Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

В режиме реального времени

20 июня 2012, 09:12 2352 Время чтения ≈ 7 мин

«Вся наша работа – сплошной риск», – так оценил деятельность Системного оператора председатель правления ОАО «СО ЕЭС» Борис Аюев. Он отметил, что специалистам всех уровней приходится постоянно рисковать, принимая те или иные решения. Но высочайший профессионализм позволяет работникам СО ЕЭС грамотно оценивать ситуацию и действовать в рамках жёстких стандартов, которые выверены самой жизнью.

О том, что сделано за годы существования Системного оператора, отмечающего в эти дни десятилетний юбилей, о проблемах и перспективах развития отечественной энергетики, о синхронизации работы российской энергосистемы с европейскими и азиатскими энергосистемами, а также о многом другом шла речь на сегодняшнем брифинге в ОАО «СО ЕЭС». В диалоге, кроме главы ведомства, участвовали начальник службы перспективного развития Денис Пелениекс, директор по энергетическим рынкам и инновационному развитию Андрей Катаев, заместитель директора по управлению режимами Александр Кулюк.

Разговор начался с вопроса журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» о том, насколько результативным оказался десятилетний путь государственной компании?

– Откровенно скажу: я удовлетворён и результатами работы, и ростом компании, – заявил Б. Аюев.– В целом мы выполнили поставленные задачи. В области электроэнергетики создана мощная законодательная и нормативная база, в разработке которой принимали участие специалисты СО ЕЭС. Что касается непосредственно формирования новой организационной структуры – «Системный оператор», то оно проходило в два этапа. На первом была создана трёхуровневая вертикаль управления, которая обеспечивает единство технологий, документации, способов принятия решений. Сегодня структура компании включает в себя главный диспетчерский центр в Москве, 7 филиалов – Объединённых диспетчерских управлений, 59 филиалов – региональных диспетчерских управлений, осуществляющих круглосуточное управление режимами энергосистем на территории 79 субъектов Российской Федерации и 4 региональных представительства.

На втором этапе (который начался после 2008 г.) была решена задача организации системы технического контроллинга, создания эффективного механизма расследования аварий, анализа технического состояния оборудования объектов электроэнергетики и создания системы перспективного развития.

В это же время продолжалось развитие рынков мощности и электроэнергии в стране, одновременно шло наращивание активов компании, необходимых для выполнения функций оперативного диспетчерского управления. Дело в том, что некоторые диспетчерские центры находились, мягко говоря, в очень плохом состоянии. К настоящему времени в регионах построено 14 небольших, но современных, хорошо оснащённых ДЦ. Это очень важно для обеспечения нормальной работы. Энергопотребление в стране растёт, – в минувшем году Россия достигла исторического максимума в этой области. Следовательно, требуется соответствующий уровень регулирования и качество управления энергопотоками.

Одним из безусловных достижений компании можно считать переход на долгосрочное инвестиционное планирование. Принятая в 2010 году пятилетняя инвестпрограмма «СО ЕЭС» направлена на развитие Единой национальной системы энергоснабжения и повышения качества энергообеспечения потребителей.

Огромное внимание ОАО «СО ЕЭС» уделяет повышению уровня автоматизации регулирования частоты и совершенствованию систем противоаварийной автоматики. Это позволяет эффективно выполнять главную задачу – обеспечивать устойчивое энергоснабжение и необходимое качество электроэнергии путём непрерывного управления производством, передачей и распределением электроэнергии.

Участники брифинга не ограничились подведением итогов десятилетия. Они заострили внимание на наиболее актуальных проблемах отечественной электроэнергетики. Одна из них – так называемые «запертые мощности». Есть объекты генерации, которые при огромных установленных мощностях выдают минимальное количество энергии – либо из-за её невостребованности, либо из-за отсутствия необходимой транспортной инфраструктуры. Важно, чтобы такие «запертые мощности» не возникали на новых объектах, отметили руководители СО.

В центре внимания оказался и вопрос подготовки кадров. Эта проблема волнует все без исключения энергетические компании.

– Два дня назад я посмотрел структуру кадрового состава СО ЕЭС, – заметил Б. Аюев. – Она у нас сбалансированная. В СО трудится свыше 1300 сотрудников до 30 лет. Есть и люди более старшего возраста. Компания нацелена на сохранение преемственности поколений, преемственности знаний. В диспетчерском деле без этого не обойтись.

– Мы очень серьёзно подходим к профессиональной подготовке и переподготовке кадров, – добавил А. Катаев. – Диспетчер несёт ответственность за каждое своё слово, поэтому каждое слово диспетчера записывается, анализируется, контролируется. Подготовка кадров и повышение квалификации – работа постоянная. Ежегодно наши диспетчеры сдают экзамены. Кроме этого, каждый из них раз в месяц проходит учебные и противоаварийные тренировки, а раз в полгода – противопожарные. Не реже одного раза в три года диспетчер обязан пройти обучение в тренажёрных центрах. Если специалист не прошёл тренировку, не сдал экзамен – он отстраняется от работы до повторной сдачи. Требования, как видите, жёсткие. Но работа у нас связана с риском. И этим всё объясняется.

После брифинга представители компании показали журналистам Главный диспетчерский пункт, а также познакомили с работой тренажёрного зала. Кстати, диспетчерский пункт в тренажёрном зале не только учебный. Он – резервный. И в случае необходимости может сразу включиться в работу в режиме реального времени.

Другие новости рубрики Анонсы
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+