«
@kotofei Сегодня трагическая дата, 22 марта 1943 года карателями была сожжена деревня Хатынь с 149 жителями . У меня вопрос, а Вы были в Хатыни? Но это даже неважно. Почему,только после того,как об украинском фашизме начали трубить из каждого утюга пошло обсуждение фашизма? а где вы были все до этого? это вопрос к власти,упущено воспитание молодёжи. Когда я в 19 году ездил в Беларусь- случайно на дороге увидел поворот на Хатынь. Не заехать не мог. Так вот. Не так много было российских машин,НО очень много автобусов белорусских с школьниками и взрослыми людьми !ТАМ ЛЮДИ ЗАНИМАЛИСЬ ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДЁЖИ , в отличии от нашего правительства. а мы этот момент просрали,почитывая Стругацких. Опрос проведите с молодёжью,кто таке Стругацкие- половина точно не ответит,а то и 90 %»
Попробую ответить, несмотря на то что тема, которую вы подняли весьма сложна и в объеме форумного сообщения раскрыть её будет не просто. Получится лонг-рид, возможно, что будет где-то сумбурно, но как выйдет, не обессудьте. Кое-где будут цитаты без кавычек – почему-то при публикации сообщений неавторизованными пользователями они слетают.
Я, к сожалению, не был в Хатыни и не был в Беларуси. Но я достаточно много поездил по европейской части России от Владикавказа до Питера и чуть глубже среднестатистического гражданина РФ заныривал в военную историю тех мест, которые посещал и по которым прошла война. Помимо широко известных мест, где был проявлен героизм нашего народа и жестокость оккупантов, мне были интересны маленькие памятники у дорог, небольшие монументы в сёлах, братские могилы... Я не ленился останавливаться, делать метки, изучать и рассказывать своим детям о том, что узнавал, о том как страшна война, о том каких нечеловеческих усилий и страданий людских стоила нашей стране Победа.
Мои родные, которые прошли войну, не рассказывали о ней практически ничего. И это говорят многие, кто не успел договорить, дорасспросить своих дедов и бабушек.
Те эпизоды, которые они иногда всё-таки вспоминали, мне в детстве, воспринимались как-то поверхностно. Шрамы от осколков и от пули под сердцем на теле деда, в которые я, ребенок, тыкал пальцем и просил «Деда расскажи!» не воспринимались серьезно в детстве. Даже когда он рассказывал, что вот тут планшет спас и пуля в сторону чуть ушла, а спина в дырах от осколков - это когда мина взорвалась рядом, контузило, землей засыпало, а друг увидел хороший сапог из земли торчащий, хотел подобрать и откопал всего. Осознание того, через что они прошли, пришло чуть позже, в более осмысленном возрасте.
Также достаточно несерьезно воспринимались мной и групповые поездки со школой в некоторые места связанные с Великой Отечественной. Дурной был.
Родители пахали и непосредственно воспитанием, как мне сейчас кажется, занимались мало. Они привыкли, что воспитанием занимается школа, а их задача, чтобы дети были сыты-одеты-обуты. Воспитательная же роль школы к середине 80-х и позднее стремительно сводилась к нулю сразу после начальных классов, т.к. в достижимость идеалов социализма и светлый путь коммунизма на самом деле уже практически никто не верил – по инерции ехали по рельсам, но фальшивость была очевидна и преподавателям и ученикам.
Позднее, когда уже сам стал отцом, вся ответственность за воспитание, по моему мнению, легла непосредственно на родителей. Поэтому то, какими выросли и стали наши дети в значительно степени зависит от того каковы есть мы – насколько были честны в собственной жизни и с ними, насколько показывали пример чтения и любознательности, насколько сами научились думать, насколько научились с ними разговаривать, насколько научились их слышать, насколько поняли, что они растут в другую эпоху, насколько не пытались загнать их в детство по образцу своего советского и пр. И поэтому мне странны рассуждения, что «наше правительство не занималось воспитанием молодежи». Сейчас оно взялось за воспитание, да еще как! Но об этом чуть позже.
Для моих детей Великая Отечественная Война – это не краткие главы в школьном учебнике, стрелочки на карте-иллюстрации в нём и даты ключевых моментов, которые надо выучить, чтобы получить хорошую оценку по истории. Пусть они еще сами не вполне доросли до самостоятельного изучения и глубокого погружения в тему, но они имеют уши и мозг, а у меня есть, что им рассказать и показать. И я это старался и стараюсь делать, узнавая об этой страшной войне не только из мемуаров генералов. Весь ужас и страдания, которые она принесла на нашу землю в мемуарах генералов не найдешь. Чтоб осознать и чуть- чуть почувствовать, что война это смерть, кровь, грязь, страдание, адский труд на грани человеческих возможностей, если самому не довелось столкнуться (а многим из моего поколения пришлось – Афган, Чечня), нужно почитать «окопников» - Быкова, Астафьева, Никулина, Шумилина, стихи Гудзенко, Дегена, Друниной… чуть в меньшей степени раскрывали тему военные корреспонденты Симонов, Твардовский… Киноленты («Они сражались за родину», «Горячий снег», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Аты-баты шли солдаты»)… Кинохроники, фотодокументы… Почитать ЖБД, и наши и немецкие…Материалы поисковиков-энтузиастов... Вдуматься в цифры потерь…Воспоминания тех, кто был в оккупации… Немецких историков (даже участвовавших в войне на стороне врага). И, по возможности, побывать в местах, где все описанное происходило. На плиты посмотреть с тысячами фамилий…И рассказать и показать это детям. Тем более, что никто за вас им этого не расскажет.
Нормально делай, нормально будет. Поэтому я не считаю, что что-то просрал, почитывая Стругацких.
Тут уже многие высказались и даже проиллюстрировали, как им кажется, ущербность нынешнего поколения. Я не согласен с оценкой. Они другие, но они вовсе не ущербные, а какая-то доля дебилов всегда была, есть и будет во все времена. И если кому-то кажется, что их стало больше, то это диагноз не детям, а обществу. Дети – просто проекция.
Я вижу других подростков. Да, они пользуются навигаторами, чтобы найти дорогу, залипают в телефонах и слушают не всегда ту музыку, которая нам нравится. Но это не показатель их ущербности, просто появились новые инструменты коммуникаций.
Те юноши и девушки, которых вижу я – достаточно открытые, если им не врут и относятся к ним с уважением, чуткие к фальши и лицемерию, коммуникабельные, умеющие находить информацию и анализировать её, интересующиеся миром, общающиеся с ним без границ, думающие, яркие, разнообразные, жизнерадостные, эмоциональные, не привыкшие ходить строем, имеющие свое мнение , учащиеся спорить и способные слышать (но не всегда, с поправкой на естественный подростково-юношеский максимализм) аргументы другой стороны, готовые стоять за свою правду и право выбора, и даже читающие книги в бумаге, а не только с экрана гаджета.
Ну и добавлю несколько мыслей, переходя к текущей повестке.
Немного про то, как взялось за воспитание молодежи «правительство».
По моему мнению (возможно раньше), приблизительно с 2005г., с каждым годом наращивая градус, официальная патриотическая работа с молодежью стала принимать худшие стороны из доперестроечного СССР в сочетании с Германией 30х годов, к настоящему моменту сместилась именно к Германии и произошла подмена понятия патриотизм, о чем писал Стругацкий в своем стартовом сообщении топика. Продвигаемый пропагандой вообще и в учебных заведения в частности, патриотизм все меньше остается любовью к Отечеству и всё больше становится обязательной любовью к государству (а точнее к его действующей власти), убежденностью в ущербности других и нашем превосходстве над ними, ненавистью к «ненашим», а кто не согласен с властью и дерзает иметь другое мнение, тот враг.
Про подобное так же пишет хорошо Ремарк (цитата).
«А почему все это так, Георг, почему? Потому что нас обманули, обманули так, что мы и сейчас еще не раскусили всего этого обмана! Нас просто предали.
Говорилось: отечество, а в виду имелись захватнические планы алчной индустрии; говорилось: честь, а в виду имелась жажда власти и грызня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей; говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел. — Людвиг трясет Рахе за плечи: — Разве ты этого не понимаешь?
Слово «патриотизм» они начинили своим фразерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал. И мы восприняли все это как звуки фанфар, возвещающие новое, прекрасное, мощное бытие! Разве ты этого не понимаешь?»
