Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Долгосрочные перспективы параллельной работы энергосистем СНГ

Это соглашение — основной документ, регулирующий взаимодействие системных операторов и сетевых компаний при обеспечении параллельной работы  энергосистем России, Украины и Беларуси.

Соглашение детализирует условия Договора об обеспечении параллельной  работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества  Независимых Государств от 25 ноября 1998 года.

Оно определяет ответственность и взаимодействие сторон, в том числе согласование действий по планированию  и выполнению согласованных почасовых графиков сальдо перетоков электроэнергии (мощности), регулирование  мощности при поддержании частоты и эксплуатацию межгосударственных  линий электропередачи. Необходимость разработки и подписания единого технического соглашения обусловлена конфигурацией межсистемных  связей и существенным взаимным влиянием электроэнергетических режимов этих энергосистем. Сегодня в соответствии с этим соглашением  Системный оператор ЕЭС России совместно с РУП «ОДУ» и НЭК «Укрэнерго» осуществляют круглосуточное  оперативно-диспетчерское управление параллельной работой энергосистем России, Беларуси и Украины. Это и поддержание частоты  переменного тока в допустимых значениях, и регулирование сальдоперетоков электроэнергии и мощности  национальных энергосистем, и скоординированное планирование режимов параллельной работы энергосистем, а также координация действий по предотвращению и ликвидации технологических нарушений.

ФСК ЕЭС России, Белэнерго и Укрэнерго сотрудничают в сфере эксплуатации  и технического обслуживания межгосударственных линий электропередачи,  проводят коммерческий учет и таможенное оформление электроэнергии, оказывают услуги по передаче электроэнергии.

Кроме этого, соглашение предусматривает  создание условий для взаимного обмена технологической информацией, сообщение о намечаемых мероприятиях по техническому перевооружению и реконструкции энергообъектов, влияющих на параллельную работу энергосистем.


ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Сегодня в электроэнергетике СНГ имеется много нерешенных проблем. Одна из важнейших — старение основных фондов электроэнергетики, большая часть которых была создана в 60—70-х годах прошлого столетия. В среднем по отрасли степень износа энергооборудования достигла 60%, а по некоторым оценкам и значительно  выше. Все это определяет значимость реализации российских и международных инвестиционных проектов строительства и техперевооружения станций, развития электросетей, внедрения автоматизированных  систем управления энергосистемами с использованием микропроцессорных устройств и SKADA технологий.

В 2010 году решение этих задач особенно актуально, так как этот год был назван Годом науки и инноваций в Содружестве.

Основу электроэнергетики СНГ составляют ТЭС, удельный вес которых сохраняется на уровне 70 процентов. Необходимость скорейшего внедрения  достижений научно-технического прогресса и новых технологий требует радикального изменения условий топливообеспечения ТЭС и усиления  экологических требований. На электростанциях, работающих на твердом топливе, такими технологиями являются экологически чистые технологии сжигания угля в циркулирующем  кипящем слое, газификация угля с использованием генераторного газа в парогазовых установках, а для электростанций, работающих на газе, это парогазовый цикл, газотурбинные надстройки паросиловых блоков и газовые турбины с утилизацией тепла.

Переход от паротурбинных к парогазовым  ТЭС на газе, а позже — и на угле, обеспечит повышение КПД установок до 50%, а в перспективе до 60% и более.

Другим важным направлением повышения тепловой экономичности  является строительство новых угольных энергоблоков на суперсверхкритические параметры пара: Ро = 30 МПа, tо = 600°С. КПД этих энергоблоков  может достигнуть 45-46%, что существенно снизит потребности станции в топливе.

В сфере передачи и распределения электроэнергии и повышения надежности,  эффективности и экономичности электросетей предусматриваются:
• разработка программы по оснащению энергетики асинхронизированными турбо- и гидрогенераторами и управляемыми шунтирующими реакторами. В сочетании с дополнительными  техническими решениями это позволит нормализовать напряжение в сетях 500 кВ;
• создание и внедрение надежного электротехнического коммутационного оборудования с элегазовой и вакуумной изоляцией, обеспечивающего значительное повышение надежности работы электростанций и сетей;
• разработка новых типов трансформаторного оборудования с применением новых конструкционных материалов, снижающих нагрузочные потери, потери холостого хода и капитализированные затраты;
• создание и изготовление опытно-промышленного образца сверхпроводящего  ограничителя тока (СОТ) до 1000 кВ•А и напряжением 10 кВ;
• разработка, освоение производства  и широкое применение нового поколения микропроцессорных систем релейной защиты и противоаварийной автоматики;
• развитие, совершенствование программного обеспечения и широкое внедрение многоуровневых автоматизированных  систем коммерческого учета электроэнергии;
• широкое применение микропроцессорных  систем РЗА, интегрированных в АСУ энергообъектов;
• внедрение автоматизированных систем диспетчерского управления (АСДУ), обеспечивающих функции оптимального планирования, оперативного  контроля и управления работой ЕЭС России, а также информационного обеспечения оптового рынка электроэнергии (мощности).

В области развития информационных и управляющих систем необходимо:
• проведение работ по созданию и внедрению АСУТП на базе современных  микропроцессорных устройств;
• продолжение развития сетей УКВ радиосвязи на объектах электроэнергетики;
• внедрение автоматизированных систем контроля и учета энергопотребления (АСКУЭ);
• продолжение строительства магистральных  и внутрисистемных волоконно-оптических линий связи с применением различных способов прокладки кабеля;
• развитие автоматизированной системы  диспетчерского управления (АСДУ);
• внедрение автоматизированных систем обучения и тренажерной подготовки.


РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЭНЕРГОСИСТЕМ

В конце мая этого года в Угличе состоялось 37-е заседание Электроэнергетического  Совета СНГ, в котором приняли участие:
• делегации органов управления электроэнергетикой и электроэнергетических  компаний Азербайджанской  Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины;
• представители наблюдателей при Электроэнергетическом Совете СНГ;
• приглашенные представители Исполнительного  комитета СНГ, Секретариата  Евразийского Экономического  сообщества, КДЦ «Энергия»,  МОП «Электропрофсоюз», Совета ветеранов энергетики России, Совета старейших энергетиков Украины и других организаций.

На заседании был одобрен проект протокола о внесении изменений и дополнений в Договор об обеспечении  параллельной работы электроэнергетических систем государств-участников Содружества Независимых  Государств от 25 ноября 1998 года, рассматривались проблемы реализации Соглашения о транзите электрической энергии и мощности государств-участников СНГ от 25 января 2000 г., сотрудничества с международными энергетическими организациями и перспективы интеграции электроэнергетических систем и рынков СНГ и ЕС—СНГ, а также вопросы разграничения балансовой принадлежности и обслуживания межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических  систем. Кроме этого, рассматривались вопросы формирования прогнозных данных о балансах электроэнергии и мощности, экологии и использования возобновляемых источников энергии, разработки технических регламентов и требований к системам контроля параметров качества, согласования информационного освещения работы систем.

Председательствующий на заседании министр энергетики Сергей Шматко отметил: «Оглядываясь в прошлое, можно с уверенностью сказать, что Электроэнергетический Совет СНГ много сделал по развитию нормативной правовой базы документов, регламентирующих параллельную работу электроэнергетических систем государств Содружества и формирующих общий электроэнергетический  рынок государств-участников СНГ». Также он констатировал, что в ОЗП 2009—2010 гг. практически не было серьезных нарушений, так как этому способствовали совместные согласованные  действия всех параллельно работающих энергосистем стран Содружества.  Он считает, что дальнейшая работа Совета должна быть направлена на совершенствование параллельной работы в пограничных условиях.

Очередное, 38-е заседание ЭЭС СНГ намечено провести 15 октября 2010 года в Киеве. На этом заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:
• мероприятия, посвященные 20-летию СНГ;
• разработка проектов нормативных правовых документов по формированию рынка системных и иных услуг, необходимых для регулирования  балансов и управления режимами электроэнергетических систем государств-участников СНГ;
• сотрудничество государств-участников СНГ в области использования новых технологий в строительстве и эксплуатации электросетевых объектов  и обмене опытом в данном направлении;
• проект технического регламента «О безопасности электрических сетей» и другие.


СОТРУДНИЧЕСТВО С МЕЖДУНАРОДНЫМИ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ


В январе 2003 года Электроэнергетический  Совет СНГ и ЕВРЭЛЕКТРИК заключили бессрочное соглашение о сотрудничестве, которое являлось подготовкой к объединению энергосистем ЕС и СНГ и созданию общего электроэнергетического рынка.

В 2003—2005 гг. рабочие группы ЕВРЭЛЕКТРИК — ЭЭС СНГ «Рынки» и «Окружающая среда» обследовали рынки и состояние окружающей среды в ЕС и СНГ и подготовили сопоставительные отчеты на английском и русском языках «Сравнение электроэнергетических  рынков ЕС и СНГ» и «Ключевые вопросы охраны окружающей  среды при объединении электроэнергетических рынков ЕС и СНГ». Это позволило в 2005 г. разработать дорожные карты по сближению экологических  и рыночных условий двух регионов: «Путь к созданию совместимых электроэнергетических рынков в странах ЕС и СНГ» и «Дорожная карта по ключевым экологическим вопросам объединения электроэнергетических  рынков ЕС и СНГ». В дорожных картах содержится план поэтапного создания совместимых рыночных и экологических условий в ЕС и СНГ. Однако хочу отметить, что активность сотрудничества с ЕВРЭЛЕКТРИК в последнее время заметно снизилась.

На встрече в Москве в марте 2009 г. президенты ЕВРЭЛЕКТРИК и ЭЭС СНГ решили «осуществить пересмотр Дорожных карт по рынкам и окружающей  среде, уточнить приоритеты в отношении будущих областей сотрудничества»  и провести ревизию принятых  ранее решений по созданию совместных органов сотрудничества. Сегодня эта работа реализуется.

На заседании Совместной рабочей  группы ЕВРЭЛЕКТРИК-ЭЭС СНГ «Рынки» в Москве в октябре 2009 г. ЭЭС СНГ предложил европейским коллегам  определить причины сокращения  совместной деятельности, актуализации  дорожной карты по рынкам и разработать приоритеты дальнейшего  сотрудничества. ЕВРЭЛЕКТРИК предложил сосредоточиться на ближайших задачах и конкретных вопросах сотрудничества в рамках  фазы 1 дорожной карты, а именно на гармонизации правил трансграничной торговли. Это, по мнению ЕВРЭЛЕКТРИК, позволит создать региональный электроэнергетический  рынок в регионе Прибалтика — Скандинавские страны — Республика Беларусь — Россия и изучить  условия для иностранных инвестиций  в ЕС и Россию. Для решения этих задач ЕВРЭЛЕКТРИК предложил направить совместные усилия на работу двух целевых групп по трансграничной  торговле и инвестиционному климату с ограниченным кругом участников (в одном случае от ЭЭС СНГ два участника — Россия и Республика  Беларусь, в другом — один, Россия). В декабре 2009 г. в Москве состоялось первое заседание целевой группы по трансграничной торговле электроэнергией, организованное консультативной группой высокого уровня. Целевая группа по инвестиционному климату только организуется.

Исполнительный комитет ЭЭС СНГ поддерживает отношения с Секретариатом Энергетической хартии. Представители ЭЭС СНГ в качестве наблюдателя  участвуют в работе основных органов Энергетической хартии: ежегодных конференциях по Энергетической хартии, Группе по торговле и транзиту, целевых рабочих группах по сотрудничеству в сфере электроэнергетики в Центральной Азии и др.

В декабре 1994 года был подписан  Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), вступивший в силу в апреле 1998 года. ДЭХ стал правовой  основой многосторонних межгосударственных  отношений в сфере энергетики. Договор устанавливает правовые рамки для многосторонней трансграничной торговли, инвестиций и транзита и содержит обязательные процедуры разрешения споров. Договор  уже подписали 53 государства. В его основу положены принципы ВТО, которые признаны всеми государствами  Содружества. Однако ряд государств СНГ считает, что условия участия в Договоре сформулированы таким образом, что ЕС, как объединение  государств, имеет преимущества в торговых отношениях с другими странами, в том числе с СНГ. Оппоненты же считают, что ДЭХ в наибольшей степени удовлетворяет потребностям стран нетто-импортеров энергоресурсов  и не защищает интересы стран нетто-экспортеров. Основной проблемой в достижении согласия между государствами-участниками Энергетической хартии в отношении правил организации торговли энергетическими  товарами и услугами являются различия в условиях осуществления транзита энергоносителей через территории регионов ЕС, России и других государств СНГ. Переговоры по протоколу о транзите (приложение к ДЭХ) продолжаются уже более 10 лет.

Торговля в энергетической сфере на основе Договора к Энергетической хартии в его нынешнем виде не выгодна государствам Содружества.

В декабре 2009 г. в Риме прошла очередная, 20-я, сессия конференции  по Энергетической хартии, на специальной сессии которой — «Министерский  диалог» обсуждались перспективы  ДЭХ как правовой основы международного энергетического сотрудничества.  Представитель России в своем выступлении сообщил, что в ближайшее время Россия намерена  предложить международному сообществу проект нового правового документа — «Конвенции по обеспечению  международной энергетической безопасности».

Что касается энергетической политики,  то до недавнего времени в Европейском Союзе не существовало единой энергетической стратегии. Политика в области энергетики считалась прерогативой национальных государств.

В 2005—2006 гг. в поисках  возможной диверсификации каналов поставок энергоносителей ЕС начал формировать и осуществлять  единую энергетическую  политику, как в рамках ЕС, так и в отношении стран, не входящих в это объединение. Таким образом, ЕС повысил активность в отношении государств СНГ и установил особые отношения с отдельными государствами Содружества.

Был создан региональный энергетический  рынок в форме Энергетического  сообщества Юго-Восточной Европы (ЭСЮВЕ). Договор о создании сообщества между ЕС и девятью странами Юго-Восточной Европы был подписан в Афинах в октябре 2005 г. и вступил в силу в июле 2006 года. Участниками стали государства-члены ЕС, а также Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Албания, Миссия ООН в Косово и бывшая югославская республика Македония. Трем государствам бывшего СССР — Грузии, Молдавии и Украине наряду с Норвегией  и Турцией был предоставлен статус наблюдателей в Европейском энергетическом сообществе. В декабре 2009 г. на заседании в Загребе (Хорватия) Совет министров Европейского  энергетического сообщества одобрил присоединение Украины к договору об Энергетическом сообществе.  Окончательное вступление Украины будет осуществлено после ратификации Верховной Радой соответствующего договора.

В январе 2007 года ЕС начал реформировать структуры своего технического  содействия, оказываемого  СНГ. Таким образом, Программа Тасис и другие программы технической  помощи были заменены на Политику Европейского соседства и партнерства (ПЕСП), которая призвана содействовать ориентации сопредельных  государств, и в первую очередь расположенных вдоль сухопутной и морской границы ЕС, на политику и стандарты Европейского союза. Основной частью ПЕСП является Программа  пограничного сотрудничества (ППС), охватывающая деятельность на внешних границах ЕС на востоке и юге. Программа рассчитана на период 2007—2013 гг., на нее выделено 1,18 млрд евро.

В рамках новой ПЕСП разработано три отдельных «национальных стратегических документа» (НСД) для Беларуси, Молдовы и Украины. Утверждены национальные индикативные программы (НИП) для каждой страны, которые устанавливают ориентиры планирования и определения проектов в приоритетных сферах.

ЕС инициировал в 2008 г. создание программы «Восточное партнерство» (ВП) — нового формата сотрудничества  Евросоюза с шестью постсоветскими  государствами: Украиной, Молдовой, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Беларусью. Бюджет этой программы на период до 2013 г. составляет 1,4 млрд евро. «Восточное партнерство» предполагает режим свободной торговли, экономической помощи, облегченный визовый режим, а также регулярные консультации  в области обороны и безопасности. Планируется также разработать и подписать соглашения о стратегическом  партнерстве в энергетической сфере между ЕС и «шестеркой».

Надежная параллельная работа электроэнергетических систем и прогресс в создании Общего электроэнергетического  рынка (ОЭР) государств-участников СНГ могли бы стать основой для сближения экономик и консолидации  пространства СНГ. При этом ОЭР СНГ мог бы стать базовой составляющей зоны свободной торговли.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+