Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Шаг вперед - два шага назад или перспективно ли то, о чем мечтают судостроители

Велик и всесилен Интернет. Слава этой всемогущей сети знаний, в которой льются потоки информации свежей и давно уже потерявшей новизну. Но, как известно, новое - это хорошо забытое старое.

Поводом для этого выступления послужила статья Лазаревского Н. А. И Эрина В. Н. "Перспективные судовые кабели: силовые, управления, контроля и связи".

Сначала не обратил внимания на даты (выпуск, сентябрь 2000 г.) Разобравшись, когда была написана статья, решил просто положить в архив, а потом понял, что проблема, обсуждавшаяся пять лет назад, намного сложнее. Сложнее не в техническом плане, а в плане перспективного планирования развития судовой электротехники. Все вроде бы правильно, все аргументировано, но этот шаг вперед не выведет, по крайней мере, судовые кабельные изделия на новый уровень. Это всего лишь мелкое рационализаторское предложение, а современному судостроению нужны революционные идеи. Несправедливо забытый лозунг "Догнать и перегнать" (не потому, что мы перегнали, а потому что становимся рабами - иждивенцами западной культуры) не потерял своего значения и в настоящее время. И мы можем не только перегнать, но и прочно занять лидирующее положение. Данное положение подкрепим дальнейшим анализом ситуации по созданию перспективных образцов кабелей для судостроения.

Итак, суть статьи может быть сформулирована следующим образом:

  1. Судовые кабели управления, контроля и связи составляют до 75% от общего их количества на судах.
  2. Применение комбинации полиэтилена (для изоляции) и поливинилхлоридного пластиката (для оболочки) позволило значительно улучшить массогабаритные характеристики (т. е. уменьшить и то, и другое).
  3. Применение новых материалов (бутилкаучука, кремнийорганики и пр.) позволило провести дальнейшую модернизацию корабельной сети.
  4. Применение автоматики в управлении судами, усложнение систем связи и пр. сопровождается неизменным увеличением протяженности и объема кабельных трасс.
  5. Вопросы пожаробезопасности и токсилогической безопасности начинают приобретать все большее значение.
  6. Кабели, не имеющие соответствующего сертификата, особенно при прокладке в пучках, должны быть дополнительно защищены огнезадерживающими конструкциями или огнестойкой массой.
  7. Огнестойкие кабели в своей конструкции должны содержать огнезащитный барьер, например, слюдосодержащие ленты, изоляцию из структурированного полиэтилена или этиленпропиленовой резины. В кабеле должно быть предусмотрено наличие металлического экрана в виде оплетки из медных или стальных проволок, расположенных между слоями оболочки.
  8. Полимерные материалы должны быть безгалогенными.
  9. Существующие кабели не удовлетворяют предъявляемым требованиям.
  10. Целесообразна разработка единой серии судовых кабелей - силовых, управления, контроля, связи и радиочастотных.

В статье приводится краткий перечень требований к новым типам кабелей, а также положительный отзыв о работах ОАО "ВНИИКП" в данной области.

Действительно, кабели и провода являются самыми уязвимыми элементами электрических линий связи с точки зрения опасности возгорания и распространения пожара по объекту.

По оценкам специалистов службы пожарной безопасности России электрические кабели и провода по основным составляющим пожарной опасности, таким как количество пожаров, размер материального ущерба и число погибших, занимают первое место в ранге пожарной опасности среди электротехнических изделий (табл.1).

Таблица 1. Ранг пожарной опасности электротехнических изделий [1].

Изделие

Показатели

Ранг (место) по числу пожаров

Ранг (место) по
Размеру ущерба

Ранг (место) по числу погибших

Сумма рангов (мест)

Коэффициент значимости пожарной опасности

Ранг пожарной опасности изделия

Автовыключатель

12

12

13

37

0,11

11

Трансформатор

9

8

8

25

0,16

8

Холодильник

7

6

9

22

0,18

7

Вводный щит

4

3

5

12

0,33

4

Выключатель

5

5

6

16

0,25

5

Кабель, провод

1

1

2

4

1,02

1

Кондиционер

15

16

16

47

0,085

14

Магнитофон, приемник

10

11

10

31

0,13

9

Электроплитка

6

9

3

18

0,22

6

Телевизор

3

4

4

11

0,36

3

Электрокамин

2

2

1

5

0,8

2

Электродвигатель

11

13

12

36

0,11

10

Электросветильник

8

10

7

25

0,16

8

В связи с большой протяженностью кабельной линии опасность возникновения очага пожара от перегрева линии, локального места пробоя или повреждения носит вероятностный характер и практически не может прогнозироваться.

Оставим в стороне силовые кабели и рассмотрим только группу кабельных изделий, входящих в комплексы управления, контроля и связи.

Как уже было ранее упомянуто, их объем достигает 75 % кабельной сети судна. Эти конструкции имеют достаточно большую массу даже без наличия специальных противопожарных инженерных приспособлений (табл. 2).

Таблица 2.

 

Марка кабеля

Количество токопроводящих жил, min/max

Сечение токопроводящих жил,  min/max

Расчетная масса 1 км кабеля, кг min/max

КНР

1/37

1/400

12/3600

НРШМ

1/37

1/400

12/3600

СМПВГ

3/52

0,5/2,5

58/1566

Замена одних полимерных материалов на другие с лучшими температурными характеристиками и индексом "SL", введение в их конструкцию тепловых барьеров и дополнительных металлических оплеток не решает в комплексе задачу миниатюризации кабельных линий, уменьшения горючей массы и повышения общей надежности плавсредства в целом.

Во многом решение этой задачи может быть упрощено за счет применения в линиях управления, контроля и связи оптических кабелей. Странно, что это направление вообще обойдено в рассматриваемой статье. Сразу оговорюсь, все, что в ней написано, соответствует действительности и моя статья - это не рецензия и не критика направления развития кабельных сетей для судостроения.

Вызывает удивление то, что ЦНИИ СЭТ долго и плодотворно работал с ОАО "ВНИИКП" в области оптических кабелей, которые в настоящее время могут обеспечить практически неограниченный объем передаваемой информации, защищены от электромагнитного влияния и сами не создают электромагнитных полей, удельная масса кварца во много раз меньше удельной массы меди (1 км оптического волокна весит 33 грамма), а диаметр оптического волокна в полимерной защитной оболочке составляет 0,25 мм (токопроводящие жилы кабелей связи (0,4 - 0,8) мм, а для кабелей контрольных и управления и еще больше).

Кабельная технология может изготовить изделия, защищенные стальными проволоками с диаметром кабеля не более 6 мм с количеством оптических волокон до 24. Если учесть, что каждое волокно может передавать Гбит'ы информации, то преимущество таких конструкций очевидно.

Отсутствие в оптических кабелях изоляции и токопроводящих жил, возможность создания конструкций, не одержащих полимерные материалы, в корне изменяет подход к конструированию кабельных сетей для судостроения.

То, что предлагают уважаемые коллеги, является шагом вперед, но этот шаг не может создать перспективный задел для современных перспективных флагманов судостроения.

ПРИМЕНЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ КАБЕЛЕЙ не только позволит получить качественно новый уровень в системах управления, контроля и связи, но и ЗАКРОЕТ ВООБЩЕ ВОПРОС О ВОЗМОЖНОСТИ ВОЗГОРАНИЯ КАБЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ. Кабели управления, контроля и связи не будут являться источником пожара.

Такой шаг в области судостроения и должен рассматриваться уважаемыми коллегами из ЦНИИ СЭТ.

Полностью согласен с последним абзацем статьи Н. А. Лазаревского и В. Н. Эрина, в котором они высказывают пожелание о проведении совместных работ в области создания перспективных конструкций кабельных изделий для судостроения. Не забудьте, пожалуйста, оптические кабели. Не пожалеете. За все здесь написанное полностью отвечаю.

Литература:
1. Каменский М. К., Пешков И. Б. Состояние и перспективы производства электрических кабелей с повышенными показателями пожарной безопасности. http://www.rusсable.ru/doc/analytic/statya-093.html.11.08.05.c.1-9.

Доктор технических наук Ю. Т. Ларин

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+