Конец цитаты.
Впрочем, подобное свойственно не только нашей стране. Но ведь если кто-то совершает ошибку или преступление, то это не дает мне право на подобное, если я осознаю, что это ошибка и преступление. Или нет?
Память о ВОВ в генеральной линии партии сменилась отвратительным пафосом и милитаристическим лязганием с трибун. Нынешняя власть, просто бессовестно и мерзко эксплуатирует ВОВ для удержания своих позиции. Упомянутый мной поэт-фронтовик Ион Деген (кто не знает его военных стихов и биографии – обязательно почитайте) в 2012 году при вручении очередной награды в Российском посольстве в Израиле, в лицо послу прочитал стихотворение:
Привычно патокой пролиты речи .
Во рту оскомина от слов елейных .
По-царски нам на сгорбленные плечи
Добавлен груз медалей юбилейных.
Торжественно, так приторно-слюняво,
Аж по щекам из глаз струится влага.
И думаешь — зачем им наша слава?
На кой им… наша бывшая отвага?
Безмолвно годы мудро и устало
С трудом рубцуют раны, но не беды.
На пиджаке в коллекции металла
Ещё одна медаль ко дню Победы.
А было время – радовался грузу,
Превозмогая боль утраты горько.
Кричал: «Служу Советскому Союзу!»,
Когда винтили орден к гимнастёрке.
Сейчас всё ровно, как поверхность хляби.
Равны в пределах нынешней морали
И те, кто бл*довали в дальнем штабе,
И те, кто в танках заживо сгорали.
У Игоря Растеряева в песне Георгиевская ленточка хорошие слова есть о том же:
А время умножает всё на ноль
Меняет поколенье поколением
И вот войны подлеченная боль
Приходит лишь весенним обострением
Над этой болью многие кружат
Как вороньё, как чайки, и так рады
Как будто свой кусок урвать хотят
Бетонно-героической блокады.
И многие современные подростки это понимают. Им претит фальшь, глупость и подмена понятий, фотографии лидера наций и слащавые речи лжецов. Они любят Отечество, но им не нужны казармы, они не хотят убивать других и отдавать жизнь ради фюрера, под видом смерти за родину. Но им это навязывают и даже иногда успешно. Правда это не имеет отношения к патриотизму.
И еще многие из них понимают, что мир вокруг другой. Он живет иначе. Он открытый, многогранный и интересный. А их – в казарму и правильно родину любить под присмотром вертухая. У них украли будущее потому, что заваренную властью нашей страны кашу придется разгребать десятилетия.
Происходящее сейчас в моей стране и то, что она делает – кошмар, приближение которого я чувствовал давно, но искренне надеялся, что в сторону вильнёт. Не вильнуло. Стругацкого читайте в первом сообщении предпоследний абзац.
Я не считаю себя идеальным и во всем правым. Я, как и любой человек, иногда ошибаюсь, что-то переосмысливаю, от каких-то мыслей и выводов отказываюсь. В конце концов я тоже субъект различных пропаганд. И я образца 2022 года во многом не соглашусь с собой образца, например, 2014. Это нормально, но иногда больно.
Расширяется кругозор, получаешь новую информацию для анализа, новые знания о происходящем. Жизнь меняется, работа меняется, круг общения меняется. Да, наконец, возраст и просто смотришь с разных по высоте и месту расположения колоколен.
То, что я думал в 2014 году о происходящем на Украине я пересмотрел существенно. Они прошли большой путь с тех пор, многими болезнями переболели, эволюционировали и на текущий момент значительно опередили нас в некоторых сферах в т.ч. в части гражданских свобод и свободной дискуссии в обществе.
Да, мне могут накидать множество роликов с всякого рода дебилами, но у нас их не меньше и то чудовище, которое выросло в моей стране, переплюнуло всё. Мы (наша страна) не можем их от чего освободить и чему-то научить, а вот поучиться у них кое-чему можем, в т.ч. на их ошибках. Разумного и рационального объяснения действиям нашей власти я найти не могу - это либо безумие, либо осознанное уничтожение России в чьих-то целях.
Кто-то скажет, что я излишне нагнетаю, но пока у меня нет оснований чтобы с этим согласиться.
Как-то так.