Магистральные ВОЛС России - роль и прогнозы развития в инфокоммуникациях страны

Автор:
В.Н. Спиридонов, кандидат технических наук, начальник Инжинирингового Центра ОАО "ССКТБ-ТОМАСС"

Для разработки оптимальных перспективных планов развития волоконно-оптических сетей связи и прежде всего магистральной сети волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) необходимо учитывать прогнозы развития страны и её экономики. В переходной период, который переживает сейчас Россия, все прогнозы развития России носят вероятностный характер и, как пример, один из таких прогнозов, представленный в публикации [1], даёт достаточно правдоподобный обзор предстоящего развития страны. Этот прогноз коррелируется с позицией многих профессиональных экспертов, которые отмечают усиление влияния государства на весь ход развития России и её экономики, в частности. К сожалению, слабая экономика России, не имея сильных рыночных механизмов, не обладая серьёзной судебной поддержкой, оказалась "придушенной" в результате давления многочисленных государственных чиновников с негосударственным мышлением. В этих условиях развитие проводной электросвязи в России носит неупорядоченный спонтанный характер.

Стремительное развитие магистральной электросвязи России в 1992-1997 годах сменилось "застоем" 2000-2004 годов. Малое строительство зоновых ВОЛС в 1998-2003 годах трансформировалось в 2004 году в повсеместное большое строительство. Для составления прогноза развития магистральной сети ВОЛС в России на ближайшие годы проведём анализ основных этапов её создания в увязке с развитием экономики России и с влиянием "человеческого фактора".

Начало строительства волоконно-оптических линий (ВОЛС) в России в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия было связано с созданием так называемой транссоветской ВОЛС (ТСЛ), которая должна была пройти от Находки на Дальнем Востоке до берегов Балтики на Западе. Этим сразу же было заявлено место волоконно-оптических линий связи России в международной телекоммуникационной сети как трансконтинентальных ВОЛС, соединяющих по наикратчайшему пути страны Западной Европы и Японии, Северной Европы и Юго-Восточной Азии. Работы по созданию первых ВОЛС в России возглавил крупнейший за последние 15 лет организатор в области телекоммуникаций и талантливый инженер Олег Геннадьевич Белов - будущий генеральный директор ОАО "Ростелеком". Под его руководством была сформирована рабочая группа из ведущих российских специалистов-связистов ЦНИИС, московского института "Гипросвязь" и ГЦУМС. Эта группа в кратчайшие сроки разработала основные положения создания магистральных ВОЛС с учётом самого передового мирового опыта, а также сформулировала концепцию строительства двух трансконтинентальных ВОЛС, одну - ТСЛ-1, по трассе функционировавшей в те годы телекоммуникационной линии "Япония - Советский Союз - Европа" (ЯССЕ), и вторую - ТСЛ-2, по трассе железнодорожной Байкало-Амурской магистрали.

Многолетнее отставание СССР от западных стран в создании волоконно-оптических телекоммуникационных сетей и целенаправленная деятельность Министерства связи СССР перестроечного периода на равноправное участие в создании всемирной сети связи определили необходимость сотрудничества рабочей группы со специалистами ведущих зарубежных телекоммуникационных компаний, среди которых наиболее тесное взаимодействие имело место со специалистами датских компаний "Greаt Northen Telegraph Company" и "Telecom Denmark", американского оператора "USWest", итальянской компании "STET" и других зарубежных партнёров.

Специалисты рабочей группы в короткий срок разработали стратегию и определили этапы создания волоконно-оптической сети страны, согласно которым предусматривалось начать строительство сети с морских подводных систем, которые позволили бы обеспечить выход на международные телекоммуникационные сети. Вместе с созданием международных центров коммутации (международных станций) выходы посредством подводных ВОЛС на сети западных стран обеспечил резкий рост, международного трафика и, тем самым, резкий рост доходов от эксплуатации международной связи.

На втором этапе планировалось построить магистральные континентальные ВОЛС "Запад - Восток", "Север-Юг", используя значительную часть их ёмкости для передачи международного транзитного трафика. К сожалению, эту часть стратегии так и не удалось реализовать до настоящего времени. Сначала ограничения КОКОМ*, а затем нерешительность правления ОАО "Ростелеком" в продолжении реализации стратегии развития волоконно-оптических сетей не позволили построить отвечающие международным стандартам магистральные ВОЛС, способные конкурировать с ведущими мировыми операторами в передаче международного транзитного телекоммуникационного трафика.

На третьем этапе предполагалось заменить основную междугородную сеть страны, функционирующую на медножильных кабелях, сетью волоконно-оптических линий связи. Эта часть плана более или менее успешно реализовывалась до 2000 года, а затем реальное строительство междугородной сети было приостановлено: в настоящее время лишь только на некоторых направлениях осуществляется дополнительная установка оборудования систем передачи со спектральным уплотнением на свободных волокнах. Но свободных волокон на построенных ОАО "Ростелеком" ВОЛС мало, а около 180 тысяч км междугородной сети России ещё работает на медножильных кабелях.

Для страны с огромной территорией, какой является Россия, проводная электросвязь имеет наиважнейшее значение, а надёжная единая разветвленная сеть электросвязи явится важной основой для обеспечения более быстрого развития всех регионов страны. Наличие мощных трансроссийских ВОЛС в составе такой сети позволило бы успешно конкурировать на рынке транзитного телекоммуникационного трафика. О первых успехах в сфере транзита международного трафика заявило ЗАО "Компания ТрансТелеком". Как заявлено в статье [2], совместная с Монголией и Китаем волоконно-оптическая линия этой компании работает со скоростью передачи 2,5 Гбит, через каждые 150-200 км базируются эксплуатационные службы для обслуживания и ремонта линии.

К сожалению, возможности междугородной сети ОАО "Ростелеком", входящей в Единую Сеть Связи - ЕСС России, для передачи транзитного международного трафика очень скромные. Построенные в 90-х годах подводные волоконно-оптические линии "Дания-Россия №1", "Россия-Япония-Корея", "Италия-Турция-Украина-Россия" имеют пропускную способность в 560 Мбит/с, которая была определена решениями упомянутого выше комитета КОКОМ. К тому же срок службы этих линий уже значительно выбран. Например, для ВОЛС "Дания-Россия №1" срок службы выбран наполовину. Реконструкции указанные подводные ВОЛС не подлежат. Необходимо искать новые решения, строить новые высокоскоростные линии. Как показывает та же практика ОАО "Ростелеком" в строительстве подводных ВОЛС - дело это долговременное и дорогостоящее. Если вовремя не приступить к этой работе, можно навсегда потерять престижный и выгодный рынок международных подводных телекоммуникаций.

О том, что рынок транзитных телекоммуникаций через Россию привлекателен, говорят амбициозные проекты ряда консорциумов, которые заявляют о намерениях построить свои собственные подводные и трансконтинетальные ВОЛС.

Одним из таких проектов является проект "Поларнет" [3]. Первая очередь проекта нацелена на создание в обход России по Северному Ледовитому океану подводной океанической ВОЛС, которая соединила бы Норвегию с США и Японией. Вторая очередь проекта "Поларнет" предусматривает строительство наземной трансроссийской ВОЛС, которая, соединившись с океанической ВОЛС, позволила бы создать высоконадёжное гигантское трансконтинентальное телекоммуникационное кольцо.

Проекты трансконтинентальных ВОЛС включаются в амбициозные проекты международных транспортных коридоров, планируемых через территорию России [4]. Эти ВОЛС должны быть многофункциональными с высокой степенью надёжности и резервирования. Наряду с выполнением задач различных видов технологической связи (прослеживание грузов по транспортному коридору, управление транспортом и т.п.) по волоконно-оптическим линиям транспортных коридоров может быть организован транзит международных телекоммуникационных потоков, а также организована коммерческая электросвязь для различных потребителей.

Намерения некоторых ведомственных операторов связи работать в качестве и операторов международной и междугородной связи строятся на планах создания прежде всего общероссийских ведомственных сетей связи. Основу такой сети построила, например, компания "Транстелеком". Ведомственные сети можно использовать для организации международной, междугородной связи. Однако надо понимать, что в составе ведомственных ВОЛС коммерческая связь играет второстепенную роль: на первом месте ведомственных ВОЛС всегда находятся интересы технологической связи. Составляя доли одного процента в стоимости инфраструктуры основных ведомственных коммуникаций, ведомственные ВОЛС призваны прежде всего обеспечивать надёжное функционирование этих коммуникаций (железных дорог, линий электропередачи, газопроводов и т.д.). В случае аварий и повреждений на ведомственных коммуникациях сначала восстанавливаются сами эти коммуникации и лишь во вторую очередь ВОЛС и связь вдоль этих коммуникаций. Поэтому надёжность транзитных каналов на ведомственных ВОЛС всегда будет ниже, чем надежность транзитных каналов магистральной сети ЕСС, если такая сеть существует и развивается.

Для магистральной сети ЕСС поддержание надёжного функционирования линий связи является главной, а не второстепенной задачей. Поэтому операторы, заинтересованные в надёжной связи, и прежде всего операторы международной связи ориентируются на использование каналов ЕСС. Но в последние годы развитие магистральной сети ЕСС России остановилось, что является следствием нескончаемой череды реорганизаций Министерства связи и его структур.

Амбициозные планы удвоения ВВП России, необходимость развития всех российских регионов, экономическая интеграция со странами СНГ, вхождение в мировой экономический рынок не могут быть обеспечены современными емкостями магистральной связи России: они для этих целей очень маломощные.

Если оценить состояние магистральных ВОЛС у наших ближайших соседей, то можно констатировать, что и Казахстан, и Украина уделяют гораздо большее внимание развитию национальных волоконно-оптических сетей, чем Россия. В этих странах созрели планы создания разветвлённых резервируемых национальных волоконно-оптических сетей связи, охватывающих всю территорию указанных стран. Ряд ведущих российских строительных и телекоммуникационных компаний, не найдя применения своим возможностям в России, участвуют и весьма успешно, например, в создании ВОЛС Казахстана. При этом эти компании внедряют за границей новейшие технологии, например, компания "Вэлком Интернешенл", внедрила в Казахстане высокоэффективную технологию увеличения длины регенерационных участков ВОЛС за счёт использования оптических усилителей.

Мощности построенных в 90-х годах междугородных ВОЛС России оказались ещё достаточными для наблюдаемого в настоящее время скачка развития зоновой и местной связи. Но эти мощности быстро заполняются и в ближайшие годы будет ощущаться их дефицит. Предвидя этот дефицит, уже сейчас ряд региональных телекоммуникационных компаний включили в свои планы строительство собственных междугородных ВОЛС. Среди таких компаний отметим "Голден Телеком", "МТС" и "Вымпелком", которые намерены создать собственные междугородные сети ВОЛС. Министерство транспорта через компанию "НТЦ МГСС" заявляет о планах создания телекоммуникационных сетей вдоль федеральных автодорог России.

Все эти планы можно было бы всецело приветствовать. Но междугородные ВОЛС этих компаний не дотягивают и по сути своей не дотянут до требований надёжности и резервирования междугородных ВОЛС ЕСС. И прежде всего из-за узковедомственных интересов создателей и владельцев этих сетей. А как быть с национальными интересами России? Кто будет развивать магистральную телекоммуникационную сеть России? Альтернативные операторы? А кто такие эти "альтернативные операторы" и знают ли они о требованиях ЕСС?

Рано или поздно, но России придётся вернуться к проблемам развития магистральной, междугородной сети ВОЛС ЕСС. Чем позднее придёт понимание этого, тем с большими затратами будет решаться эта задача.

Прогнозы развития России на ближайшие годы не радуют перспективами развития рыночной экономики. Государство уделяет основное внимание развитию предприятий военно-промышленного комплекса, которые в основе своей остались в ведении государства и ими привычнее управлять государственными рычагами. Что касается связи, то наибольшие прибыли сулит мобильная связь. Поэтому быстро растёт компания "Мегафон". Магистральная связь в настоящее время государству неинтересна: для её развития требуются большие капиталовложения, а сиюминутных прибылей нет. Каковы же основные сценарии дальнейшего развития магистральной связи в России ?

Сценарий первый, наиболее вероятный. Развитие магистральной связи будет и далее осуществляться за счёт созданного в 90-х годах резерва для модернизации ВОЛС для установки систем со спектральным уплотнением типа DWDM, WDM. Возможности здесь ограничены, так как необходимых для установки систем передачи со спектральным уплотнением свободных волокон на магистральной сети очень мало, а закрывать для замены установленные ранее обычные системы передачи практически невозможно из-за отсутствия резервных обходов. При этом срок служюы некоторых ВОЛС, например, ВОЛС "Находка -Хабаровск" наполовину уже выбран. В этих условиях весьма вероятно усиление в России позиций зарубежных операторов связи (таких, как "Telia", "Sonera" и других), которые могут захватить этот рынок связи, особенно в части передачи транзитного трафика.

Сценарий второй, вероятный. Наиболее продвинутые операторы ведомственной связи смогут перестроиться под решение наряду с задачами технологической связи также и решение задачи создания магистральной, междугородной связи, отвечающей требованиям ЕСС. Для этого ведомственные операторы должны выделить в своих структурах подразделения, которые разрабатывали бы магистральную составляющую связи на уровне требования ЕСС. В настоящее время ни особого желания, ни намерений развивать междугородную связь среди ведомственных операторов не наблюдается. Справедливости ради надо отметить, что желание развивать международную связь ведомственным операторам отбивают государственные структуры, обладающие правом разрешать этот вид деятельности и выдающим лицензии на неё.

Сценарий третий, маловероятный. Среди государственных чиновников появляется высокопрофессиональный специалист, организатор и патриот из той же плеяды связистов, что и Белов О.Г., который возглавит работы по развитию магистральной сети ВОЛС в России. Но об этом можно только мечтать. А пока тем специалистам, кому это интересно и кому это небезразлично, надо поддерживать и продвигать в меру своих сил идею дальнейшего развития магистральной сети ВОЛС в России.

* КОКОМ - комитет под эгидой США, запрещающий поставки новой техники двойного назначения во враждебные США страны.

Литература

1. "Что же с нами будет?" - Интервью с П.В.Свиридовым. "Вечерняя Москва", 4 июня 2004г.
2. Г.Павлов "Из Европы в Азию путь сокращается. Объединение оптоволоконных сетей России, Монголии и Китая". - Российская газета. 15.04.04.
3. Три континента свяжет "Поларнет". http://www.msco.ru/cgi-bin/public/publics.cgi.
4. Пять путей сквозь Россию строят для пропуска евроазиатского трафика. http://www.zsttk.ru/news/brauch/print/1693.php.

Статья опубликована в журнале Lightwave R.E., №4, 2004г., с.30-32.
Публикуется на RusCable.Ru с разрешения автора.

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Информация по заявке
Актуальность
Город
Текст по заявке
или прикрепите файл
Прикрепить файл
Контактные данные
Организация
E-mail
Телефон
Контактное лицо
Комментарий
Отраслевая Служба Заказов от RusCable.Ru
– это оперативный бесплатный сервис для покупателей КПП.

Стоит только заполнить форму слева и в течение нескольких минут Вашу заявку увидит около сотни компаний-поставщиков. Те организации, которые могут ответить указанным Вами требованиям, напрямую свяжутся с Вами.

Остались вопросы? Задайте их операторам Службы Заказов
тел.: 8 (495) 229 33 36
или e-mail: zakaz@kab.ru


Работайте быстро и без посредников, работайте с RusCable.Ru!