Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Экзамен принимает зима

УРОКИ ГОРЯЧЕГО ЛЕТА

В этом году подготовка к прохождению  осенне-зимнего максимума нагрузок 2010—2011 гг. проходила  в беспрецедентно неблагоприятных  условиях, представляющих серьезную угрозу стабильной работе  ЕЭС. Об этом сказал в своем докладе заместитель министра энергетики РФ Андрей Шишкин. На всей территории страны установилась аномальная жара, многие регионы охватили пожары и ураганы. С начала пожароопасного периода  было зарегистрировано около 32 тысяч очагов возгорания, что на 40% больше, чем в 2009 году. Общая  площадь пожаров составила более 1,5 млн гектаров. В зоне непосредственной близости к очагам возгорания оказались 42 электростанции, 72 292 объекта распределительных  сетей и более 444 тыс. км линий электропередачи. В семи регионах страны — Чувашии и Республике Марий Эл, Воронежской, Владимирской, Московской, Рязанской,  Нижегородской областях — был введен режим чрезвычайных ситуаций.

К слову, в регионах ЧС расположено 4240 линий ФСК и МРСК протяженностью  более 360 тыс. км и 80 тыс. 345 подстанций. На проблемных  территориях в период подготовки к ОЗП произошло около 500 отключений на линиях всех напряжений. При этом было повреждено 113 километров ВЛ 35/110 кВ.

Понятно, что в этих условиях энергетики постоянно отвлекались от плановой  подготовки энергообъектов к зиме на устранение последствий аварий.

В этот сложный период Минэнерго России предприняло ряд жестких, но необходимых мер. В частности, был введен временный запрет, а также перенос сроков ремонта генерирующего и электросетевого оборудования. Среди них — 5 ЛЭП 750 кВ (в графиках ремонтов предусмотрено 3 ЛЭП); 16 ЛЭП 500 кВ (в графиках — 81 ЛЭП); 5 ЛЭП 330 кВ (в графиках — 62 ЛЭП); 34 ЛЭП 220 кВ (в графиках — 426 ЛЭП).

Предусмотрено включение неблочного генерирующего оборудования  мощностью 1700 МВт для компенсации  аварийно отключившегося оборудования из холодного резерва. Пересмотрен подход к выводу в ремонт  другого энергетического оборудования  и устройств РЗА с учетом вероятности возникновения нерасчетных возмущений, связанных с высоким риском одновременного отключения более одной ЛЭП, находящихся вблизи зон возникновения пожара.

Подводя итоги горячего лета, замминистра  энергетики особо подчеркнул: «Контроль за подготовкой и прохождением  летнего пожароопасного периода необходимо вывести на новый  уровень. Причем государство должно осуществлять его аналогично контролю за подготовкой и прохождением  ОЗП субъектами электроэнергетики».

Несмотря на затяжную экстремальную  ситуацию, которая удерживалась на территории страны в течение всего лета, ремонтная кампания проходила в рабочем режиме без существенных отклонений. Общая стоимость ремонтных работ в 2010 году составила 70,7 млрд рублей.

Самое пристальное внимание подготовке к ОЗП уделяло Минэнерго России, о чем заявил в своем послании к Всероссийскому совещанию  энергетиков министр Сергей Шматко. Он подчеркнул, что, как и в прежние годы, для надежного прохождения ОЗП 2010—2011 гг. были сформированы балансы электроэнергии  и мощности для каждой электростанции, каждого субъекта Федерации с месячной разбивкой; приказом Минэнерго утверждены помесячные нормативы запасов топлива на IV квартал 2010 г. и I квартал 2011 г.; действуют Правительственная  комиссия (Федеральный штаб) и региональные штабы по обеспечению безопасности энергоснабжения, работающие во всех субъектах Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным министром энергетики графиком комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики проверили более 600 предприятий, среди которых около 300 электростанций, более 80 генерирующих компаний и филиалов, около 160 сетевых объектов, 61 филиал Системного оператора, объекты 110 кВ и выше, принадлежащие  крупным промышленным предприятиям.


МИНУС ХАКАСИЯ ПЛЮС ДАГЕСТАН
И НИЖНИЙ НОВГОРОД


По данным НИУ Росгидромета, в течение «холодного полугодия» на большей части России температурный  фон ожидается на уровне средних многолетних значений. С вероятностью до 70% метеорологи утверждают, что зима будет не слишком  суровой и не слишком теплой. Вместе с тем в декабре-январе на севере Западной и Восточной Сибири, а также на Северном Урале температура  воздуха будет несколько выше многолетних среднегодовых значений.  А в феврале ожидается более низкая, чем обычно, температура в южной части России — от Краснодара до Байкала.

В целом энергопотребление в осенне-зимний период 2010—2011 гг. будет выше, чем в предыдущем сезоне, примерно на 12%. В связи с этим энергетики заготовили  достаточно топлива впрок. Его запасы по отрасли в целом превышают  норматив более чем на 20%. Между тем существуют проблемы с накоплением угля и мазута на целом ряде энергообъектов. Особенно тревожная ситуация сложилась на Тверской  ТЭЦ-3, где объем запасов угля как резервного топлива составляет всего 10,1 тыс. тонн (18,35% от норматива).

По словам А. Шишкина, для повышения надежности энергоснабжения потребителей до конца текущего года в стране планируется ввести более 1400 км ВЛ 500 кВ, более 2000 км ВЛ 220—330 кВ и более 10 000 МВА трансформаторных мощностей. И все же всех предпринимаемых мер пока недостаточно для уверенного прохождения осенне-зимнего максимума. Есть ряд территорий, где ситуация с надежностью энергоснабжения остается под большим вопросом.

Поэтому приказом министра энергетики от 21.10.2010 г. утвержден перечень из 6 регионов высокого риска в предстоящий ОЗП. В него вошли Кубанская, Нижегородская, Тюменская, Сахалинская, Приморская и Дагестанская энергосистемы. По сравнению с ОЗП 2009—2010 гг . «черный список» изменился: из него исключена Хакасская  энергосистема, но включены энергосистемы Дагестана и Нижегородской  области. С учетом возможных рисков по каждому проблемному региону утверждены мероприятия, необходимые для стабильного прохождения ОЗП. Они включают как краткосрочные (выполнение необходимо завершить  до окончания предстоящего ОЗП), так и перспективные меры (со сроками выполнения за пределами зимы 2010—2011 гг .).

Председатель правления ОАО «ФСК ЕЭС» Олег Бударгин отметил, что для успешного прохождения ОЗП были предприняты все необходимые меры — технические, технологические и организационные.

Во-первых, учитывая беспрецедентный  опыт минувшего лета, в ФСК приняли решение изменить алгоритм  взаимодействия со смежными структурами и органами исполнительной  власти. Практика показала, что методика организации совместной  работы нуждается в совершенствовании.  В результате в рамках подготовки к ОЗП было обеспечено функционирование оперативных штабов ОАО «ФСК ЕЭС» в тесном взаимодействии с МЧС и органами исполнительной власти. Кроме того, для эффективного управления компанией,  в том числе в кризисных и чрезвычайных ситуациях, принято решение с 01.12.2010 г. открыть Ситуационный аналитический центр (САЦ) ОАО «ФСК ЕЭС».

Во-вторых, важным шагом к повышению  надежности энергоснабжения  стало создание Комплексной автоматизированной системы управления  безопасностью (КАСУБ). Первый  этап проекта уже завершен, в результате чего оперативным дежурным ОАО «ФСК ЕЭС» и МЭС Юга предоставлен  доступ к видеокамерам со всех 19 ПС в СКФО, установлены кнопки тревожной сигнализации.

В-третьих, ФСК уделила особое внимание укреплению связей с подрядными организациями и повышению  эффективности ремонтных работ. Для ликвидации технологических нарушений было заключено 117 соглашений  с подрядными организациями (12 751 чел. и 3659 единиц авто- и спецтехники). Во всех филиалах ОАО «ФСК ЕЭС» реализована схема повышенной аварийной и эксплуатационной  готовности, включая формирование 223 мобильных бригад быстрого реагирования для оперативного  устранения технологических нарушений на ВЛ и 326 бригад для обслуживания ПС. Заключены соглашения с 40 авиапредприятиями по использованию вертолетной техники для облетов ВЛ. Подписаны договоры на сервисное обслуживание  с производителями оборудования.  Совместно с ОАО «РЖД» и ОАО «СО ЕЭС» разработана и уже начала реализовываться программа повышения  надежности электроснабжения объектов ОАО «РЖД».

В целом, подчеркнул О. Бударгин, к успешному прохождению осенне-зимнего периода 2010—2011 гг. ОАО «ФСК ЕЭС» подготовилось основательно. Вместе с тем он заявил, что электросетевое хозяйство компании находится в не самом лучшем физическом  и моральном состоянии: 47% подстанций и 67% ЛЭП давно уже превысили отведенные им сроки  службы. Высокий износ оборудования  повышает необходимость его диагностики, что требует дополнительных  затрат. К тому же объем реконструкции не позволяет преодолеть тенденцию старения оборудования  в течение ближайших двух-трех лет. В связи с этим глава ОАО «ФСК ЕЭС» предложил при проведении тарифной кампании 2011—2014 гг. совместно  с ФСТ России проработать вопрос включения в тариф ОАО «ФСК ЕЭС» средств, достаточных для обеспечения  надежности ЕНЭС и поддержания  электросетевого оборудования в нормативном состоянии.


С УЧЕТОМ РЕАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ


Во время подготовки к прохождению  осенне-зимнего максимума нагрузок Ростехнадзор провел проверку 26 118 энергообъектов, в том числе 896 электросетевых организаций. В целом выявлено более 56 тысяч нарушений. К административной ответственности привлечено боле 570 юридических и 2880 физических  лиц. Заместитель руководителя Ростехнадзора Валерий Беззубцев остановился на главных недостатках, выявленных в ходе проверок. Среди них — отсутствие достаточного количества  подготовленного и аттестованного  персонала; несвоевременность проведения текущих ремонтов, реконструкции и модернизации основного  и вспомогательного оборудования,  не проведены плановые обследования и технические освидетельствования зданий, сооружений и энергоустановок с целью продления срока их эксплуатации; отсутствие аварийного запаса материалов и оборудования, а также резервного топливного хозяйства и нормативного  запаса топлива. Все эти факторы могут снизить надежность энергоснабжения  потребителей в период прохождения осенне-зимнего максимума, отметил В. Беззубцев.

Участники совещания согласились  с замечаниями Ростехнадзора, заявив, что направляют все усилия на устранение имеющихся недостатков.

Как отметил в своем выступлении генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец, анализ прохождения  ОЗП за предыдущие годы выявил, что главными причинами технологических нарушений в электросетях  являются износ основного оборудования (в частности, старение изоляции) и неблагоприятные погодные  условия, вызывающие механические повреждения линий электропередачи.

Как известно, одно из наиболее досаждающих  энергетикам явлений — падение деревьев на воздушные линии. В этой связи распределительные  сетевые компании уделяют повышенное внимание расчистке и расширению просек воздушных ЛЭП. Кроме того, для повышения надежности энергоснабжения на многих участках традиционно проводится замена «голых» проводов на провода с защитным покрытием и СИП (в отдельных регионах для повышения  устойчивости ЛЭП устанавливаются дополнительные промежуточные опоры).

«Ремонтная программа, восполнение аварийного запаса, израсходованного в результате лесных пожаров минувшим летом, и другие мероприятия  по подготовке к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок выполняются в полном объеме строго в соответствии с графиком», — подчеркнул Николай Швец.

Глава Холдинга МРСК также сообщил,  что под особым контролем находятся три региона, относящиеся к субъектам с высокими рисками прохождения ОЗП, — это Тюменская, Кубанская и Дагестанская энергосистемы.  Впрочем, отметил Николай Швец, принятое решение о выделении  филиалу ОАО «МРСК Северного Кавказа» — «Дагэнергосеть» 250 млн рублей на проведение необходимых работ по подготовке к ОЗП должно способствовать тому, что энергосистема  Дагестана перестанет быть зоной риска.

Между тем в МРСК Северного Кавказа есть еще две компании, испытывающие  объективные трудности по прохождению ОЗП, — это ОАО «Нурэнерго» и ОАО «Ингушэнерго», работающие на территории Чечни и Ингушетии. Это и криминогенная обстановка в северокавказских республиках, и то обстоятельство, что электросетевой комплекс значительно пострадал в результате боевых действий,  а также низкая платежеспособность  потребителей, хищения и вандализм на энергообъектах. Однако, по словам Николая Швеца, после встреч руководства Холдинга МРСК с главами этих кавказских республик был намечен план первоочередных мер по улучшению ситуации, которые уже выполняются.

В то же время Холдинг МРСК ведет работу по оперативному устранению нарушений, выявленных Ростехнадзором в операционных компаниях Холдинга в ходе проверки их готовности к прохождению ОЗП. «По итогам проведенных встреч и совещаний нам удалось достичь конструктивного взаимопонимания с Ростехнадзором», — заявил Николай Швец.

Также компания обратилась к Минэнерго России с просьбой при корректировке  Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период конкретизировать основные и дополнительные условия, необходимые для получения паспорта готовности.


ОПАСНАЯ ПРОСЕКА

Участники совещания, определяя задачи на осенне-зимний период, то и дело обращались к урокам прошедшего  лета, в условиях которого приходилось  готовить энергосистемы к зимнему экзамену.

МРСК Центра пришлось особенно непросто: в пожароопасной зоне оказалось большинство объектов компании. Заместитель председателя  правительства Московской области, руководитель Оперативного штаба  по обеспечению безаварийного электроснабжения потребителей на территории Московской области Дмитрий Большаков сообщил, что общий ущерб организаций ТЭК области от лесоторфяных пожаров превысил 113 млн руб.

Из них доля убытков ОАО «Московская  объединенная электросетевая компания» составила 24 млн руб.; ОАО «Московская областная энергосетевая компания» — 30 млн руб. (с учетом стоимости работ по электроснабжению  поселка Новое Моховое); ГУП ГХ «Мособлгаз» — 7 млн руб; ООО «Газпром трансгаз Москва» — 52 млн руб.

Д. Большаков отметил: «Если учесть, что большинство сетевых объектов области находится в лесной зоне, насущной проблемой, требующей  разрешения на федеральном уровне, становится рассмотрение вопроса об увеличении ширины охранных и санитарно-защитных зон (просек) линий электропередачи».

Это предложение поддержали генеральный  директор ОАО «РАО ЭС Востока» Иван Благодырь и член Федерального  штаба по обеспечению безопасности электроснабжения в субъектах Российской Федерации, руководитель регионального штаба Нижегородской области, заместитель председателя правительства Нижегородской области Владимир Лебедев.

В. Лебедев подчеркнул, что ширина  существующих просек не позволяет  обеспечить надежное электроснабжение  потребителей (70% повреждений и отключений ВЛ связано  с падением и приближением деревьев). Поэтому необходимо рассмотреть вопрос об увеличении ширины существующих просек с учетом перспективного роста лесных насаждений независимо от группы лесов.

Для этого необходимо внести соответствующие  изменения в главу 2.5 ПУЭ (7-е изд.). Кроме того, нужны поправки в нормативно-правовые акты в сфере лесного законодательства РФ в части упрощения процедуры оформления разрешительной документации  на расширение просек действующих линий электропередачи. Процедура оформления документов  слишком обременительна для сетевых организаций, которые не занимаются предпринимательской деятельностью в этой сфере. Поэтому свои затраты они непременно переложат на потребителей электроэнергии через тарифы.

В. Лебедев также заявил, что существующее  законодательство позволяет  безнаказанно осуществлять строительство объектов в непосредственной близости от проводов действующих  воздушных линий электропередачи,  что ставит под угрозу нормальное функционирование объектов  электроэнергетики, надежность  электроснабжения и безопасность  людей. А внесение сведений в кадастр является длительным процессом. К тому же не проработан вопрос  срока действия охранных зон при внесении их в кадастровый учет. Этот срок составляет 2 года, что неприемлемо для линейных объектов.

Следующий вопрос, затронутый Д. Большаковым, также нашел заинтересованный отклик зала. Суть его в том, что для комплексного решения всех вопросов, возникающих при устранении последствий технологических  нарушений на объектах ТЭК, как правило, задействованы организации,  не только занимающиеся электроснабжением, но и осуществляющие  поставки природного газа, сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов. В нештатных ситуациях приходится действовать сообща в едином комплексе, как в пожароопасный  период, так и в ходе ОЗП. Исходя из этого Д. Большаков предложил  рассмотреть вопрос о внесении изменений в название Оперативного штаба, а именно дополнить словами «по обеспечению безаварийного  энергоснабжения потребителей» с возложением соответствующих функций.

Кроме того, зампред правительства  МО внес ряд практических предложений: обеспечить крупные электроподстанции 220—750 кВ пожарными машинами из расчета 1 ед. на подстанцию; оснастить автоспецтехнику аварийно-восстановительных бригад организаций электро- и газоснабжения  проблесковыми маячками оранжевого либо желтого цвета; а при разработке инвестиционных программ и согласовании их с центральными  исполнительными органами государственной власти регионов (по финансированию за счет тарифной составляющей) основное внимание уделять повышению надежности и качества электроснабжения на обслуживаемых территориях.


КАК ВЕРНУТЬ ИНВЕСТИЦИИ


Как известно, в последнее десятилетие  в электроэнергетическую отрасль мощно вошли газодобывающие и нефтяные компании. На сегодняшний день крупнейшим и самым ответственным инвестором в электроэнергетическом  секторе России является Газпром. Как подчеркнул начальник Управления развития электроэнергетического  сектора и маркетинга в электроэнергетике ОАО «Газпром», генеральный директор ООО «Газпром энергохолдинг» Денис Федоров, при подготовке к ОЗП особое внимание компания уделяла своевременному и качественному исполнению программ  технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений. Все мероприятия выполняются в полном объеме по всем типам основного оборудования.

В соответствии с инвестиционными планами, где на 2010 г. предусмотрен ввод 1500 МВт новой мощности, в июле с.г. введена в эксплуатацию надстройка по сбросной схеме паросилового энергоблока 310 МВт газотурбинной установкой ГТЭ-110 МВт на Рязанской ГРЭС ОАО «ОГК-6». До конца года планируется провести опробование энергоблока ПГУ-420 МВт на ТЭЦ-26 ОАО «Мосэнерго».

Также будут проведены наладочные  работы на энергоблоке ПГУ-180 МВт на Первомайской ТЭЦ ОАО «ТГК-1», опробования энергоблока  ПГУ-450 МВт на Южной ТЭЦ-22 ОАО «ТГК-1» и гидроагрегата № 2 30,5 МВт на Светогорской ГЭС-11 ОАО «ТГК-1».

Между тем на текущий момент есть две электростанции, которым при подготовке к прохождению ОЗП уделено особое внимание как со стороны  ОАО «СО ЕЭС», так и холдинга, заметил Д. Федоров. Одна из них — Рязанская ГРЭС, где в сентябре с.г. вышел из строя энергоблок № 5 800 МВт. До конца ноября планируется  завершить все ремонтные работы и ввести энергоблок в эксплуатацию.

Второй проблемный объект — Троицкая  ГРЭС. Здесь наблюдается высокий уровень аварийности. От 60 до 70% всех нарушений было связано с повреждением котельного оборудования. С 2008 по 2010 г. был выполнен значительный объем работ по реконструкции оборудования и сооружений энергоблоков № 5 и 7, что позволило повысить надежность их эксплуатации  и снизить длительность вынужденных простоев в ремонте. Однако с 2011 г. необходимо провести реконструкцию энергоблоков № 8 и 9 500 МВт с восстановлением ресурса и повышением надежности их эксплуатации.  Стоимость реконструкции энергоблока — более 4 млрд руб., что превышает годовой ремонтный фонд всей компании.

В связи с этим Д. Федоров заявил, что уровень денежных потоков с рынка  электроэнергии и мощности не обеспечивает проведение полномасштабного технического перевооружения  существующего оборудования. Как выход из данной ситуации он предложил рассмотреть механизм возврата инвестиций на проведение подобных реконструкций за счет заключения  договоров ДПМ на мощность модернизируемых объектов.

Участники совещания выработали пакет предложений, направленных на решение краткосрочных и долгосрочных задач, главная цель которых — повышение  надежности энергоснабжения в любое время года.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно