Энергетика

Ценовой калькулятор – путь к прозрачности в тарифообразовании

— Как изменится тарифная политика в электроэнергетической сфере в 2012 году?

— В соответствии со ст. 23 п. 4 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 01.01.2012 г., осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода доходности инвестированного капитала.

В отношении организаций, заинтересованных в привлечении большого объёма инвестиций, регулирующие органы принимают решение о переходе на их регулирование методом доходности инвестированного капитала. Данный метод позволяет реализовать больший объём инвестиционных программ, в первую очередь за счёт привлечения заёмных средств на более выгодных условиях. Однако, в связи с ограничением объёма тарифных источников, в том числе роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусмотренным параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013—2014 гг., территориальным сетевым организациям необходимо утвердить в Министерстве энергетики РФ или уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ скорректированные инвестиционные программы, в том числе с учётом их синхронизации с программами территориального развития субъектов РФ и программами по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, продлив их до 2018 г.

В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178, до 01.04.2012 г. предполагается произвести «перезагрузку» долгосрочных параметров регулирования территориальных сетевых организаций в отношении дочерних обществ ОАО «Холдинг МРСК», а также прочих территориальных сетевых организаций, регулирование которых осуществляется в форме установления долгосрочных параметров. Корректировка должна быть осуществлена с учётом ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусмотренного Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013—2014 гг. (с 1 июля 2012 г. — не выше 11%, с 1 июля 2013 г. — 9—10%, с 1 июля 2014 года — 9—10%).

Для ограничения роста тарифов Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 предусмотрены следующие меры:
• корректировка долгосрочных параметров регулирования с 01.07.2012 года с учётом обязательности соблюдения установленных Прогнозом темпов роста необходимой валовой выручки на первый долгосрочный период регулирования. Это возможно за счёт снижения размера инвестированного капитала, ограничения роста операционных затрат, приведения нормативов потерь в соответствие с целями инвестпрограмм;
• начисление возврата инвестированного капитала и дохода на инвестированный капитал осуществляется с учётом фактических вводов объектов сетевого хозяйства.

Для повышения эффективности капиталовложений предлагаются следующие меры:
• установление с 2014 г. дисконта в отношении объектов, введённых в эксплуатацию, но не загруженных на проектную величину, в части их учёта в базе капитала и прироста операционных расходов на их обслуживание;
• корректировка инвестиционных программ сетевых компаний с учётом оптимизации по стоимости и структуре источников финансирования.

Подробные механизмы реализации перечисленных мер изложены в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике».

— Базовым документом при формировании тарифов является баланс энергии и мощности. Что меняется в нём?

— Принимая балансовые решения в отношении организаций, получивших статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), Федеральная служба по тарифам (далее — ФСТ России) руководствуется Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 (далее — Основы ценообразования), Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности (далее — Правила оптового рынка), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», а также иными нормативными документами.

Сводный прогнозный баланс электрической энергии (мощности) формируется ФСТ России в целях:
• расчётов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Основами ценообразования, а также размеров платы за указанные в Основах ценообразования услуги, устанавливаемых ФСТ России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
• заключения участниками оптового рынка электроэнергии (мощности) (далее — ОРЭМ) договоров, в том числе регулируемых, на основании которых осуществляется купля-продажа электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке в соответствии с Правилами оптового рынка.

Балансы электроэнергии (мощности) формируются на календарный год на основании предложений участников оптового рынка, производителей (поставщиков) розничного рынка электрической энергии (мощности) и сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии (мощности).

ФСТ России утверждает сводный годовой прогнозный баланс электрической энергии и мощности не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования по следующим основным показателям:
• объёмы производства и поставок электрической энергии и мощности;
• объёмы электрической энергии и мощности, поставляемые населению;
• технологический расход электрической энергии (мощности) при её передаче в электрических сетях; • заявленная мощность потребителей;
• объёмы поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам);
• объёмы производства тепловой энергии.

Таким образом, ежегодное изменение вышеуказанных показателей находит отражение в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации.

Исходя из того, что балансовые решения проходят процедуру согласования служб ФСТ России, Совета рынка, Системного оператора, а также субъектов рынка и органов регулирования субъектов РФ, балансовые показатели, принимаемые профессионалами, позволяют с высокой точностью спрогнозировать потребление и поставку электрической энергии и мощности на всей территории России.

Утверждается Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии и мощности Правлением ФСТ России, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

— В ближайшие пять лет электросетевые компании обязаны снизить операционные затраты на 25% — до 5% в год от общих затрат. С чем связано такое решение?

— В соответствии с п. 35 (1) Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109, индекс эффективности операционных расходов устанавливался на долгосрочный период регулирования в размере от 1 до 2,5% от уровня операционных расходов текущего года долгосрочного периода регулирования в соответствии с правилами определения долгосрочных параметров деятельности организаций с применением метода сравнения аналогов, входящими в состав методических указаний.

Таким образом, значительного увеличения индекса эффективности подконтрольных расходов не произошло. В обязательном порядке индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 3% будет применяться только в отношении организаций, рост базового уровня подконтрольных расходов которых превысил прогнозный индекс потребительских цен на 1-й год долгосрочного периода регулирования более чем в 2 раза, т.е. в отношении тех, у кого существует достаточная возможность оптимизации операционных расходов.

— В 2012 году повышение тарифов произойдёт с 1-го июля, а не с 1-го января, как обычно. С чем это связано, и как принятое решение отразится на финансово-экономическом состоянии электросетевых компаний?

— В целях обеспечения умеренного роста цен и тарифов на товары (услуги) естественных монополий в 2012—2014 гг. Правительством РФ принято решение о переносе срока индексации цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, в том числе для населения, с 1 января на 1 июля очередного календарного года.

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013—2014 гг. предусмотрен рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2013 г. на 9—10%, с 1 июля 2014 года — также на 9—10 процентов.

Ограничение роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусмотренного параметрами Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и плановый период 2013—2014 гг., не должно отрицательно отразиться на финансово-экономическом состоянии электросетевых организаций, так как запланированный среднегодовой рост тарифов на услуги по передаче, составляющий 106%, соответствует прогнозным среднегодовым показателям уровня инфляции.

— Будет ли отменена плата за технологическое присоединение, или, возможно, возникнут какие-либо изменения в этой сфере? Как это повлияет на электросетевой комплекс в целом?

— В настоящее время порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861 (далее — Правила технологического присоединения), с оплатой технологического присоединения, рассчитываемой в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 365-э/5 (зарегистрировано Минюстом России 22 декабря 2010 года, регистрационный № 19341) (далее — Методические указания).

Существующие Правила технологического присоединения обеспечивают регулирование отношений практически со всеми группами присоединяемых потребителей, включая малый и средний бизнес, для которого предусмотрены особенности оплаты, льготный размер и упрощённая процедура приёма в эксплуатацию энергоустановок.

Кроме того, п. 2 ст. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. № 187-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2011 г. не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Указанные затраты должны учитываться в тарифах сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии.

Аналогичная норма предусмотрена и п. 10 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждённых приказом ФСТ России от 30.11.2010 г. № 365-э/5.

Таким образом, с 1 января 2011 года размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям для всех потребителей значительно снижен, т.к. потребители будут оплачивать только мероприятия, указанные в п. 12 Методических указаний, и «последнюю милю».

При этом указанные положения федерального закона о невключении в размер платы за технологическое присоединение расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, не содержат исключений и, соответственно, в настоящее время должны применяться при технологическом присоединении как к электрическим сетям сетевой организации, так и к объектам генерирующих компаний, выступающих в данном случае в качестве сетевой организации.

Установление особых условий по оплате технологического присоединения к электрическим сетям для других групп потребителей, в т.ч. её отмены, в настоящее время не планируется.

— В целях обеспечения прозрачности в тарифообразовании ФСТ России ввело калькулятор электрической энергии. Что это даёт участникам рынка?

— Для осуществления мониторинга оптового и розничных рынков электрической энергии, а также в целях обеспечения прозрачности в тарифообразовании на интернет-сайте ФСТ России (www.fstrf.ru) размещён «Ценовой калькулятор электрической энергии и мощности» (далее — Ценовой калькулятор), позволяющий любому потребителю — юридическому лицу в Российской Федерации рассчитать стоимость фактически потреблённой электрической энергии и мощности. В настоящее время завершаются работы в части определения стоимости потреблённой электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей.

Ценовой калькулятор предназначен для расчётов потребителями, имеющими заключённые договоры с гарантирующими поставщиками — субъектами оптового рынка электрической энергии, цены поставки электрической энергии, а также для просмотра тарифных решений, принятых на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ, ФСТ России, операторов оптового рынка.

Ценовой калькулятор детализирует цену потребителя (соответственно, и стоимость) по составляющим: производство электрической энергии, услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги и сбытовая надбавка, а также отражает разбивку цен по диапазонам напряжения и числу часов использования заявленной мощности.

Потребитель, используя Ценовой калькулятор, имеет возможность путём сравнения нескольких вариантов цен (тарифов — одноставочный, дифференцированный по зонам суток, двухставочный) выбрать наиболее подходящий для данного потребителя вариант цены (тарифа).

При расхождении результатов расчётов Ценового калькулятора с расчётами гарантирующего поставщика потребитель вправе обратиться к последнему за разъяснением причин возникших расхождений и для проведения перерасчётов стоимости потреблённого ресурса.

Данный программный модуль может использоваться субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности в части просмотра цены покупки электрической энергии (мощности) с оптового рынка, а также отслеживания динамики изменения затрат на покупку электроэнергии.

В Ценовом калькуляторе по каждому ценовому параметру указаны реквизиты соответствующих решений, принятых органами государственного регулирования субъектов Российской Федерации, по их установлению, а также предусмотрена возможность просмотра либо скачивания интересующего документа. В связи с этим субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности могут ознакомиться с нормативно-правовыми актами по утверждению составляющих конечной цены на электрическую энергию (мощность).

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно