополитене. В кабелях с ЭПР изоляцией защита сердечника от внешнего влияния обеспечена значительно слабее, так как элементы конструкции кабеля содержат только этиленпропиленовую резину, и, как следствие, верхний слой имеет высокую вероятность повреждения. В таком случае, при прокладке кабельных линий требуется специальная переподготовка специалистов и дополнительное время на прокладку, что увеличивает монтажные затраты еще на 10%.
4. Строительная длина на барабане №22а и №22в соответственно 265-305 м
MEDIASTRIPR BH 3х240-10 кВ
Дн = 78,5 мм
500-600 м
ЦСБВнг(А)-LS 3х240-10 кВ
ЦСБПнг(А)-HF 3х240-10 кВ
Дн = 59,2 мм
Удорожание кабельных линий, связанное с закупками муфт зарубежного производителя более чем на +10%
Комментарий: строительная длина на барабане №22 (максимальный барабан для метрополитена) кабелей с БПИ всегда больше на 40%, чем у ЭПР, следовательно, количество соединительной арматуры при использовании кабелей с ЭПР изоляцией увеличивается практически в 2 раза, а надежность кабельной линии становится ниже. Помимо того, что при прокладке кабелей с БПИ необходимо меньшее количество соединительных кабельных муфт, сами муфты для кабелей с БПИ исключительно отечественного производства, а значит, стоимость муфт не зависит от экономических и политических тенденций на рынке.
5. Общероссийская нормативная документация Отсутствует Разработана Дополнительные трудовые и временные затраты
Комментарий: на данный момент существует утвержденная общероссийская нормативная документация на все виды работ при использовании кабелей с БПИ, в то время как на кабели с ЭПР изоляцией общероссийская нормативная документация отсутствует. Фактически, кабели с ЭПР производятся в соответствии с ТУ, которые известны исключительно самому производителю данной продукции.
6. Стоимость кабельной продукции
Комментарий: по результатам тендера, стоимость кабелей с ЭПР изоляцией в сравнении со стоимостью кабелей с БПИ изоляцией выше в среднем на 25–40%.

Сравнивая две конструкции кабеля, можно сделать вывод о том, что стоимость кабеля с ЭПР будет дороже в среднем на 40% при закупке и на 45% при монтаже. Таким образом, общая стоимость кабеля с учетом монтажа будет на 85% дороже кабеля с БПИ изоляцией.

Иллюзия обмана №4: «Импортозамещение и кабель с ЭПР»

Тут все очевидно. Сразу следует отметить, что в производстве конструкций с ЭПР изоляцией должны использоваться материалы для изоляции, полупроводящих экранов и оболочки только европейских компаний производителей. Если в каких-то отдаленных перспективах и рассматриваются возможности локализации данного производства, то на текущий момент изоляционные материалы, для производства силовых кабелей с ЭПР, на 100% закупаются в европейских компаниях, которые не имеют производства на территории РФ. И данный факт не позволяет в полной мере обеспечить 100% гарантии производства данных кабелей в случае прекращения поставок. В связи с этим, перед использованием данных видов кабелей целесообразно сначала разработать программу локализации производства всех компонентов, и только затем переходить к применению данных кабелей, начиная с общей промышленности.

Таким образом, с большой долей вероятностиможно  констатировать тот факт, что на текущий момент реальных альтернатив кабелю с БПИ для применения на стратегически важных объектах, к коим, безусловно, относится и Московский метрополитен, просто нет.

Часть 5. Тем временем…

…на объекты Московского метрополитена вполне успешно «заходит» иностранный производитель. И не с чем-нибудь, а именно с кабелями с ЭПР изоляцией. И марки именно этого производителя включаются в «Унифицированную номенклатуру кабельно-проводниковой продукции для применения на объектах московского метрополитена». Никакой другой производитель кабелей с ЭПР туда более не попал. Даже отечественные предприятия, выпускающие подобную продукцию. Удивительно?

Напомним эту занимательную историю, материал о которой был подготовлен и опубликован на RusCable.Ru около года назад.

В 2014 году Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, руководством ГУП «Московский метрополитен» и ВНИИКП была создана и утверждена «Унифицированная номенклатура кабельно-проводниковой продукции для применения на объектах московского метрополитена», с целью оптимизации проектных решений в части выбора и применения кабельно-проводниковой продукции (КПП) для новых объектов Московского метрополитена, и удешевления эксплуатации и обслуживания действующих объектов. Таким образом, первая версия унифицированного списка стала образцовым примером наглядного подтверждения программы импортозамещения.

Однако, чуть позже, благодаря инициативе компании «Импэкс-Электро» (прим. ред. – представляет французского производителя Nexans), итоговая версия претерпела изменения, и в документ были включены позиции иностранного производителя – кабели европейской торговой марки MEDIASTRIP® и ALSECURE®. Представители отечественной науки данную инициативу не поддержали и, как ни странно, при утверждении новой версии документа, необходимость в квалифицированных специалистах внезапно отпала...

Решение о применении только кабелей с ЭПР изоляцией в тендерной документации на объекте стратегического значения вызывает много вопросов. Прежде всего, потому, что сегодня отсутствуют стандарты (ГОСТы) и отраслевые Технические Условия, которые бы регламентировали нормы и требования к конструкциям и параметрам кабеля с ЭПР. И не забываем, что все изоляционные материалы для данной продукции 100% импортного производства. Изучив хронологию событий, вырисовывается картина, когда довольно дерзким образом, кабели с этиленпропиленовой резиновой изоляцией вводятся как панацея от всех проблем, ни имея под собой ни технического, ни экономического обоснования. Вот такое вот импортозамещение!

Выглядит такая политика никак не иначе, как вытеснение с арены отечественных производителей и замена их иностранной продукцией, что полностью противоречит государственной программе импортозамещения. Так, отечественные производители стали, по сути, посторонними в некоторых вопросах модернизации существующей кабельной инфраструктуры.

Помимо всего прочего, ранее упомянутая компания NEXANS применяет практику использования одних названий марок во всех своих подразделениях по всему миру (как мы помним, в унифицированный список были введены марки: MEDIASTRIP® и ALSECURE®), что приводит к необходимости уплаты роялти в адрес головной компании, за использование бренда компании и торговой марки (хотя это обстоятельство и не сказывается напрямую на стоимости продукции, но не учитывать его нельзя – основной выгодоприобретатель от поставок на стратегические объекты – иностранная компания).

Поставщик утверждает, что поставка кабеля с ЭПР изоляцией, запатентованной европейской торговой марки MEDIASTRIP® и ALSEKURE®, будет осуществлена с предприятия ООО «NEXANS-RUS» (г. Углич Ярославской области). Однако есть серьёзные основания полагать, что производство данного вида продукции на предприятии «NEXANS-RUS» в городе Углич до настоящего времени полностью не освоено и находится только на стадии опытных образцов. А также:

  1. на предприятии ООО «NEXANS-RUS» не проведены квалификационные испытания и постановка на производство нового вида продукции в соответствии с требованиями национальных стандартов для кабелей среднего напряжения;
  2. кабели с ЭПР изоляцией не прошли 2-х годичные ресурсные испытания по подтверждению срока службы в соответствии с нормативной документацией, следовательно, серийное производство указанной продукции до конца 2016 года на предприятии «NEXANS-RUS» г. Углич невозможно.

Ко всему прочему, в России и вовсе отсутствует опыт эксплуатации, правила и инструкции по монтажу и прокладке кабелей указанных марок, что ранее подтверждали в своем заявлении представители проектных институтов. К примеру, ОАО «Мосинжпроект» сообщал в официальных письмах, что не имел опыта поставок данных марок КПП и не имеет полного комплекта документов по выполнению требований ГОСТ Р 15.201-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Порядок разработки и постановки продукции на производство». Кроме того, марки кабелей MEDIASTRIP® и ALSECURE® не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55025-2012 и ГОСТ 31565-2012 в части маркообразования.

Очевидно, что освоение и переход на новые виды кабельной продукции – это и есть прогресс, естественный путь технической эволюции. Но очень важно на этом пути не допустить фатальных, непоправимых ошибок, цена которых – жизни людей, тысячи жизней. Кто возьмет на себя ответственность в случае… даже не форс-мажора, а вполне прогнозируемого специалистами периода аварий? Общество с Ограниченной ответственностью?

Уважаемый читатель, это не шутка: не завод-производитель, не структура, с которой можно будет спросить, а ОБЩЕСТВО с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью гарантирует! Наверняка большинство наших читателей прекрасно понимают, что будет с этим ООО в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а сгоревшее имущество и, тем более человеческие жизни будет уже не вернуть…

ИТОГО

Принятая программа импортзамещения задает чёткое направление для принятия решений – обеспечение комфортного, безопасного существования нашего государства напрямую связано с независимостью в ключевых отраслях. Страна должна иметь свои собственные, а не заимствованные разработки, в том числе в материаловедении, которые в свою очередь должны опираться на надежные разработки советского периода истории и, в комплексе с современными инновациями, предлагаемыми российскими учеными и разработчиками.

По нашему мнению, приоритетная задача метрополитена – обеспечить безопасность при перевозке пассажиров. При таком огромном объеме строительства станций в г. Москва недопустима прокладка кабелей, у которых отсутствует нормативная документация, адаптированная к нормам и требованиям РФ, отсутствует техническая экспертиза о возможности использования конструкций европейских производителей на стратегических объектах РФ и отсутствует опыт эксплуатации в национальных энергосистемах.

Любое лоббирование чужих интересов и продвижение кабелей с ЭПР ни технически, ни экономически не обосновано, а рациональное распределение средств могло бы обеспечить и столь необходимый ремонт существующих кабельных линий метрополитена, и потребности в строительстве новых кабельных линий.

P.S.
И в заключение, несколько удивительных совпадений (а может и не совпадений?):

  1. состоявшаяся в 2014 году поездка Департамента строительства Москвы в Италию для ознакомления с производством компании NEXANS;
  2. последующее внесение кабельных марок MEDIASTRIP® и ALSECURE® в «Унифицированную номенклатуру кабельно-проводниковой продукции для применения на объектах московского метрополитена»;
  3. и на десерт: опубликованные доходы руководителя транспортного комплекса от продажи итальянского имущества нельзя назвать никак иначе, кроме как новой схемой «спонсорства» или, как сказали бы «наши» итальянские коллеги, – cooperazione benefica (итал. – выгодное сотрудничество).

P.P.S.
Продолжение следует…

Обсуждают на форуме (57)

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Информация по заявке
Актуальность
Город
Текст по заявке
или прикрепите файл
Прикрепить файл
Контактные данные
Организация
E-mail
Телефон
Контактное лицо
Комментарий
Отраслевая Служба Заказов от RusCable.Ru
– это оперативный бесплатный сервис для покупателей КПП.

Стоит только заполнить форму слева и в течение нескольких минут Вашу заявку увидит около сотни компаний-поставщиков. Те организации, которые могут ответить указанным Вами требованиям, напрямую свяжутся с Вами.

Остались вопросы? Задайте их операторам Службы Заказов
тел.: 8 (495) 229 33 36
или e-mail: zakaz@kab.ru


Работайте быстро и без посредников, работайте с RusCable.Ru!