Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Энергетика глазами молодых

Проблема подготовки кадров стала одной из основных, обсуждавшихся на конференции «Электроэнергетика глазами молодёжи» в Самаре. Организаторами мероприятия выступили Системный оператор ЕЭС, Самарский государственный технический университет и благотворительный фонд «Надёжная смена». В конференции участвовали представители 22 технических вузов из России, Украины, Белоруссии, Казахстана и более чем 30 электроэнергетических компаний.


САМАЯ-САМАЯ

Из всех энергетических специальностей самые высокие квалификационные требования предъявляются, пожалуй, к сотрудникам Системного оператора: диспетчерам, режимщикам, релейщикам и другим специалистам технологического блока компании. Это объясняется сложностью решаемых ими задач и высоким уровнем ответственности, ценой которого является стабильность функционирования ЕЭС России. Всё это обусловливает и кадровую проблему, которая в Системном операторе стоит довольно остро.

«Модернизация экономики невозможна без качественной подготовки специалистов для электроэнергетической отрасли, — подчеркнул генеральный директор филиала ОАО «СО ЕЭС» «Объединённое диспетчерское управление энергосистемами Средней Волги» (ОДУ Средней Волги) Олег Громов. — А готовить эти кадры вузы должны с учётом требований компаний.

Системный оператор решил помочь в этом сложном деле и себе, и вузам. С 2007 г. компания реализует проект специализированной подготовки студентов, нацеленный на подготовку кадров специально под потребности системы оперативно-диспетчерского управления. Проект включён в инновационную программу Системного оператора.

Компания заключает с профильными вузами договоры, согласно которым студенты, отобранные после анкетирования, конкурса эссе и профессионального тестирования, обучаются по программам, разработанным совместно вузами и специалистами Системного оператора. Учебные программы направлены на усвоение теоретических основ работы в оперативно-диспетчерском управлении и включают в себя курсы лекций, практических и лабораторных занятий, а также стажировку в филиалах компании. В результате на работу в Системный оператор приходят выпускники, адаптированные к специфике его деятельности.

Сейчас специализированная подготовка студентов проводится в шести региональных вузах: Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург), Национальном исследовательском Томском политехническом университете, Ивановском государственном энергетическом университете им. В.И. Ленина, Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасском политехническом институте), Северо-Кавказском государственном техническом университете (Ставрополь).

Такая системная работа с вузами позволяет сформировать кадровый резерв из молодых специалистов. По итогам работы с молодёжью в 2008—2010 гг. по программам специализированной подготовки обучено 75 студентов.

Сейчас этот кадровый резерв немного больше, чем потребности компании, и это сделано намеренно. Позиция Системного оператора состоит в том, что для формирования штата профессионалов нужен выбор — хотя бы небольшая конкуренция среди специалистов, стремящихся попасть на работу в компанию. Впрочем, учитывая последствия демографического спада начала 1990-х годов, которые как раз сейчас начали отражаться на российском рынке труда, обученные по программам спецподготовки студенты без работы не останутся, даже если в Системный оператор не попадут.

В конечном итоге ОАО «СО ЕЭС» ставит задачу выстроить единую систему подготовки молодых специалистов «школа—вуз—предприятие». В этом компании помогает благотворительный фонд «Надёжная смена». Подготовка будущих специалистов оперативно-диспетчерского управления должна начинаться (и в некоторых регионах уже начинается) в старших классах общеобразовательных учреждений. Для этого в них проводятся мероприятия по профориентации, в ходе которых отбираются наиболее одарённые и мотивированные ученики. Им предлагается закончить среднюю школу в специально созданных профильных «энергетических» классах и группах для углублённого изучения точных наук, в первую очередь физико-математических, поскольку знания именно в этой области наиболее необходимы специалистам в оперативно-диспетчерском управлении. К участию в обучении школьников привлекаются специалисты филиалов Системного оператора и преподаватели профильных кафедр вузов, включённых в интегрированный проект. Сегодня проект успешно реализуется в нескольких школах и гимназиях Екатеринбурга, Томска и Самары.

Одна из приоритетных целей Системного оператора в сфере подготовки специалистов — добиться, чтобы в операционной зоне каждого из семи Объединённых диспетчерских управлений осуществлялась подготовка специалистов в вузах. Базовыми университетами могут быть те, где есть профильные кафедры, хорошая структура профессорско-преподавательского состава, мощная научно-исследовательская база. В большинстве регионов есть учебные заведения, соответствующие всем требованиям.


КУДА МЫ КАТИМСЯ?

С этого началось обсуждение самого болезненного для вузов и компаний вопроса — качества подготовки специалистов.

Одной из главных проблем вузовской подготовки энергетиков, и особенно — специалистов Системного оператора, является то, что даже лучшие выпускники лучших вузов выпускаются неготовыми к непосредственной работе в энергокомпаниях на инженерных должностях. Сейчас на практике основная производственная нагрузка ложится на плечи старого поколения энергетиков. Этот факт тревожит организаторов конференции, тем более что в 90-е годы произошёл отток кадров из отрасли, в результате чего специалистов среднего возраста в ней осталось довольно мало. Кто придёт на смену завтрашним пенсионерам? Ситуацию усугубляет и реформа системы высшего образования, при которой вузы стали переходить от специализированной подготовки специалистов к двухуровневой подготовке по широким направлениям. В сложившейся ситуации Системный оператор целевым образом интегрируется в образовательный процесс для обеспечения специализации отобранных перспективных студентов, предоставляя для этого свои производственные мощности и квалифицированные кадры.

Начало стремительному развалу инженерно-технического образования в России положило присоединение нашей страны в 2003 г. к Болонскому процессу. Мы стали готовить магистров. В РФ в своё время было перепроизводство инженеров-бакалавров, которые занимались чем угодно, только не инженерной деятельностью. Магистратура закладывает фундамент высокотехнологичного управления. Многие российские вузы, вводя двухуровневую систему образования, старались сохранить техническую подготовку. «Но с 2011 года инженерное образование в нашей стране было официально ликвидировано, — подчеркнул профессор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина Петр Бартоломей. — И это в условиях потребности передачи электроэнергии на большие расстояния, когда обостряется спрос на инженеров».

Он подчеркнул, что гуманитарные принципы, на которые опирается Болонская система, в инженерно-техническом образовании неприемлемы. Они ведут к разрушению основ научно-технической подготовки студентов. Двухуровневая система образования, тиражируемая сегодня в России (бакалавриат и магистратура) не учитывает такой важнейшей категории, как инженерия. Техническое образование должно быть трёхуровневым: бакалавр (то есть будущий эксплуатационник, который знает, что произошло в энергосистеме), инженер (это разработчик, который может ответить на вопрос, почему произошло то или иное событие) и собственно магистр (тот, кто занимается научно-исследовательской работой). В основу магистерского образования должен быть положен системный подход, чего сейчас нет. Знания должны быть направлены на опережение, ведь период полураспада знания в электроэнергетике составляет 1,5—2 года.

Никакая компания не может формировать систему подготовки специалистов, она только ставит задачу. Научно-теоретическая база — забота вузов. Непременным условием для всех инженеров, бакалавров, магистров является изучение английского языка. Без этого современный электроэнергетик просто не может эффективно работать. Нужна также нацеленность на индивидуализацию обучения выпускника (например, в Йенском университете (Германия) на одного профессора приходится два ученика магистратуры).

Кризис в российском образовании привёл к тому, что мы закупаем высокотехнологичное оборудование за границей. При этом, закупая приборы и аппараты, наши работники не имеют права вмешиваться в технологические процессы. Скоро мы вынуждены будем покупать зарубежных специалистов для обслуживания этого оборудования.

Участники конференции обратились к журналу «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» с просьбой открыть на его страницах дискуссию по теме подготовки кадров, в которой смогли бы принять участие все заинтересованные стороны — представители науки и бизнеса, сотрудники профильных министерств и ведомств и т.д. И если наших читателей волнует эта тема — приглашаем к деловому разговору.


ТАЛАНТЫ И ОППОНЕНТЫ

В течение четырёх дней (именно столько шла конференция) на пленарном заседании и сессиях прозвучало более двухсот докладов. Для молодых специалистов каждое выступление стало серьёзным экзаменом: вопросы им задавали не только сверстники, начинающие путь в профессии, но и маститые учёные, практики, разработчики уникальных моделей и систем, применяемых в современной электроэнергетике.

Работа на научном форуме проходила по шести направлениям: математическое моделирование и управление электроэнергетическими системами, оценка технического состояния и диагностика в современных электрических системах, автоматика и противоаварийное управление энергосистемами, эксплуатация и инновационное развитие электроэнергетических систем, рынок в электроэнергетике, подготовка специалистов для электроэнерегетики.

Молодые докладчики рассказывали о тех разработках и проектах, в которых непосредственно принимали участие. Многие опирались на опыт тех подразделений, в которых трудятся сами.

Сопредседатель сессии «Автоматика и противоаварийное управление электроэнергетическими системами» профессор кафедры «Электрооборудование» КГТУ-КАИ (Казань) Владимир Гарке отметил, что, несмотря на ощутимую разницу в уровне докладов, в целом молодые специалисты продемонстрировали хорошие теоретические знания и желание научиться эффективно их применять на практике.

Невероятно сложной для молодых участников конференции оказалась сессия «Оценка технического состояния и диагностика в электрических сетях».

— Причина в том, что в своих работах ребята нередко начинают решать проблему с конца, а не с начала, — пояснил главный специалист ООО «Единая система диагностики» к.т.н. Валерий Поляков. — Прежде чем предлагать решение проблемы, нужно установить истинную причину отказа оборудования. А этот важнейший момент упускается.

— На моей практике в электроэнергетике была внедрена масса бесполезных устройств, — объяснил собеседник.— Я хочу оградить молодых энергетиков от ненужных разработок. А для этого они должны понимать, с чем имеют дело. У наших молодых специалистов великолепный потенциал и колоссальная увлечённость своей профессией. Они не должны бросать свои научно-исследовательские работы. А ошибки… Это не страшно. Истина всегда постигается с трудом.


ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ:


Валерий БУДОВСКИЙ,
начальник Центра тренажёрной подготовки персонала ОАО «СО ЕЭС»:

Анализ состояния рынка труда показывает, что главное требование к соискателям — наличие опыта работы либо знаний, необходимых для выполнения обязанностей. Вузы часто осуществляют лишь общую подготовку студентов. Например, выпускники МЭИ не могут сразу же приступить к работе в оперативно-диспетчерской службе, службах релейной защиты, электрических режимов. В итоге работодатель сталкивается с ситуацией, когда молодой специалист должен обучаться на рабочем месте. Этот период занимает несколько лет.

Существует много видов подготовки молодых специалистов. Системный оператор имеет договоры с ведущими техническими вузами страны, в которых готовит специалистов в соответствии со своими потребностями. Кроме того, есть проект «Школа—вуз—предприятие», в рамках которого подготовка специалистов фактически начинается со школьной скамьи. Кроме того, в нашей компании есть программа формирования кадрового резерва из числа студентов очной формы обучения, когда старшекурсники принимаются в штат на вакансии специалистов-стажёров. За каждым закрепляется руководитель стажировки — наставник, и молодые специалисты приобщаются к работе в высокопрофессиональном коллективе, применяют полученные в вузе знания на практике, реализуют серьёзные проекты, выполняя конкретные производственные задачи.

Но ни одна из существующих образовательных программ не может быть исчерпывающей, поэтому обучение в самом Системном операторе тоже должно иметь место. У нас в компании создана сеть центров тренажёрной подготовки персонала, где все технические службы проходят курсы повышения квалификации, в том числе и бывшие студенты, принятые на работу в Системный оператор.

Игорь ЖЕЖЕЛЕНКО,
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой ЭПП Приазовского
государственного технического университета (г. Мариуполь, Украина):


Сегодня я постарался обратить внимание участников на такую важнейшую тему, как несинусоидальные режимы в промышленных электрических сетях. Почему это так важно? Дело в том, что одновременно с ростом промышленности и технологий, обеспечивающих количество и качество промышленности, растёт уровень электромагнитных помех. Каждый год уровень несинусоидальности повышается на 1%. Ежегодный ущерб от этого составляет около 500 млрд долл. в год.

Приведу пример. Недавно на одной подстанции завода чистых полупроводников, расположенного на границе РФ и Украины, массово горела электроника. Сделали замеры и обнаружили — большая величина 15-й гармоники. Её компенсировали, но горение продолжалось. Оказалось, что один не очень квалифицированный специалист-бакалавр не учёл, что питание на объект поступает от другой подстанции, и во время переключения подстанции начинается горение. Ситуацию спас магистр, который определил, что в систему проникали гармоники высокого порядка и создавали колебания. Инженер мог этого и не знать, а магистр разобрался…

Дмитрий ГОРШКОВ,
«МРСК Урала», выпускник Южно-Уральского университета 2011 г.:

Предлагаю компаниям интересную методику взаимодействия энергокомпании с вузом, которая родилась на Урале: в «Челябэнерго» составляется сборник по каждой конкретной аварии, случившейся в энергосистеме. А потом энергокомпания приходит в институт и просит студентов по каждому случаю предложить свои решения. Такой подход очень стимулирует будущих специалистов.

Надежда БАТОВА,
директор благотворительного фонда «Надёжная смена»:

В рамках проекта «Школа—вуз—предприятие» мы начинаем готовить будущих энергетиков уже со школьной скамьи, создавая специализированные группы. Хочу отметить, что, несмотря на отсутствие у выпускников этих групп каких-либо обязательств по выбору профессии, 40% из них поступают на профильные кафедры и в энергетические вузы. По итогам ЕГЭ ребята, получившие специальную подготовку, находятся на верхних строчках рейтинга. Кстати, они не уезжают в столичные вузы, предпочитая оставаться в своих регионах.

Сегодня мы уже пошли дальше в развитии идей подготовки молодых профессионалов и создаём молодёжное энергетическое сообщество. Чтобы этот проект стал успешным, нужно соблюсти три условия: его должны поддерживать профессионалы, работающие в энергетике, они должны давать школьникам интересную информацию и возможность погрузиться в профессиональную среду на том уровне, который им доступен на данном этапе их профессионального развития.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно