Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

На переходе к рынку

И.Б. Пешков
И.Б. Пешков: "Кризис тяжело ударил по кабельным заводам"
 

Наша экономика трактуется сегодня как экономика переходного периода. Переход откуда и куда в принципе ясен: мы создаем рыночную систему хозяйствования. А собственно на каком этапе рыночных преобразований мы находимся? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к Председателю Правления - Президенту Ассоциации "Электрокабель" И.Б. Пешкову.

Изяслав Борисович! Не за горами 10-я годовщина с начала становления рыночной экономики в России. Как Вы оцениваете пройденный путь, какие моменты были, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные, и что, собственно, произошло с Вашей отраслью.

И.П. В 1992 г. Россию и страны СНГ охватил экономический кризис, который, естественно, коснулся и кабельной промышленности. Отрасль является своего рода комплектующей, поэтому, если народное хозяйство не развивается, то - вывод очевиден - потребность в кабельной продукции падает. Кризис тяжело ударил по кабельным заводам.

Негативных моментов было больше, чем позитивных. Промышленность СССР перерабатывала около 600 тыс.т. меди. За эти годы объемы производства упали практически в четыре раза. В определенной степени потеряны специалисты, в частности, рабочие кадры. Произошло значительное моральное и физическое старение оборудования. За эти годы были большие сдвиги в мировой технологии, мы же по существу стояли на месте. В тяжелом положении оказалась отраслевая наука. Ранее текущую работу - изготовление образцов новой техники и т.д. - выполняли отраслевые институты: ВНИИ кабельной промышленности, его филиалы, ряд других институтов. Головной институт сохранился, однако после распада СССР не финансировался из бюджета, и сейчас финансирование осуществляется за счет заказчиков других министерств и ведомств, ряда иностранных фирм. Теперь о положительных моментах. Заводы вошли в рынок беспомощными, а сейчас научились работать в условиях рыночной экономики. И сейчас все заводы, кроме одного, находятся в неплохом состоянии: они обеспечивают непрерывный рост производства, начали устанавливать новое отечественное и импортное оборудование, применяют при создании новых типов кабелей и проводов современные материалы. И еще один момент, который зачастую оценивается неоднозначно. У наших крупных заводов появились собственники - это крупные компании. Пока можно констатировать, хотя мнение довольно неоднозначное, - заводы, которые перешли в собственность крупных компаний, находятся в неплохом состоянии, в частности, выросли объемы производства, появились первые инвестиции.

Б.Р. По своей профессиональной направленности мы смотрим на товарный рынок в определенной степени однобоко. Цены предприятий на однотипную продукцию различаются порой в полтора раза. Удается ли реализовать продукцию, которая дороже аналогичной, выпускаемой другими предприятиями? И второй вопрос. Торгующие предприятия реализуют порой кабельную продукцию по ценам ниже цен непосредственных производителей. Это не отдельные случаи - подобное встречается сплошь и рядом. Почему это происходит? Последнее, вероятно, говорит о не совсем совершенном нашем рынке сегодня.

И.П. У нас в отрасли существует большое количество фирм-дилеров, которые работают в контакте с кабельными заводами. Есть примеры, когда завод отпускает продукцию по цене, скажем, сто единиц, дилер продает по 150. Если такой возможности нет, дилер может продать и за 80-90. Он уже оплатил продукцию. Ведь цена меняется, он может пустить деньги в оборот и т.д. Возможны различные варианты. Иногда дилеру выгоднее продать по цене ниже заводской, но на кредитных и инвестиционных процентах заработать больше. Если говорить о странах с развитой рыночной экономикой, то там дилеров практически или нет или их очень мало. Такие крупные мировые компании, как "Корнинг", "Пирелли", "Алкатель" работают, как правило, без посредников, у них есть свои коммерческие отделения.

Б.Р. При предприятиях?

И.П. Да, непосредственно при предприятиях. Его руководитель является, как правило, вице-президентом. Так формируется политика, в частности, и ценовая. Что касается цен производителей, то они смотрят друг на друга, пытаются как-то подровняться, но тут выступают и другие аспекты. Цены, которые указаны в прайс-листах, и цены, по которым продается продукция, - это разные цены.

Б.Р. Да, это разговор отдельный.

И.П. То же самое у любой поставочной фирмы. Есть прайс-лист. Но вступают в силу и другие факторы: количество партий, форма оплаты и пр.

Б.Р. И бартер?

И.П. Да, использовался и бартер. У нас играет еще важную роль способ оплаты. Перевод денег - это одно, отсрочки платежа - другое. Переход на денежную оплату позволил нам прилично расти. Например, в прошлом году объем кабельного производства по сравнению с 1999 г. вырос на 42%. Однако в текущем году темпы производства несколько ниже.

Б.Р. Расскажите, пожалуйста, о Вашей Ассоциации, мотивировки ее создания, откуда шла инициатива - сверху, снизу?

И.П. Это было продиктовано жизненной необходимостью. Так во всем мире, а не только у нас. Почему кабельщики работают совместно? Первое - это единая наука и техника. Поэтому заводы и сгруппировались вокруг института. Вторая причина - у нас имеются комплексные заказы, а наличие Ассоциации, привлекающей различные предприятия, позволяет их выполнять. Мы сами не ведем коммерческой деятельности, но советы и рекомендации являются очень важными. Третье - это в хорошем смысле слова лоббизм. Одно дело, когда об организации нового производства ходатайствует один завод, являющийся акционерным обществом, а другое дело, когда Ассоциация. Ну и четвертое - три раза в год Ассоциация собирает генеральных директоров. Мы решаем поставленные жизнью вопросы, и подобные встречи необходимы.

Б.Р. А можно, скажем, выделить отдельные предприятия, которые более уверенно вписались в рынок?

И.П. Мы оцениваем по объективным показателям. У нас есть оценочный параметр по объемам перерабатываемого металла - меди и алюминия, наш термин - "По весу меди". Первая пятерка заводов по кабельной отрасли: "Камкабель", "Завод "Электрокабель", "Кирскабель", "Иркутсккабель", "Москабельмет". Изменения в этой пятерке происходят, но небольшие. "Кирскабель" и "Иркутсккабель" входят сегодня в единый концерн, и если их объединять, то этот концерн будет крупным производителем. Если говорить о потреблении меди, то неожиданно для нас лидером стал "Завод "Электрокабель" в Кольчугино. Затем идут "Камкабель", "Москабельмет", "Подольсккабель", "Сибкабель".

Б.Р. Как поделился рынок между отечественной и импортной продукцией? Какую роль играет импорт?

И.П. Импортная кабельная продукция не играет сегодня заметной роли на внутрироссийском рынке. Импорт постепенно падает, особенно резко это произошло после кризиса 1998 г. В частности, сократился импорт оптических кабелей. Эти кабели изготавливаются в основном в России и закрывают возникающую потребность. Производство оптических кабелей постоянно развивалось: мы увеличили выпуск в полтора раза каждый год. Этот рост продолжался даже тогда, когда производство других типов кабелей снижалось.

Однако некоторые последние директивные решения сказываются отрицательно. Если раньше импортная таможенная пошлина была 25%, то сейчас она стала 20%. Мы пытались решать вопрос и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, но безрезультатно. Мы делаем практически все типы кабелей и проводов, за исключением одного-двух. Но это менее одного процента от потребления. Например, радиочастотные кабели большого диаметра.

Б.Р. Отсутствие оборудования?

И.П. Мы делали эти кабели. Даже одна наша организация получила Государственную премию СССР за эту разработку. Но сейчас уже есть трудности. А обычные радиокабели, которые используются зачастую как телевизионные спуски, у нас делает каждый завод. Но на них почему-то установлена импортная таможенная пошлина 5%. Почему? Думаю, что когда-то, лет десять назад, кто-то пролоббировал это решение. То же самое по оптическим кабелям. Пошлина 15%, а мы сами эти кабели выпускаем. Вот такие острые вопросы у нас есть. Однако подобные барьеры преодолевать сложно. С точки зрения Таможенного комитета, чем больше импорт, тем лучше - они собирают деньги и тем самым, по их мнению, "помогают стране".

Б.Р. Тем не менее конкуренция среди отечественных предприятий была достаточно мягкой. Среди предприятий, с которыми мы работаем, есть, кроме лидеров, аутсайдеры - мелкие предприятия, на которых цены выше. Как они существуют - исконная русская выживаемость?

И.П. Действительно, до сих пор конкуренция не была жесткой. Можно даже сказать, что она была достаточна мягкой. Подобные предприятия поставляют сравнительно простую продукцию, закрывая потребности своих регионов. Продукция ведущих предприятий не доходила до отдельных потребителей. Поэтому небольшие предприятия выживали и выживают. Во всем мире есть подобные предприятия. Но конкуренция ужесточается, и я не думаю, что подобным предприятиям будет легко функционировать. Сейчас в мире происходит процесс так называемой консолидации кабельной промышленности. Была, например, крупнейшая кабельная фирма БИ-АЙ-СИ-СИ. Она исчезла. Никто не может поверить, но ее попросту нет. Ее купили. Это произошло полтора года назад. Была "Сименс" - фирма, имеющая десятки заводов. В настоящее время заводы этой фирмы, выпускающие кабели связи, проданы фирме "Корнинг", а выпускающие силовые кабели - "Пирелли". Эта консолидация идет среди гигантов. Мелкие фирмы бесследно исчезают. Но у нас они пока живут. Но такой процесс рано или поздно пойдет. Сейчас он начинается.

Б.Р. А какую роль играет сегодня на рынке импорт из ближнего зарубежья?

И.П. Импорт из ближнего зарубежья есть. Но импорт из дальнего зарубежья превышает импорт из ближнего зарубежья. Здесь существуют внутренние препоны. СНГ, как нормально функционирующий межгосударственный союз, видимо, не сложился. Препоны взаимодействию стран ближнего зарубежья в ряде случаев более серьезны, чем аналогичные со странами дальнего зарубежья.

Б.Р. А какую часть, я имею в виду производство, отсекли, когда Союз распался?

И.П. Россия сегодня производит - 85,9%, Украина - 6,4%, Белоруссия - 4,9%, Узбекистан - 1,2%, Молдова - 0,8%, Таджикистан - 0,5%. Основное в России. Хотя по мощностям это не совсем так. В советское время развивали регионы, республики. Просто мощности эти не используются, экономика там в худшем положении. Если бы они заработали снова, Россия производила бы процентов 60 всех кабелей и проводов. Конечно, если вернуться в Советский Союз и выполнять те планы, которые нам устанавливались. Но это уже в прошлом. Сейчас отрасль на переходном пути к рыночной системе хозяйствования.

ЗАО "Маркетинг Союз", специально для RusCable.Ru

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно