Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Владислав Тарик: - На проводочках и сейчас можно заработать

20 октября 2005, 08:56 4818 Время чтения ≈ 7 мин
Источник: ОАО ВНИИКП
В день своего 70-летия мастер поделился самым сокровенным

На его документальные картины зритель шел охотнее, чем на многие художественные: «Египтянин», «Мужчина в доме, или Кевин Кейн в стране большевиков»...

Но особняком от других фильмов стоит «Тот, кто с песней...». В конце восьмидесятых Тарик открыл новый жанр - документальная комедия. Это не журнал «Фитиль», где за кадром подсказывают, когда надо смеяться. Сам режиссер так объясняет успех картины: «Необходимо искать людей, в которых отразилось состояние общества и человека на сегодняшний день». «Тот, кто с песней...» рассказывает о свердловском пенсионере, открывшем в себе талант писать гимны для предприятий (как сказали бы сегодня - корпоративные). Для начала он осчастливил завод «Уралкабель». После этого ему предложили охватить всю кабельную отрасль. Самодеятельный композитор и поэт объездил весь Советский Союз, создавая новые стихи с учетом местной специфики. Правда, припев был универсальным: «Провода, провода, проводочки служат людям везде и всегда. Нет на карте страны даже точки, не служили бы где провода».

Самодеятельный автор с неподдельной гордостью рассказывает о том, какая хорошая бы настала в стране жизнь, если бы каждый из 1700 членов Союза композиторов написал по одной хорошей песне в год. «Хорошей» - то есть не хуже, чем у него. В фильме полностью отсутствует издевка над героем. Но из кинозалов после просмотра картины люди выходили, вытирая мокрые от смеха глаза.

Так было и во вторник, когда в Доме кино показали старую картину студенческой аудитории. Сегодняшний успех «Того, кто с песней...» трудно объяснить логически. Мы в свое время хохотали над сконцентрированной в тридцать минут парткомовской тупостью и дикостью системы, где культурой руководят кабельщики. А они-то над чем? Об этом мы и беседуем с режиссером Владиславом Тариком.

- Вы, Владислав Владимирович, знаете о судьбе вашего героя?

- Как ни странно, даже он со своей энергетикой и пробивной силой не смог вписаться в новую жизнь (фильм снят в 1988 году - ред.). Поехал туристом в Чехословакию, отделился от группы, каким-то образом перешел немецкую границу. Жил в маленьком немецком городке, построил какую-то хижину из коробок, подворовывал у бюргеров продукты и вещи из коробок. Когда мы с ним встретились в Германии, он предложил мне снять фильм по его сценарию. Я говорю: «Расскажите идею фильма». А он - ни в какую. В общем, выяснилось, что нет у него ни идеи, ни сценария. На том и расстались.

- Сегодня вы снова смотрели фильм почти двадцатилетней давности. С каким чувством?

- Вы знаете, он мне показался современным. Сейчас, когда корпоративные гимны пишут все, очень многим удается зарабатывать на «проводочках».

- А сегодня вы сняли бы этот сюжет иначе?

- Да, я убрал бы то, что называю «утяжеляющими приметами времени» - кадры, непонятные другим поколениям. Например, очередь за дефицитом и кое-что другое.

- Вы видели, как реагировала молодежь на ваш фильм. Вас удивил интерес студентов к картине?

- Да. Мы смеялись над этим героем, поскольку он олицетворял весь набор штампов советского искусства. А сейчас-то почему это смешно? В искусство глупые идеологические работники вносили такие поправки, что разрушали его. Снимая такие фильмы, мы обхохатывали этих идеологов. Но... история повторяется. Современные авторы и исполнители тоже не знают ноты, певцы изготавливаются на «фабриках».

- А ситуацию на нынешней Свердловской киностудии все это не напоминает?

- Напоминает. Например, у нас нет отделов, а есть департаменты. В бывшем складе монтажного цеха тоже какой-то департамент: сидят два молодых человека в галстуках за компьютерами. Девицы вот с такими ногами ходят. Это офис! Это евроремонт! Но эти директора департаментов, входя в монтажный цех, говорят: «Покажите нам кадрики!»

- «Какие кадрики?» - «Ну, вот такие, квадратненькие». Кругом торговые центры - «Сити-центр», «Синема-центр»... Почему «Синема»?

Какое отношение имеет эта торговля к кино? Только такое, что мы раньше в этом здании работали, а духа кино там сегодня нет. Новые руководители постоянно учатся на курсах, посещают какие-то тренинги... Я пытался прочитать письмо генерального директора Чурбанова в «Комсомольскую правду». Это же невозможно осилить - написано на каком-то сленге, непонятном нормальному человеку. Какая-то коммерческая абракадабра. Сплошные придаточные предложения, накрученные одно на другое. Можно только понять, что у него большие планы. Вот на этот сюжет снять бы фильм, да кто же позволит? Такая хлестаковщина! У кого-то образование - полтора года юридической академии, у кого-то - бывшая ВПШ. Эти люди нахватанны и юрки. Их не ущучишь.

- С юбилеем вас, Владислав Владимирович, не расстраивайтесь, все будет хорошо.

- А я и не сомневаюсь.

СПРАВКА "КП"

Владислав Владимирович Тарик - режиссер, оператор.
Родился 14 октября 1935 г. в Свердловске.
В 1955 г. окончил геологический факультет Свердловского горно-металлургического техникума по специальности «техник-геофизик». Работал техником-геофизиком Свердловской геологической экспедиции Уральского геофизического треста министерства геологии и охраны труда СССР.
С 1958 г. работает на Свердловской киностудии: ассистентом оператора, оператором, с 1977 г. - режиссером. Более семидесяти работ в кино.
Фильмы:
«Вперед идущие», «Встреча с Сибирью», «Республика Чад», «Воспоминание о камне», «Осадков не ожидается», «Добровольцы», «Точка зрения», «Спокойная сталь», «Братья», «Графика Якутии», «Дорога в завтра», «Башкирские мотивы», «Ходоки», «Тот, кто с песней...», «Египтянин», «Я пришел... Дайте мне волю», «SOS над городом», «Армагеддон», «Мужчина в доме, или Кевин Кэйн в стране большевиков», «Теча», «Зубная боль», «Меломан».
Призы и награды:
1988 г. - специальный приз жюри киноклубов на кинофестивале неигрового кино в Свердловске («Тот, кто с песней...»); 1989 г. - приз ВКФ неигрового кино в Волгодонске («Тот, кто с песней...»); 1990 г. - приз зрительских симпатий на фестивале неигрового кино в Воронеже («Египтянин»); 1995 г. - приз Российского телевидения, приз зрительских симпатий на фестивале неигрового кино «Россия» в Екатеринбурге («Мужчина в доме, или Кевин Кэйн в стране большевиков»).
Обсуждают на форуме (3)
VNII
7.68

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Подпишитесь на бесплатный еженедельный журнал RusCable Insider
Уже больше 3000+ подписчиков с нами! Главные новости и дайджест за неделю в удобном формате!

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Россия
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+