Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Кабели связи

Успехи и неудачи международного сотрудничества в области строительства сетей связи в России

Современные сети связи являются сложнейшей и дорогостоящей инфраструктурой государственного масштаба. Эффективность этих сетей зависит от многих факторов. К числу таких факторов можно отнести такие, как правильно выбранная топология построенной сети, наличие на сети систем резервирования, возможность осуществления при модернизации сети нескольких замен аппаратуры на аппаратуру новых поколений, обеспечение поэтапного строительства сети, использование передового мирового опыта создания инфокоммуникационных сетей и т.д. Рассмотрим один из перечисленных факторов - фактор использования в России передового мирового опыта в области строительства сетей связи на основе международного сотрудничества, которое может быть весьма многогранным. В настоящей статье авторы оценивают основные достоинства и недостатки международного сотрудничества России в области связи на примерах опыта работы в 1991-2000 годах самого крупного национального оператора связи ОАО "Ростелеком" и участия Администрации связи России в работе сектора стандартизации Международного Союза Электросвязи - МСЭ-Т.

Как важен фактор международного сотрудничества в области связи, видно на результатах строительства Единой Автоматизированной Сети Связи (ЕАСС) в Советском Союзе незадолго до его распада. Все 80-ые годы прошлого столетия Министерство Связи СССР предпринимало огромные усилия, чтобы ликвидировать отставание СССР в создании цифровых систем связи и в строительстве волоконно-оптических сетей связи. С этой целью этим Министерством были организованы масштабные исследования и работы в области волоконно-оптических систем передачи, в области производства волоконно-оптических кабелей связи, заготовок для вытяжки оптических волокон и самих оптических волокон. К исследованиям и работам были привлечены ведущие академические и научно-исследовательские институты страны, а также ряд ведущих научно-производственных объединений и предприятий. Были предприняты попытки наладить сотрудничество со странами социалистического содружества в рамках международного объединения в области связи - ОСС. Однако отставание СССР в области инфотелекоммуникаций с каждым годом становилось все большим и большим. Среди причин этого отставания кроме ошибок концептуального и организационного порядков необходимо выделить неучастие СССР в международном сотрудничестве со странами Запада в области телекоммуникаций. Справедливости ради надо отметить, что это неучастие было вызвано не только отсутствием желания СССР сотрудничать со "странами Запада", но и усилиями "стран Запада" блокировать СССР от участия в программах, которые по мнению этих стран позволяли использовать результаты программ в военных целях (технологии двойного применения). Чтобы закрыть доступ СССР к новым технологиям США инициировали создание СОСОМ - комитета стран Запада по контролю за выполнением запрета на передачу в СССР и другие социалистические страны любых новых технологических решений, которые могли бы иметь хоть какое-нибудь отношение к военной тематике. Действие СОСОМ в области телекомуникаций в отношении России продолжалось до конца 1994 года, когда с помощью посредничества таких компаний, как "Great Northern Telegraph Co" ("GT"), "Теlеkом Denmark" ("TD"), Дания, "Siemens", ФРГ российская компания ОАО "Ростелеком" добилась отмены действия запретов СОСОМ в области телекоммуникаций.

Насколько велико было отставание СССР, а после его распада - России первых лет самостоятельного существования, стало видно при разработке c участием иностранных фирм планов строительства трансроссийских (ранее - транссоветских - ТСЛ) линий, которые должны были пересечь Россию с Запада на Восток и с Юга на Северо-Запад. Идея строительства транссоветских линий родилась в Министерстве связи СССР в 1988 году и этим же Министерством последовательно разрабатывалась вплоть до его ликвидации в 1991 году. Работы над проектами ТСЛ осуществлялись с максимально возможным для того периода времени иностранным участием. Именно с разработкой проектов ТСЛ впервые у российских специалистов появилась возможность попробовать реализовать телекоммуникационные проекты с использованием мировых достижений и новейших технологий и аппаратуры. В полной мере этой возможностью воспользовалась компания "Совтелеком" (затем она стала называться АО "Интертелеком" и, наконец, ОАО "Ростелеком"), показав другим российским телекоммуникационным компаниям пример эффективности развития международного сотрудничества. Огромную роль в этой работе сыграли руководители ОАО "Ростелеком" - Олег Геннадьевич Белов, Валерий Павлович Кириченко, Виктор Григорьевич Бакланов. Стоит более подробно остановиться на этом опыте международного сотрудничества, использованного ОАО "Ростелеком" в 1991-2000 годах, поскольку все остальные примеры международного сотрудничества в области телекоммуникаций не имели для страны такого огромного влияния и эффекта, как именно работа в этом направлении ОАО "Ростелеком" первых лет создания компании. Это обстоятельство представляет в настоящее время практический интерес и потому, что темпы экономического развития стран, предпринимающих огромные усилия для преодоления отставания, определяются прежде всего успехами в международном сотрудничестве [1]. А Россия по-прежнему остается в числе стран со слабо развитой телекоммуникационной сетью, по-прежнему Россия так и не стала полноправной участницей глобального мирового телекоммуникационного сообщества.

Удручающее техническое и технологическое отставание СССР от передовых стран Запада в конце 80-х, начале 90-х годов можно было преодолеть только на пути расширения международного сотрудничества. И руководители созданной в 1989 году компании "Совтелеком" решительно пошли на расширение международных связей. Правильно выбранные ориентиры на строительство прежде всего международных волоконно-оптических линий связи, позволяющие выйти из России на телекоммуникационные сети передовых стран мира, обеспечивали компании наиболее важные для начального этапа развития финансовые поступления от успешного функционирования этих линий. Ввод в действие в 1992 году первой для России международной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) "Россия-Дания №1" явился прекрасным результатом отлично организованной работы компании "Совтелеком" по взаимодействию с датскими компаниями "GN" и "TD" и компанией "STC", Великобритания. Благодаря этой ВОЛС Россия буквально ворвалась в сообщество ведущих западных телекоммуникационных операторов. К главным составляющим этого успеха компании следует отнести:

  • правильный выбор направления основной деятельности;
  • правильная политика поиска и получения зарубежных кредитов;
  • тесная совместная работа по разработке проектов с ведущими телекоммуникационными компаниями Запада;
  • активное участие в работе Международного союза электросвязи (МСЭ) и его Сектора стандартизации электросвязи (МСЭ-Т);
  • проведение международных конкурсов на поставку оборудования для строительства ВОЛС;
  • создание собственного филиала компании (СОМЭС) по строительству ВОЛС;
  • организация строгого технического надзора за строительством с участием ведущих зарубежных специалистов;
  • организация обучения российских специалистов (строителей, монтажников, эксплуатационного персонала) на ведущих зарубежных фирмах.

Продолжение этой политики до 2000 года позволили ОАО "Ростелеком" выйти на уровень строительства 8 тысяч км самых современных магистральных ВОЛС в год. Таким образом, активное международное сотрудничество обеспечило создание такой сети волоконно-оптических линий связи, которая по состоянию на тот период времени являлась одной из лучших в мире. Однако, с 2000 года дальнейшие действия новой команды руководителей ОАО "Ростелеком" привели к изменению принципов и приоритетов международного сотрудничества с западными партнерами. Новая команда в основу своей деятельности положила задачу максимального увеличения доходов компании, не уделяя должного внимания дальнейшему развитию сети, что находится в явном противоречии с законами развития бизнеса. В стремлении увеличить доходы компании новая команда пошла даже на упразднение филиала по строительству новых волоконно-оптических линий связи - СОМЭС.

Такая политика не могла не привести к ухудшению эффективности работы компании и, в частности, к снижению рейтинга ОАО "Ростелеком" в среде международного телекоммуникационного сообщества.

Оценим положение ОАО "Ростелеком" в настоящее время:

  • Три международные подводные ВОЛС "Дания - Россия №1", "Россия - Япония - Корея" и "Италия-Турция-Украина-Россия" (ИТУР), компании, обеспечивающие выход на Запад, Восток и Юг, устарели. Созданные в условиях действия ограничений COCOM эти подводные ВОЛС морально устарели и не подлежат модернизации.
  • До настоящего времени не построена транзитная ВОЛС для передачи телекоммуникационного трафика "Запад-Восток" в интересах международного телекоммуникационного сообщества.
  • В последние 6 лет практически не ведется масштабное строительство новых ВОЛС на магистральной сети компании.
  • Неубедительны результаты реализации широко разрекламированного проекта "Балтийская кабельная система".
  • Крайне медленно внедряются новые технологии и оборудование на действующей сети компании.
  • Как стратегическую ошибку компании можно оценить объявленный в 2005 году план строительства ВОЛС-ВЛ "Россия-Китай" на линии электропередачи вдоль БАМ-а (для которой поставки не только аппаратуры, но и кабеля предполагаются из-за рубежа, что лишает, в частности, российские кабельные заводы больших заказов). Эта линия на сегодня не решает ни одной серьезной сетевой задачи, а в будущем создаст большие проблемы для эксплуатационного персонала. Для международного телекоммуникационного сообщества Россия стала неинтересным партнером со слаборазвитыми сетями, которые никак не могут способствовать развитию мировых телекоммуникаций.

Известно, что техническое развитие различных отраслей народного хозяйства базируется на нормативно-технической документации (НТД) (международных, государственных и отраслевых стандартах, технических условиях различных уровней, рабочих документах и других материалах). В отрасли связи эта документация разрабатывается специализированными предприятиями и организациями и утверждается в установленном порядке. В последние годы наиболее актуальными и востребованными в области связи являются нормативно-технические документы, относящиеся к волоконно-оптической технике связи.

В области создания НТД для телекоммуникаций за рубежом очень продуктивно работают: ISO - Международная организация стандартизации, ANSI- Американский национальный институт стандартов, Bellcore -Исследовательский институт в области связи компании Bell Telephone (США), EIA - Ассоциация электронной промышленности (США), ETSI - Европейский институт стандартов в области связи, IEC - Международная электротехническая комиссия, IEE - Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (США), NIST - Национальный институт стандартов и технологий (США), ITU - Международный союз электросвязи (МСЭ) (членом этого союза является Россия). Непосредственно разработкой Рекомендаций (стандартов) в рамках МСЭ занимаются Сектор стандартизации электросвязи (МСЭ-Т) и Сектор радиосвязи МСЭ-Р.

В СССР официальной организацией по стандартизации был Госстандарт СССР. В настоящее время вопросы стандартизации возложена на Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. В обязанность этого комитета входит организация разработки и утверждение соответствующих нормативно-технических документов. Непосредственно разработка НТД осуществляется НИИ и другими уполномоченными предприятиями и организациями.

По сравнению с деятельностью Госстандарта СССР активность Государственного Комитета по стандартизации РФ резко сократилась, а стандарты, выпускаемые в области связи, в основном базируются на документах ITU-T, ETSI, IEC/TIA (Ассоциация промышленности средств связи).

В последние годы российские специалисты стали активно участвовать в работе Исследовательских комиссий МСЭ-Т. Так, например, на последней Международной Ассамблее по стандартизации электросвязи (Бразилия, октябрь 2004 г.) несколько российских специалистов (Д. Черкесов, О. Миронников, А. Кучерявый, А. Цым, К. Трофимов, А. Куштуев, Ю. Швадия и А. Кремер были) избраны вице - председателями исследовательских комиссий МСЭ-Т.

Положительным моментом является проведение в Москве в марте-апреле 2005 года собрания Исследовательской комиссии 17 - "Вопросы безопасности и языки". На этом собрании среди других были представлены три российских вклада, один из которых в дальнейшем решено издать как Рекомендацию, а второй положить в основу проекта, в рамках которого будет разработано несколько отдельных Рекомендаций.

Несмотря на этот положительный фактор работу Министерства информационных технологий и связи России в МСЭ нельзя назвать успешной. Чаще всего участие российских специалистов в работе ИК МСЭ-Т является номинальным, никак не влияющим на расширение международного сотрудничества российских операторов связи со своими зарубежными партнерами. Неудовлетворительная оценка может быть дана работе по использованию документов МСЭ-Т в практической деятельности организаций и предприятий связи России. Очень многие важные документы МСЭ-Т (рекомендации, справочники) не переведены на русский язык, а существовавшая ранее в Центральном научно-исследовательском институте связи (ЦНИИС) система обработки документов МСЭ-Т и доведения их содержания до пользователей функционирует в недостаточной степени. Количество документов, переводимых на русский язык, уменьшилось. Перевод документов МСЭ-Т осуществляется в основном не специалистами организаций Министерства связи. Рабочие группы по отдельным Исследовательским комиссиям, образованные в ЦНИИС, мало эффективны и работают от случая к случаю. Работа по закупке текстов Рекомендаций и командированию специалистов на собрания Исследовательских комиссий финансируется нерегулярно. Количество российских специалистов, командируемых на собрания Исследовательских комиссий МСЭ-Т, очень ограничено. Операторы связи России недостаточно участвуют в работе МСЭ-Т в части разработки новых и использования действующих Рекомендаций, что безусловно сказывается на качестве предоставляемых ими услуг связи.

До сих пор не организовано представительство МСЭ в Москве с целью пропаганды его деятельности в стране и улучшения использования разрабатываемых им Рекомендаций.

В связи с тем, что МСЭ использует электронную систему издания своих документов, направленную на расширение доступа к ним технических специалистов, для большинства российских специалистов тексты этих документов зачастую являются недоступными.

Работа Исследовательских комиссий МСЭ-Т (отчёты о собраниях Исследовательских комиссий и рабочих групп, содержание новых рекомендаций, справочников и т.д.) не регулярно освещается в периодической печати.

С целью устранения создавшегося явно неудовлетворительного состояния работы российских специалистов в МСЭ-Т, по нашему мнению, необходимо:

  • Изменить стиль работы российских специалистов (Министерства информационных технологий и связи и крупных операторов связи) в исследовательских комиссиях МСЭ-Т, имея в виду обязательное участие этих специалистов в работе Исследовательских комиссий с целью обмена опытом и внесения технических вкладов для защиты российских приоритетов по отдельным направлениям связи.
  • Пересмотреть и значительно улучшить существующую систему финансирования работ по линии МСЭ-Т с целью обеспечения командирования российских специалистов (Министерства информационных технологий и связи и крупных операторов связи) на собрания Исследовательских комиссий, периодической закупки электронных дисков с Рекомендациями МСЭ-Т, организации перевода наиболее важных документов МСЭ-Т (рекомендаций, справочников и т.д.) на русский язык.
  • Повысить информированность технической общественности о результатах работы отдельных исследовательских комиссий МСЭ-Т, о новых рекомендациях, справочниках и других документах этой авторитетной международной организации через такие журналы, как "Вестник связи", "Электросвязь", "Информ Курьер связь", "Фотон-экспресс" и другие.

С учетом многолетнего опыта работы в Международном союзе электросвязи и, в частности, в его Секторе стандартизации электросвязи (МСЭ-Т), опыта работы над реализацией многих проектов ОАО "Ростелеком" с участием инофирм, на наш взгляд, целесообразно скорректировать основные аспекты международного сотрудничества крупных российских телекоммуникационных компаний по следующим направлениям:

  • Активизировать участие российских специалистов крупных телекоммуникационных компаний в работе различных комиссий МСЭ-Т. Эту работу следует координировать Администрации связи России, представленной в этой международной организации. За последние годы участие России в работе МСЭ-Т стало незначительным и неэффективным. Нет обратной связи на российские телекоммуникационные компании. Конечно, и без участия России МСЭ-Т стремительно внедряет всё новые и новые технологии и средства связи. В комиссиях МСЭ-Т вырабатываются новые рекомендации, учитывающие передовые мировые достижения. Процесс согласования рекомендаций достаточно длительный, но участники разработки рекомендаций имеют возможность заранее доводить эти рекомендации до сведения телекоммуникационных компаний своих стран, способствуя ускоренному внедрению новых технологий, не участвуя в таких работах, российские специалисты могут остаться на обочине технического прогресса в области связи.
  • Крупные российские телекоммуникационные компании должны поддерживать рабочие контакты с зарубежными операторами для обеспечения возможности корректировать свою деятельность в соответствии с международными рекомендациями, правилами и достижениями. В этой связи целесообразно вернуться к практике осуществления совместных международных телекоммуникационных проектов. Очень важно участвовать в международных форумах, выставках, семинарах, посвященных вопросам связи.
  • Российские заказчики нового строительства объектов связи должны проводить открытые международные конкурсы на покупку важнейших технических средств для строительства: это даст возможность отслеживать новейшие достижения в области связи и вовремя внедрять эти достижения в России.
  • Ведущие российские телекоммуникационные компании должны участвовать в создании в России новых производств средств связи с участием иностранных компаний на правах разработчика технических требований к этим средствам. Это позволит повысить эффективность и практическую направленность работы вновь создаваемых производств.

Литература

1. В.May. Логика российской модернизации - Газета-Ru, Комментарии, 05 июля 2005г.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно