Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: основные положения и принципы обеспечения пожарной безопасности

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который позволил значительно повысить уровень требований в области пожарной безопасности.

Актуальность разработки Технического регламента в области пожарной безопасности хорошо известна.Прежде всего, она была обусловлена необходимостью создания эффективных механизмов государственного регулирования в данной области на основе мер организационного, экономического и иного характера, адекватных угрозе пожаров и обеспечивающих задачи развития общества и государства. А если говорить проще, навести порядок в обилии документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности.

Значение наличия качественных, оптимальных, я еще применил бы такой термин — разумных требований пожарной безопасности для эффективной защиты людей и имущества от огня, трудно переоценить. Избыточные, устаревшие нормы являются сдерживающим фактором на пути широкого внедрения современных технологий и, как следствие, препятствуют инновационному развитию страны.

Дублирование и противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов.

Именно эти обстоятельства явились главным движителем процесса подготовки Технического регламента в области пожарной безопасности.

По нашему твердому убеждению, практическая реализация положений закона позволит обеспечить соответствующий современному состоянию развития общества и экономики уровень защиты от пожаров, создаст необходимые условия для реализации конституционного права собственника по выбору вариантов противопожарной защиты объекта.

Кроме того, одним из ключевых аспектов нового документа, на которых я хочу остановиться отдельно, является устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, тем более, когда остро стоят задачи по всемерной поддержке развития малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерством во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнена следующая работа, направленная на реализацию требований Технического регламента.

В настоящее время нами подготовлен и Правительством представлен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Здесь затрагиваются три федеральных закона.

«О пожарной безопасности»

Статьей 6 Технического регламента определены условия обеспечения пожарной безопасности, и соответственно в законе «О пожарной безопасности» необходимо заново определить предмет надзора. Это юридическая казуистика, но тем не менее она очень важна для реализации принципа неотвратимости наказания за правонарушения в сфере пожарной безопасности.

Соответствующие изменения вносятся в Уголовный и Административный Кодексы, которые определят степень ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Принятие планируется в ближайшее время, завтра — рассматрение в первом чтении на заседании Государственной Думы.

В развитие 123-го Федерального закона разработано и утверждено Правительством Российской Федерации шесть нормативных правовых актов. (См. табл. 1).

Постановление Правительства от 24 февраля 2009 года № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия» устанавливает правила аккредитации органов и лабораторий в целях подтверждения их компетентности.

Постановлением Правительства от 30 апреля 2009 года № 373 «Об органе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям технического регламента» за МЧС России закреплена функция органа по аккредитации в области пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года № 241 утвержден Список продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента, для которой требуется подтверждение проведения обязательной сертификации или декларации о соответствии при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации.

При поступлении такой продукции на таможенную территорию Российской Федерации требуется сертификат или декларация о соответствия.

Это важное правительственное решение направлено на предотвращение появления на отечественном рынке пожароопасной продукции и призвано усилить защиту интересов отечественных товаропроизводителей.

В то же время нововведенный нормативный правовой акт показал затруднения при его реализации, связанные с определением необходимости наличия сертификата или декларации о соответствии на продукцию, поступающую на таможенную территорию Российской Федерации.

По нашему мнению, причиной этого является неполная интерпретация при применении данного постановления. А именно при определении необходимости наличия на продукцию сертификата или декларации о соответствии применяется только один идентификационный признак постановления (код ТН ВЭД), а наименование и область применения продукции в соответствии с технической сопроводительной документацией производителя не учитываются или рассматриваются не в полной мере.

По этой причине в отдельных субъектах появляется задержка таможенного оформления продукции.

В это связи МЧС России предпринимает усиленные меры по разрешению создавшейся ситуации.

Проведена работа по разъяснению территориальным таможенным органам положений Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 241.

На следующей неделе эти методические рекомендации будут вывешены на сайте МЧС России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, который состоит из 169 стандартов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 272 определяет порядок расчета величин пожарного риска, а также порядок оформления их расчетов.

Согласно названному документу определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. Методики будут опубликованы в печатном издании МЧС и размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на период их действия.

В настоящее время на утверждении находятся проекты следующих двух методик:
• «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4);
• «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

Указанные методики основываются на следующих основных документах по вопросам оценки пожарного риска:
• ГОСТ 12.1.004-91* «Пожарная безопасность. Общие требования»;
• ГОСТ Р 12.3.047-98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля»;
• Руководство по оценке пожарного риска для промышленных предприятий (согласовано УГПН МЧС России, письмо от 03.02.2006 г. №19/2/318).

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 года № 304 устанавливает правила и процедуру проведения оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, правовые отношения между организациями, проводящими независимую оценку пожарного риска.

Введением системы независимой оценки пожарного риска решаются следующие задачи:
• снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов;
• освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
• учет результатов оценки пожарного риска при назначении сумм страховых сборов и их дифференциация в зависимости от уровня защищенности объекта.
• обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.

Результатом независимой оценки пожарного риска будет являться заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным требованиям в области обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающее допустимый уровень риска для жизни и здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты, вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров.

В соответствии с названным постановлением независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) собственнику.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации, и копия заключения направляется в структурное подразделение территориального органа ГПН МЧС России.

В настоящее время нами ведется работа по подготовке документов, определяющих порядок:
• аккредитации в области проведения работ по независимой оценке пожарных рисков;
• сдачи квалификационных экзаменов экспертами по независимой оценке пожарных рисков;
• учета организаций и экспертов по независимой оценке пожарных рисков.

Также министерством утвержден и зарегистрирован в Минюсте России приказ МЧС России от 24 февраля 2009 года № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности».

Подавая декларацию в уведомительном порядке, я подчеркиваю, в уведомительном порядке, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, который затем декларировать.

Здесь я хочу заострить внимание на том, что в соответствии с п. 5 статьи 6 регламента, на строящееся здание декларация подается до ввода его в эксплуатацию, то есть после завершения строительства, но не на стадии проектирования.

Разработаны и зарегистрированы в Ростехрегулировании 12 сводов правил и 91 национальный стандарт. Обращаю внимание, что эти документы добровольного применения.

Учитывая, что прогресс не стоит на месте и возникает необходимость своевременной корректировки требований пожарной безопасности. Нами планируется проведение мониторинга применения документов, разработанных в целях реализации Технического регламента, и после обобщения данных, по мере необходимости, вносить в них соответствующие изменения и дополнения. Сейчас мы говорим о периодичности проведения такой работы — не реже одного раза в год.

В настоящее время планируется разработка 6 проектов сводов правил для объектов защиты по функциональному назначению, которые будут регламентировать требования пожарной безопасности к зданиям образовательных учреждений, стационарных учреждений социального обслуживания, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, автомобильным заправочным станциям и сливоналивным эстакадам. Предполагается разработка сводов правил по наиболее актуальным вопросам противопожарной защиты.

Работа над документами, устанавливающими противопожарные требования, продолжается в рамках деятельности Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, в ходе работы которой проводится мониторинг обращений и запросов, возникающих при дальнейшей реализации Технического регламента.

В системе Министерства созданы и функционируют рабочая группа по оказанию консультативной помощи по реализации положений технического регламента и «горячая линия» для представления информации по вопросам технического регулирования в области пожарной безопасности.

Поступающие вопросы обобщаются и анализируются для подготовки разъяснений. Мы планируем на основе поступающих запросов организовать работу по внесению изменений в Технический регламент.

В первую очередь они касаются расширения области применения строительных материалов и более четкого определения круга лиц, подающих в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Одновременно с этим предлагается ввести требование об обязательном дублировании сигнала о срабатывании пожарной сигнализации на объектах социальной защиты с круглосуточным пребыванием людей на пульт подразделения пожарной охраны.

Дальнейшая работа по мониторингу применения Технического регламента будет продолжаться по следующим направлениям:
• проведение разъяснительной работы среди общественности;
• мониторинг реализации требований Технического регламента при проведении мероприятий по надзору в области пожарной безопасности;
• оказание помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части приведения их нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, а также схем территориального планирования в соответствие с требованиями Технического регламента.

Учитывая, что Техническим регламентом вводится новый норматив, определяющий дислокацию пожарных подразделений исходя из установленного времени их прибытия к месту вызова, главам администраций субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены города-миллионники, Министром направлены предложения о необходимости разработки или корректировки документов территориального планирования в части оптимального размещения пожарных депо. Соответствующие поручения об оказании необходимой помощи даны территориальным органам пожарного надзора.

Поступившая от глав администраций Санкт-Петербурга (16), Москвы (34) и Омска (7) информация показывает, что предложения МЧС России поддержаны и в настоящее время дополнительно запланировано строительство необходимого количества пожарных депо.

К сожалению, в остальных субъектах данная работа ведется недостаточно активно. Тем не менее нашим Министерством осуществляется сопровождение этой деятельности, и мы надеемся, что примеру Санкт-Петербурга, Москвы и Омска последуют главы других регионов.

Теперь перейду к первоочередным задачам, которые стоят перед территориальными органами МЧС России по реализации Технического регламента на местах.

В первую очередь необходимо продолжить изучение инспекторским составом положений Технического регламента с целью эффективного применения требований закона и разъяснения его положений среди населения и бизнес-сообществ.

Мы должны обеспечить не только изучение Технического регламента, но и научиться эффективно применять его требования в повседневной практической деятельности. При этом следует обратить внимание на то, что Технический регламент содержит также требования, применимые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению, а значит, изучение его не должно быть ограничено только инспекторами по пожарному надзору.

Особым блоком хочу отметить работу по подготовке новой редакции правил пожарной безопасности.

Из-за организационно-правовой неурегулированности и неоднозначного мнения специалистов об их легитимности остро стоит вопрос о статусе документа.

По предложению Аппарата Правительства Российской Федерации правила пожарной безопасности были исключены из первоначального текста Технического регламента.

Таким образом, возник серьезный правовой пробел, препятствующий реализации мер пожарной безопасности в полном объеме.

О важности документа, который должен устанавливать требования к поведению людей, чтобы не допускать создание пожароопасных ситуаций, говорить не приходится.

Например: порядок действий человека в случае возникновения пожара, требования, определяющие недопустимость блокирования путей эвакуации или совместного хранения взаимоопасных веществ и материалов.

Поэтому мы ведем работу в двух направлениях.

Первое — это внесение изменений в законодательство, уполномочивающее Правительство утверждать такие правила, по аналогии с Правилами дорожного движения, и второе — это собственно завершение разработки правил в совершенно новом формате.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно