Европейские пожаробезопасные кабели
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Европейские пожаробезопасные кабели

Во всём мире наблюдается постоянно растущая потребность в «безопасных» зданиях (школы, госпитали и аэропорты), безопасных условиях эксплуатации (лифты, тоннели, заводы и энергетические предприятия) и в безопасном транспорте (самолёты, поезда, суда). Как одно из следствий этого явления можно отметить постоянный рост использования пожаробезопасных кабелей, что обеспечивает снижение уровня различных угроз при пожарах. Появление многих конструкций кабелей, созданных за последние 20 лет, таких, как кабели с низким дымовыделением, не распространяющие при горении галогены (LSZH), явилось следствием того, что для различных систем аэропортов, тоннелей и метрополитена (лондонское метро) были введены новые стандарты.

Процедуры испытаний и стандарты в области пожарной безопасности эволюционировали в направлении снижения скорости распространения пламени при горении ПВХ (PVC — поливинилхлорид). Толчком к этому послужил пожар на силовой станции La Spezia в Италии в 1967 г. В 1980-х годах больше внимания стали обращать на выделение коррозионноактивных газов, а затем на достижение баланса между дымовыделением и появлением коррозии. Последовательность трагических событий, подобных пожару на лондонской станции метро King’s Cross в 1987 г., пожарам в аэропорту Дюссельдорфа (Германия) и в тоннеле Mont Blanc (Италия) в 1999 г., дали дополнительный толчок европейским производителям кабелей к разработке новых конструкций, более совершенных с точки зрения пожаробезопасности. Такие компании, как Kabelwerk Eupen, Leoni/Struder, NKT, Acome, и ведущие производители кабелей — BICC, Prysmian, Draka и Nexans — направили значительные инвестиции в необходимые исследования и разработки.

Европейская комиссия ещё более усложнила условия конкуренции в этой области, выпустив Директиву по продуктам, применяемым в строительстве (CPD). По сути, эта директива была ориентирована на обеспечение более свободного перемещения продукции, используемой в строительной области, внутри Евросоюза. В ней содержатся шесть требований, одно из которых связано с безопасностью в случае возникновения пожара. По смыслу это требование означает, что пожаробезопасные свойства строительных материалов должны соответствовать одним и тем же стандартам на всей территории Евросоюза; конечной целью являлось создание Европейским советом разрешительной системы и знака качества для всей территории Евросоюза. В результате для характеристики продуктов, используемых в строительстве, была разработана система Euroclass, которая в основном относится к материалам покрытия, изоляционным материалам, напольным покрытиям, материалам для изоляции труб и кабелей. Это очень важный шаг в направлении повышения пожаробезопасности, он позволяет администрациям в Европе предъявлять к кабелям такие же требования, как и к другим строительным материалам. Однако системы приёмки требуют наличия стандартов для проведения испытаний, которые на европейском уровне отсутствовали вообще.

В соответствии с системой Euroclass продукты классифицируются по категориям от класса А (негорючие) до класса F (характеристики не определены). Для кабелей был создан новый набор тестов SBI (Single Burning Item), разработанный специально для системы Euroclass с учётом общего поведения кабелей при пожаре, которое динамично измеряется на образцах реальных размеров. Классификационные параметры SBI также включают новые параметры, такие, как показатель скорости роста пламени (FIGRA) и коэффициент роста дымовыделения (SMOGRA). После 2012 г. в Еврокомиссии появится полная система по маркировке кабельной продукции с точки зрения её противостояния воздействию огня и дымонепроницаемости в соответствии с системой, которая указывает, какими буквами должны маркироваться свойства и каким показателем должно быть указано время, в течение которого характеристика кабеля сохраняется, например RE60.

В настоящее время также ведётся дополнительное обсуждение вопроса о выделении горящими кабелями дыма. В данной статье этот вопрос не рассматривается.

Те, кто отдаёт предпочтение безгалогенным кабелям (в основном это представители Европы и Азии), считают, что хлор (в ПВХ) или фтор (во фторированном этиленпропилене — FEP — или в поливинилиденфториде — PVDF) могут вызвать выделение токсичных кислотных дымов в случае пожара, в то время как другие участники дискуссии, большая часть из них представляет США, считают, что низкая возгораемость таких материалов является важным аспектом пожарной безопасности (минимальное дымовыделение и наименее опасные газы), поскольку эти свойства имеют место, если кабель не загорелся.

В ближайшем будущем система Euroclass, весьма вероятно, будет давать некоторые преимущества европейским производителям кабеля, обеспечивая наличие барьеров на границах еврозоны. Неевропейские компании также будут вынуждены тратить определённые средства на получение знака качества Еврокомиссии и на обучение своих инженеров пониманию всех аспектов применения процедур тестирования SBI и системы Euroclass при создании конструкций кабелей в будущем, что в долговременной перспективе, после 2015 г., может повлиять на стандарты IEC, относящиеся к кабелям.


Источник: European Fire Safety Cables.
Philip Radbourne. О Wire and Cable Technology International.
November/December 2011, p. 34

Перевод Святослава Юрьева

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно