Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

    Высокоэффективный способ снижения теплового и химического загрязнения атмосферы газифицированными котельными

    Ю.М. Варфоломеев, "Энергобезопасность в документах и фактах" №5, 2005

    В результате работы энергетических и промышленных предприятий, транспортных средств и другой хозяйственной деятельности, а также естественных природных процессов (выветривания, вулканических) к атмосферному воздуху подмешиваются значительные количества различных техногенных и природных примесей: газов, паров, аэрозолей. Например, наружный воздух промышленных городов и поселков может содержать от 0,2 до 20 и более мг/м3 пыли, значительные количества диоксида углерода СО2, других вредных газообразных примесей — оксидов азота, серы (в том числе и канцерогенных — оксидов ванадия), выделяемых энергетическим и технологическим оборудованием, транспортом, промышленными изделиями и отходами.

    Уровень загрязнений воздуха может быть очень высоким и опасным для здоровья людей, поэтому содержание их в воздухе жилых массивов и на промышленных территориях ограничивают предельно допустимой концентрацией — ПДК.

    Нормы ПДК разрабатывают, законодательно утверждают (табличные значения) и контролируют природоохранные и санитарные органы страны. Производными от ПДК являются нормы предельно допустимых выбросов — ПДВ, утверждаемыми ими же для типовых технологических процессов, машин, оборудования, устройств.

    Защита атмосферного воздуха от загрязнений, фильтрация выбросных газов и их очистка, обеззараживание являются важнейшими задачами всех промышленных, энергетических установок и транспортных устройств.

    Учитывая установившиеся постоянные природные процессы переноса воздушных масс в атмосфере на большие расстояния, эти природоохранные задачи выросли до международного значения-уровня. Так как трансграничные загрязненные атмосферные потоки затрагивают интересы всех государств мира, даже не имеющих развитой промышленности, родилась идея выделения индустриальным государствам определенных ограничительных нормативов и квот на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Она реализовалась в виде добровольного Киотского протокола международной экологической конференции государств, проведенной ООН в декабре 1997 г. Приглашения к добровольному присоединению к нему разосланы правительствам США, Китая, Канады, России, европейских и других государств — основных загрязнителей воздуха.

    Согласно протоколу промышленно развитые страны, на долю которых приходится не менее 55% общих выбросов парниковых газов, должны сократить свои выбросы к 2008–2012 годам по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 года.

    Россия подписала Киотский протокол в феврале 1999 г. и ратифицировала его в ноябре 2004 г. После присоединения России к протоколу он вступил в силу, а наша страна, имеющая 25% мировых запасов леса, стала одной из главных «поставщиков» свежего воздуха в мире. США до сих пор не подписали этот документ.

    Установлено, что повышение экономичности котлов и топочных устройств в энергетике корреляционно связано с сокращением эмиссии токсичных оксидов, снижением теплового и химического загрязнения атмосферы и другими природоохранными эффектами, т.е. позволяет решать серьёзные экологические задачи.

    В промышленности апробированы различные методы снижения указанных выбросов, например, путём ступенчатого сжигания топлива, рециркуляции дымовых газов в топку котла, впрыска воды в зону горения, химической очистки дымовых газов, (с помощью аммиака) или облучения газов электронными пучками.

    Однако перечисленные методы и приемы, в определенной мере снижая выбросы оксидов, ухудшают экономичность котлов или весьма сложны в практическом использовании, в особенности в котельных установках малой и средней мощности.

    Вместе с тем представляется возможным в газифицированных промышленно-отопительных котельных при добавлении к действующим и вновь проектируемым котлам с дутьевыми вентиляторами и дымососами специального сравнительно простого и недорогого оборудования существенно, в 4,5–7 раз, снизить образование оксидов азота и одновременно на 3–8% (в зависимости от вида тепловой сети) повысить коэффициент использования топлива. Особую актуальность это приобретает для г. Москвы, региональных и областных центров и других крупных городов, где расположено большое количество теплогенерирующих установок различного назначения.

    Такой комплекс дополнительного оборудования и технологическая совместимость его с существующими котлоагрегатами и схемами котельных были разработаны в 80-х годах, он запатентован и сертифицирован в системе ГОСТ Р и получил условное название — кондиционер дутьевого воздуха (КДВ).

    Исследование функциональных особенностей системы утилизации теплоты уходящих газов и снижения выбросов оксидов азота, выполненной с применением КДВ, было произведено в течение ряда лет (1991–1995 гг.) на действующей КТС-11 Предприятия № 1 МГПО «Мостеплоэнерго». Комплекс КДВ был включен в штатной схеме котла КВГМ-20 и испытан на нагрузках 40–70%, которые наиболее характерны для источников теплоты в системах централизованного теплоснабжения.

    Устройство и включение КДВ в тепловую схему котельной показано на рис. 1, 2.

    Рис. 1. Структурная технологическая схема кондиционера дутьевого воздуха с совмещенными блоками охлаждения дымовых газов и подогрева воздуха (устройство КДВ)

    а) 1 — кондиционер дутьевого воздуха; 2 — подогреватель; 3 — дымосос; 4 — дутьевой вентилятор; 5 — котел; 6 — подпиточная вода теплосети; 7 — рециркуляционный насос водяного контура; 8 — подмешивание дымовых газов в дутьевой воздух;

    б) 1 — корпус; 2 — керамическая теплообменная насадка; 3 — поддерживающая насадку решетка; 4 — распределитель воды;

    Рис. 2. Структурная технологическая схема кондиционера дутьевого воздуха с раздельными блоками охлаждения дымовых газов и подогрева воздуха

    1 — котел; 2 — дутьевой вентилятор; 3 — датчики температуры; 4 — подмешивание газов; 5 — байпас газов; 6 — сброс конденсата в ХВО сети; 7 — задатчик расхода пром. контура; 8 — насос охлажденной воды; 9 — носос горячей воды; 10 — регулятор расхода пром. контура; 11 — пром. циркуляц. контур; 12 — блок охлаждения газов; 13 — регулятор температуры РТ; 14 — блок подогрева воздуха; 15 — подогреватель подпитки сети; 16 — дымосос; 17 — дымовая труба; 18 — регулятор сброса конден.; 19 — индикатор подмешивания газа; 20 — указатель расхода пром. контура; 21 — корректирующий шибер воздуха; 22 — шибер байпаса газов.

    Здесь основным элементом является аппарат КДВ-1, в котором за счёт теплоты уходящих газов котла осуществляется подогрев свежего наружного воздуха до 35–50°С с увлажнением до 35–85 г/кг. После такого кондиционирования для корректировки газового состава к нему подмешивается часть дымовых газов (до 10–12%), позволяющая догреть его на 3–5°С выше точки росы содержащихся в нем водяных паров. Подготовленная таким образом смесь подается к горелкам котла.

    Охлаждение дымовых газов и подогрев дутьевого воздуха производится в самостоятельных блоках кондиционера — блоке охлаждения дымовых газов и блоке подогрева воздуха, объединенных общим рециркуляционным водяным контуром с насосом 7 (на рис. 1а эти блоки совмещены в один вертикальный аппарат).

    Теплообменные насадки блоков выполнены из керамических колец Рашига (d=50 мм), что обеспечивает компактность конструкции кондиционера (площадь поперечного сечения 0,15 м2 на 1 Гкал/ч установленной мощности котла). Расход металла на изготовление КДВ для котлов мощностью от 10 до 100 Гкал/ч составляет в среднем от 4 до 15 т, причем, в силу простоты конструкции КДВ они могут изготовляться на ремонтных площадках силами персонала котельных, поскольку относятся к оборудованию атмосферного типа.

    Для глубокого охлаждения дымовых газов и, соответственно, более полного использования теплоты конденсации их водяных паров дополнительно осуществляется и подогрев подпиточной воды тепловой сети в теплообменнике 2 (поверхностью 0,25 м2 на 1 Гкал/ч установленной мощности котла). В расчетном режиме температура газов на выходе из блока охлаждения составляет 35–40°С. С целью улучшения рассеивания дымовых газов в атмосфере к ним по байпасной линии подмешиваются газы непосредственно из котла, что также исключает конденсацию водяных паров в дымососе и дымовой трубе и предотвращает коррозию их элементов.

    Описанный КДВ с насосом и теплообменником включается параллельно штатному оборудованию котельной, что позволяет вводить его в эксплуатацию или отключать на ходу, без нарушения режима работы котла. Для предохранения металла КДВ от внутренней коррозии на поверхность его наносятся водостойкие антикоррозионные покрытия (например, эмаль ОС-12/03), достаточно эффективные до 150–200°С.

    На рис. 1 показан КДВ с объединенными в единый вертикальный аппарат блоками. С учетом специфики планировки котельных и местных особенностей размещения технологического оборудования их КДВ может выполняться и с раздельными (разнесенными) блоками (рис. 2).

    Анализ данных и результаты опытно-промышленной эксплуатации установки на КТС-11 позволили сделать следующие выводы:

    • в зависимости от режима работы котла КВГМ-20 эффективность подавления эмиссии оксидов азота с применением системы КДВ составляет 70–85% (рис. 3);

    Рис. 3. Эффективность подавления образования оксидов азота котла КВГМ-20 при работе на газе с помощью КДВ-20

    • одновременно с этим за счёт утилизации теплоты дымовых газов котла на 3,5–4,5% повышается КПД котла по сравнению с его штатной экономичностью;
    • работа КДВ в составе котлоагрегата практически не вносит дополнительных усложнений в его эксплуатацию;
    • система КДВ не требует специальной дорогой автоматики и позволяет обходиться штатным объёмом КИПиА котельных;
    • использованные методы защиты оборудования КДВ от внутренней коррозии по технологии предприятия ГУП «Теплоэнергоремонт» (покраска полимерными составами ОС-12/03) достаточно эффективны;
    • капитальные затраты и эксплуатационные расходы окупаются экономией топлива и денежных средств за природопользование менее чем за полугодие;
    • материал, накопленный по итогам опытно-промышленной эксплуатации, позволил АООТ «ВТИ» (Всероссийский теплотехнический институт) разработать технические условия на изготовление и типоразмерный ряд аналогичных установок для других производственно-отопительных котельных, провести сертификацию КДВ (рис. 4).

    Рис. 4. Типоразмерный ряд кондиционеров дутьевого воздуха

    Районные тепловые станции РТС-4 «Малино» в г. Зеленограде и РТС «Бутово» в г. Москве с котлами

    КВГМ-100-150 запроектированы с включением в технологические схемы котлов кондиционеров типа КДВ-100.




    Следующая статья >><< Предыдущая статья

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+