Энергетика

Аспекты страхования ВЛ

РИСКИ ДЛЯ ВЛ

Рассмотрим основные риски, которым подвергаются ВЛ и которые могут причинить убытки подрядчикам или собственникам этих объектов. В таблице приведён обзор, который используется страховщиками для оценки вероятных ущербов при реализации определённых сценариев и расчёта страховой премии для конкретных объектов страхования.


ПРИРОДНЫЕ УГРОЗЫ


ВЛ являются объектами, протяжёнными на большие расстояния. В силу этой специфики они особенно подвержены рискам воздействия природных явлений, таких как землетрясение, ураган, лёд, которые несут угрозу значительных потенциальных ущербов на больших территориях (рис. 1 и 2). Страховщики, как правило, с особой осторожностью подходят к страхованию ВЛ и поэтому по рискам стихийных бедствий стремятся установить в договорах страхования дополнительные лимиты своей ответственности и специальные франшизы.

Несмотря на предпринимаемые меры, на практике оказывается, что природа всё равно может причинить значительный материальный ущерб. Например, ледяной шторм в 1998 г. в Канаде одновременно вывел из строя ВЛ на площади размером большей, чем Швейцария. Образования льда сыграли свою негативную роль и привели к колоссальным убыткам. Необходимо отметить последствия погодных катаклизмов в Москве и центральной части России, которые нанесли значительный ущерб сетевым компаниям из-за массовых обрывов ВЛ и падения опор (рис. 3).

Наводнение также несёт серьёзную угрозу. Затопление водой или эрозия почвы могут причинить значительный ущерб результатам земляных работ в период строительства. Поэтому страховщики иногда рекомендуют ограничивать одновременное количество котлованов до минимума, чтобы производить устройство фундаментов в течение определённого времени в соответствии с местными условиями и программой работ.

Землетрясение в Тайване в сентябре 1999 г. показало, насколько ВЛ восприимчивы к оползням как следствию землетрясения. Отдельные части территории РФ также подвержены этому риску. Можно отметить произошедшее недавно землетрясение в Туве.


ВНЕШНИЕ ОПАСНОСТИ


К внешним опасностям относятся действия третьих лиц, направленные на уничтожение или повреждение ВЛ. Для таких объектов фактически невозможно обеспечить полноценную защиту на всём их протяжении, в том числе от террористических атак. Нельзя исключать из рассмотрения близость аэропортов, дорог, дамб как потенциальную угрозу для страхуемых объектов. Из-за высокой стоимости металлов угроза воровства также является значительной.


РИСКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Сети в РФ, по данным Минэнерго, имеют физический износ 70%. Столь высокая степень износа ведёт не только к повышению аварийности, но и значительному увеличению стоимости и сроков ремонтно-восстановительных работ. Количество аварий в сравнении с аналогичными периодами прошлого растёт. Такая ситуация заставляет ответственные страховые компании крайне осторожно подходить к заключению договоров страхования на условиях «все риски».

При наступлении страхового случая также возмещаются различные согласованные расходы Страхователя: на удаление мусора, образовавшегося в результате наступления страхового события; дополнительные расходы, которые необходимо произвести в процессе восстановления застрахованного имущества.

Текущий рыночный тариф по страхованию эксплуатируемых ВЛ находится в районе 0,25% при определённом уровне франшиз и лимитах ответственности. Точно о тарифах можно говорить только применительно к конкретному объекту страхования.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РИСКИ (СМР)


Текущее строительство ВЛ по инвестиционным программам крупных федеральных заказчиков имеет большую географию. ВЛ состоят из относительно простых элементов, однако могут прокладываться через сложнопроходимые участки: болота, горы, прибрежные зоны и т.д., на которых строительно-монтажные риски могут быть значительными. Использование специального оборудования, кранов или вертолётов дополнительно увеличивает СМР.

Строительство подъездных путей к строительным площадкам, особенно в удалённых областях, может быть очень затруднительным или невозможным в течение определённого времени года из-за погодных условий. В случае их разрушения это может значительно удлинить время восстановления повреждённых ВЛ, а также увеличить стоимость восстановления, особенно в гарантийный период.

Внутренние перевозки материалов и оборудования также имеют определённые риски, могут и должны быть застрахованы.

Риск ответственности перед третьими лицами в значительной степени зависит от места расположения ВЛ. Он может быть очень низок в пустынной местности и значительно повышается в местах большого скопления людей, в городах.

По договору страхования СМР могут быть застрахованы:
• работы, включая строительные материалы и конструкции, монтируемое оборудование, расходы на заработную плату, расходы по перевозке, таможенные пошлины и сборы;
• оборудование строительной площадки;
• строительная техника;
• гражданская ответственность перед третьими лицами;
• послепусковые гарантийные обязательства;
• дополнительные расходы страхователя, указанные в договоре.

Договор страхования СМР, как правило, заключается на условиях «все риски». Кавычки означают, что страховая компания отвечает по всем случаям причинения вреда, кроме отдельно указанных в разделе «Исключения» договора страхования. Дополнительно оговариваются расходы подрядчика, которые при наступлении страхового случая будут компенсированы страховой компанией. Перечень дополнительных условий фактически стандартизирован, поскольку в своё время был разработан Мюнхенским перестраховочным обществом (большинство СМР страхуется на условиях, разработанных именно этой компанией) и применяется страховщиками всего мира.

Рыночные тарифы по страхованию СМР ВЛ находятся в диапазоне, не превышающем 0,2% при определённом уровне франшиз. Более точно о тарифах можно говорить только применительно к конкретному объекту страхования на основе указанной выше таблицы и согласованных условий договора страхования.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЗЧИКОМ
СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ РИСКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА


Понимая всю возможную сложность реализации проектов, заказчики строительства, как правило, требуют от своих подрядчиков страхования СМР. Правильная организация страховой защиты является актуальной задачей для заказчиков, поскольку позволяет получить компенсацию убытков от страховщиков, снизить расходы на страхование и повысить свою инвестиционную привлекательность.

Рассмотрим организацию страховой защиты конкретного заказчика сетевого строительства, отметим положительные моменты и недостатки, а также пути улучшения.

Система организации включает в себя следующие основные элементы:
• типовой договор страхования, утверждённый заказчиком для подрядчиков, являющийся приложением к договору подряда. Типовой договор страхования позволяет однозначно зафиксировать объём страховой защиты, который необходим заказчику, исходя из его потребностей. Подрядчики и страховщики не тратят время на разработку договора страхования, на дальнейшее его согласование с заказчиком. Простота администрирования;
• утверждённые заказчиком требования к страховым компаниям, с которыми подрядчик может заключить договор страхования. Это оправданно. К страхованию ВЛ заказчик должен допускать только надёжные страховые компании, имеющие капитал и опыт страховых выплат;
• передача на аутсорсинг функций контроля над процессом страхования профессиональному консультанту. Наличие консультанта представляется оправданным. Практически весь мир передаёт это на аутсорсинг.

Такая организация страхования является в настоящее время наиболее современной и эффективной. Однако рассматриваемая система имеет определённые недостатки.

Отметим некоторые из них. Во-первых, это ограничение доступа подрядчиков к страхованию рисков в надёжных страховых компаниях. Оно возникает из-за установленного заказчиком требования для страховщиков о наличии специальной лицензии на работу с государственной тайной. Не все надёжные страховые компании РФ обладают такой лицензией из-за принадлежности к международным страховым группам. Надо отметить, что это требование формальное, которое ничего не даёт в смысле безопасности при страховании объектов строительства. Все договора страхования строительства ВЛ перестраховываются за рубежом и этого никак не избежать. И даже в тендерной документации заказчика содержится требование о фактическом перестраховании 50% риска по договору в западных страховых компаниях, а привлечённый консультант является западной компанией. В итоге это приводит к тому, что подрядчики не могут заключать договоры с некоторыми надёжными, проверенными компаниями. Например, с такими как СК «РОСНО». Но именно РОСНО выплатило 6 миллиардов рублей по аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, чему способствовал также основной акционер — западный страховой концерн «Альянс». Больше в России никто и никогда по страховому случаю столько денег не выплачивал. Во-вторых, компенсация заказчиком затрат на страхование в размере до 1% от сметной стоимости проекта. Тариф, как было отмечено выше, зависит от характеристик объекта, подрядчика, а также от конкуренции между страховыми компаниями. Устанавливая фиксированный тариф до 1%, особенно при наличии типового договора, заказчик обрекает себя на перерасход средств. В-третьих, отсутствие у заказчика контрольного механизма определения рыночной стоимости страхования. В итоге эти недостатки ведут к следующим негативным последствиям для заказчика:
• возможное нерыночное ценообразование при страховании и, как следствие, возможный перерасход средств;
• снижение надёжности страховой защиты;
• недостаточная прозрачность ключевого бизнес-процесса защиты имущественных интересов и возможное снижение доверия со стороны инвесторов. Для улучшения системы можно предложить следующее:
• заказчику убрать формальное требование лицензии на работу с государственной тайной с целью допуска к страхованию надёжных страховых компаний;
• заказчику рекомендовать подрядчикам использовать современные механизмы по определению рыночной стоимости страхования — тендеры, в том числе электронные. Это позволит ему компенсировать подрядчику рыночные расходы на страхование, а не сметные;
• страховщикам принять механизм определения победителя на основе электронных тендеров и достичь соглашения о последующем перестраховании между участниками торгов, что позволит:
• избежать недобросовестной конкуренции среди страховых компаний;
• оставить максимально возможное количество страховых премий в России;
• повысить надёжность всей системы за счёт эффективной конкуренции, понятного и прозрачного перестрахования рисков.

Предлагаемые меры позволят заказчику сократить расходы на страхование, повысить прозрачность и надёжность страховой защиты, содействовать развитию конкурентного страхового рынка.


АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ
СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ


Для успешного получения страхового возмещения необходимо выполнение следующих условий (укрупнённо):
• произошедшее событие, причинившее имущественный вред и подтверждённое экспертизами, должно быть указано в договоре страхования;
• произошедшее событие отдельно не исключено договором страхования или Правилами страховщика;
• необходимые дополнительные расходы в связи с устранением последствий произошедшего события возмещаются по договору страхования. Это один из проблемных аспектов страхования, особенно в связи с ущербом вследствие дефектов;
• страхователь выполнил все свои обязанности по договору страхования: вёл строительство надлежащим образом; вовремя уведомил страховщика об ущербе; представил документы, подтверждающие его страховой интерес, и т.д., чтобы у страховщика не было повода для отказа в выплате;
• произведён расчёт сумм прямого ущерба и дополнительных расходов. Страховщик не оплачивает какие-либо затраты на улучшение, доработку, перепроектирование и т.д. пострадавшего имущества, даже те, которые необходимы для предотвращения повторного ущерба. Это один из аспектов, который надо учитывать страхователям с устаревшим, изношенным оборудованием. Есть также аспект с работоспособным оборудованием, которое было лишено гарантий производителя в связи с тем, что оно могло теоретически пострадать от воздействия застрахованных опасностей;
• у страховщика есть собственные средства на выплату и/или деньги получены от перестраховщиков по надлежаще заключённым с ними договорам перестрахования. Надо отметить, что страхователь не может влиять на отношения между страховой и перестраховочными компаниями, поскольку не является стороной по договору перестрахования. Единственной гарантией для страхователя в вопросах перестрахования может служить надёжность самой страховой компании, имеющийся у нее опыт страхования рисков энергетики, опыт выплат, надёжные акционеры и т.д.

Знание опасностей, которым подвержены ВЛ от строительства до эксплуатации, качественные условия договора страхования, правильная организация процесса заключения договоров, а также понимание аспектов выплат страхового возмещения позволяют максимально надёжно защитить электросетевой комплекс от финансовых потерь.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно