Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 

Итоги ВЭФ-2017: Концепция опережающего образования в действии

15 сентября 2017, 13:37 991 Время чтения ≈ 12 мин

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке представило на ВЭФ концепцию опережающего образования, соответствующую новой экономике региона. Пять тезисов модельных решений уже опробованы и по достоинству оценены инвесторами дальневосточного региона.

Дефицит рабочих кадров, низкий уровень подготовки и борьба за таланты – с такими вызовами столкнулись инвесторы на Дальнем Востоке. Агентство по развитию человеческого капитала предложило пять модельных решений, способных преодолеть эти вызовы и сбалансировать спрос и предложение на рынке труда, сформулировав их в концепцию опережающего образования, способную удовлетворить растущий кадровый спрос в регионе. Все они уже апробированы и зарекомендовали себя как эффективные инструменты. Об этом говорили и инвесторы, и эксперты в рамках панельных сессий и дискуссионных площадок на площадке ВЭФ-2017.

В первую очередь необходимо опираться на достоверный кадровый прогноз, считает генеральный директор АРЧК ДВ Валентин Тимаков. Для этого Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке проанализировало заявленные к реализации и уже воплощаемые в жизнь инвестиционные проекты и составило навигатор по профессиям, которые будут востребованы в ДФО ближайшие годы. Навигатор включает перечень наиболее востребованных специальностей и компетенций по 28 ключевым отраслям. Из них около 70% - профессии инженерно-технического профиля, в которых сегодня остро нуждаются пять ключевых отраслей новой экономики Дальнего Востока: судостроение, транспортно-логистический и агропромышленный комплекс, а также в промышленное и нефтехимическое производство

Исходя из этих данных, понятно, по каким направлениям стоит увеличить подготовку специалистов или ввести новую образовательную программу. Ориентация на бизнес – второй базисный элемент новой системы.

Выстраивание образовательного процесса должно исходить из потребностей работодателя, и по этому пути уже пошли многие инвесторы Дальнего Востока. В их интересах при содействии Агентства с 1 сентября в высших и профессиональных учебных учреждениях дальневосточного региона введены более 20 новых специальностей и профессий. Так, в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема Еврейской автономной области в этом учебном году начинают готовить рабочие кадры по специальности «Обогащение полезных ископаемых» в интересах компании «Петропавловск-Черная Металлургия». Инвестор создает масштабный горно-металлургический кластер, раньше специалистов для одного из ведущих предприятий региона - Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината – привлекали из других регионов, теперь будут готовить в «домашнем» вузе. Эта учебная программа была подготовлена и лицензирована при содействии Агентства в кратчайшие сроки – всего за два месяца.

Валентин Тимаков, генеральный директор АРЧК ДВ

При этом образовательные программы должны быть более гибкими и чутко реагировать на изменение конъектуры рынка, подчеркнул глава АРЧК ДВ.

«Вариативная часть образовательной программы должна проектироваться совместно с работодателем, он готов в большей степени вкладываться в короткие программы, нежели в фундаментальные. В ДВФУ, например, в этом учебном году запускаются дополнительные образовательные модули о современных технологиях производства для студентов смежных специальностей, объединенных по отраслевому признаку: для «Русагро» это «почвоведение», «биология» и «экология», для «Сибур» – специальности естественно-научной школы», - отметил он.

Член правления, исполнительный директор холдинга «Сибур» Сергей Комышан подтвердил, задача вузов – слышать заказчика.

«Мы работаем с профессорским составом, изменяем программы университетов под наши запросы, вместе создаем курсы по современному производству, вузы должны слышать заказчика. И тот бизнес, который хочет прийти на Дальний Восток всерьез и надолго, должен взять эти принципы на вооружение», - подчеркнул он.

«Российские и даже мировые системы образования не могут быстро адаптировать свои программы под нужды конкурентного высокотехнологичного бизнеса, которым сегодня стало сельское хозяйство. Тем не менее, мы уже работаем с вузами, колледжами и техникумами, где мы создаем профильные классы, передаем материалы для обучения, модернизируем их, помогаем находить преподавателей. Иногда наши сотрудники являются преподавателями. Это работает уже несколько лет в центральной России. Тоже самое уже работает или будет работать в Приморском крае. В основном мы базируемся в Уссурийске, там есть несколько колледжей, где будут создаваться классы», - прокомментировал генеральный директор группы компаний «Русагро» Максим Басов.

Один из самых эффективных способов в совершенстве овладеть профессией даже в юные годы – это обучение в практике, уверены эксперты. В этом заинтересованы как студенты, так и работодатели, отметил руководитель Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке.

«Работодатели заинтересованы в привлечении студентов на более длительный период, в том числе и для того, чтобы стажер внес свой вклад в процесс производства. Практика обеспечивает студентам дополнительную квалификацию и повышает вероятность трудоустройства по специальности. Ряд дальневосточных вузов готов увеличить продолжительность практики за счет индивидуализации учебных планов. Длительные практики решают вопрос трудоустройства молодых специалистов без формального опыта работы», - акцентировал Валентин Тимаков.

Дуальное образование взяли на вооружение многие вузы и инвесторы.

«Дуальная форма образования – это новая форма обучения, при которой работодатель и учебное учреждение готовят будущих выпускников совместно: вместе готовят теоретическую базу, а практика реализуется на производстве», - отметила ректор Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Наталья Баженова.

В этом вузе студенты будут познавать тонкости новой специальности «Обогащение полезных ископаемых» не только в университете, но и на предприятии, для которого готовят кадры. По такому пути пошла и компания «Сибур». По словам Сергея Комышана, новым производствам сегодня нужны абсолютно другие люди.

«Нужны те, которые быстро переучиваются, умеют работать в проектных командах, клиентоориентированы и умеют работать на стыке нескольких профессий. Сегодня высшая школа не обучает таких людей. Мы выпускников Московского физико-технического института сначала отправляем на позицию аппаратчика и только потом в инженеры. Нам приходится переучивать выпускников. Мы взяли на вооружение дуальное образование и с первого курса берем студенты на наших предприятиях познают нефтехимию. Этих людей уже можно брать на инженерные позиции», - заявил он.

И, наконец, необходимо активное участие работодателей в процессе подготовки кадров, на всех этапах: от профориентации в школе до участия в работе экзаменационной комиссии колледжа или вуза. Именно на это направлены и стандарты Ворлдскилс, о внедрении которых совместно договорились Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Союз «Молодые профессионалы» на полях ВЭФ.

Кроме того, эксперты в один голос повторяли и о необходимости ранней профориентации. Агентство опробовало эту модель с судостроительным комплексом «Звезда» (ТОР «Большой Камень»), и предлагает тиражировать успешный опыт при реализации других инвестпроектов на Дальнем Востоке:

«В Приморском крае за минувший год проведены более 100 профориентационных мероприятий, популяризирующих судостроительные специальности. Открыто 7 «Роснефть-классов» с усиленной подготовкой школьников по судостроительному и нефтегазовому профилям, 200 студентов обучается по программам целевой подготовки в 7 ведущих инженерно-технических вузах России от Санкт-Петербурга до Владивостока, запущены программы повышения квалификации работников, в том числе на иностранных судоверфях», - рассказал Валентин Тимаков.

Министр образования Российской Федерации Ольга Васильева поддержала представленный подход.

«Пока есть время до открытия нового предприятия или производства, ничто не мешает направить на целевое обучение то количество ребят, которые будут необходимы для отрасли. Второй момент – необходимо совместно с бизнесом создавать базовые кафедры, где специалист проходил бы обучение и куда в последствии пойдет работать», - отметила она.

Эти предложения войдут и в программу подготовки кадров для дальневосточных предприятий, которую поручил разработать Правительству, Минобрнауки, Минвостокразвития и Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Президент России Владимир Путин на пленарном заседании ВЭФ-2017.

«Важно, чтобы кадровая база для будущих производств формировалась именно здесь, на территориях Дальнего Востока», - подчеркнул Президент.

Как отметил Валентин Тимаков, Агентство работает со 180 крупнейшими работодателями региона и знает о потребностях инвесторов, это станет основой для подготовки новой программы.

«Мы готовы включиться в эту работу и подготовить наши предложения в самое ближайшее время. Агентство взаимодействует на основании заключённых договоров со 180 работодателями Дальнего Востока. В рамках этого взаимодействия мы не только обеспечиваем для компаний привлечение квалифицированных кадров, как уникальных специалистов, так и на массовые вакансии, но и предлагаем такие решения, как подготовка обзоров рынка труда, адаптация переехавших работников, разработка образовательных программ и содействие в обеспечении подготовки специалистов в регионе. Мы знаем потребности работодателей, на основании этого мы занимаемся подготовкой наших предложения в новую программу», - заявил глава АРЧК ДВ.

Источник: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

Обсудить на форуме
Метки: ВЭФ-2017

Присоединяйтесь к порталу RusCable.Ru в Телеграм
Актуальные новости, обзоры и публикации портала в удобном формате.

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Другие новости рубрики Выставки, форумы
Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+