Доклады и презентации

Энергетическая отрасль страны обязана показать устойчивую работу

16.09.2015
Рубрика: Доклады и презентации

Обсудить на форуме

Информация предоставлена: ООО "ТАТКАБЕЛЬ"

3128 просмотров

Доклад ГРИГОРЬЕВА Станислава Анатольевича, руководителя отдела маркетинга завода «ТАТКАБЕЛЬ», члена экспертной секции «Кабельная промышленность» Консультативного Совета при Депутате Комитета энергетики Госдумы Грачеве И. Д., прозвучавший в рамках деловой программы Международной специализированной выставки «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ» (Москва, 16 сентября 2015 года, МВЦ «Крокус Экспо».)

Импортозамещение должно пониматься шире, чем просто замена одних технологий и оборудования другими. Импортозамещение должно дать толчок к началу производства конкурентоспособной продукции, которая сможет обеспечить не только российские потребности, но и будет иметь экспортный потенциал. Импортозамещение должно стать инструментом для раскрытия потенциала внутреннего рынка.

Но реализуя политику импортозамещения необходимо понимать, что перед российской промышленностью не следует ставить задачу тотального импортозамещения. Это невозможно, да и не нужно. Ни одна страна мира не обходится только своими ресурсами или своей компонентной базой. Неизбежно придется искать разумный баланс между импортозамещением и международной кооперацией. В первую очередь, требуется проанализировать и учесть опыт других стран мира, которые при реализации политики импортозамещения сталкивались с проблемой создания неэффективных отраслей, защищенных от иностранной конкуренции. Экономическая изоляция вредит развитию производства. Мы должны уметь видеть и избегать подобных ошибок, должны проанализировать свою собственную компетенцию, которая может быть возрождена либо создана заново, и это надлежит сделать в рамках критически важных областей, связанных с защитой стратегических интересов страны, ее промышленности и экономики.

Реализация поставленных задач не только в рамках импортозамещения, но и задач социально-экономического развития страны, ее оборонного комплекса требует ежегодного строительства новых и замены старых электрических сетей со значительным объемом использования в них силовых кабелей. По образному сравнению, силовые электрические кабели являются «кровеносной артерией» экономики страны и всех сфер человеческой жизни. И для проведения эффективного импортозамещения в кабельной промышленности необходимо, по нашему мнению, создать программы импортозамещения, которые будут включать в себя несколько этапов:

Первый этап «краткосрочный» – в рамках данной программы необходимо оказать содействие существующим производителям по повышению конкурентоспособности и увеличению ценового разрыва между российскими продуктами и их зарубежными аналогами. Это то, о чем мы сегодня говорим очень много и в рамках данного направления мы хотим предложить следующие мероприятия:

1. Внести четкое определение критериев «отечественного продукта», с утверждением необходимой степени локализации производства иностранных компаний, создаваемых на территории РФ;

2. Для стабильной и успешной работы импортозамещающих предприятий необходимо оказать финансовую поддержку, например, безвозмездные субсидии, долгосрочные кредиты под низкий процент, государственные гарантии;

3. Провести унификацию ввозимой зарубежной продукции и ее компонентов с целью освоения идентичного производства на территории РФ. Провести оценку производственных возможностей заводов кабельной отрасли по освоению выпуска импортных аналогов. Необходимо оказать государственную поддержку по выводу импортозамещающей продукции на рынок. К примеру, облегчить прохождение процедуры таможенной очистки, а в некоторых случаях снижение таможенных пошлин в отношении товаров, не производимых и не планируемых к производству на территории РФ. Что касается импорта готовой кабельной продукции, предлагаем повысить таможенные пошлины;

4. Необходимо убедить потребителя в высоком качестве отечественной продукции, возросший спрос на которую будет лучшим индикатором успешного импортозамещения. Мы знаем, что для этого уже сегодня Минпромторг России разрабатывает точечные и аккуратные меры господдержки, обеспечивая благоприятные макроэкономические параметры для реализации намеченных проектов (Так, ведомством подготовлен ряд изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. «Предложения уже прошли согласование с Минэкономразвития, проект поправок в закон будет выноситься на рассмотрение в Государственной думе), эту работу мы считаем необходимо расширять и со всеми участниками рынка довести ее до конца;

5. Внедрить мировой опыт поддержки и защиты внутреннего кабельного рынка. Во многих странах мира внешнеторговая деятельность кабельной продукцией всегда регулировалась и продолжает регулироваться государством. Многие государства используют набор мер, связанных со стоимостью кредитных ресурсов, валютные рычаги, налоговую политику для поддержки кабельного рынка. Нами, совместно с Министерством экономического развития РФ и Торгово-промышленными палатами Российской Федерации, в различных странах, был подготовлен такой анализ, и мне хотелось бы озвучить некоторые его детали:

  • В Евросоюзе существует правило, по которому закупка продукции производится в первую очередь внутри Евросоюза, и только потом у третьих стран;
  • На рынке Алжира для открытия представительства иностранной компании необходимо обязательное участие алжирского юридического лица в размере не менее 51%;
  • Налоговые сборы и пошлины при прямом импорте на рынок Бразилии достигают от 60 до 80% от таможенной стоимости товаров;
  • На территории Киргизии прямые поставки кабельной продукции по импорту в адрес киргизских предприятий с государственным участием исключены;
  • Для работы в Марокко необходимо создать филиал или иметь местного партнера. При ввозе промышленной продукции в Марокко ввозная пошлина равна 25%;
  • Ставка ввозной пошлины на кабельную продукцию на территории Узбекистана составляет 50% от таможенной стоимости.

6. Ввести обязательную опытную эксплуатацию для зарубежных производителей кабельной отрасли со строгим ограничением допуска тех поставщиков, оборудование которых не зарекомендовало себя при эксплуатации на территории РФ;

7. Разработка российских и межгосударственных стандартов, отражающих требования к продукции такие как: требования по эксплуатации, требования по надежности, по сроку службы, маркировке, испытаниям, а не требования к элементам конструкции и отдельным материалам;

8. Поддержка экспорта кабельной продукции. В рамках данного направления считаем необходимым обеспечить более тесное взаимодействие всех органов власти при формировании единой государственной политики вывода российской кабельно-проводниковой продукции на внешние рынки.

Второй этап «среднесрочный». В настоящий момент около половины всего российского импорта приходится на импорт технологий, оборудования, сырья, и в рамках данного этапа надлежит сделать ставку на разработку новых изделий, создание отечественных аналогов оборудования и технологий, которые ранее закупались в странах ЕС и США. Также нельзя забывать, что при замещении необходимо не просто воспроизвести аналог продукта зарубежного производства, но и создать свой продукт более высокого технического свойства. И в рамках данного этапа хочется отметить такие первостепенные направления на кабельном рынке как:

1. Организация производства кабельной продукции для подводной прокладки на высокое и сверхвысокое напряжение, кабель постоянного тока и соответствующая кабельная арматура.

Ситуация с поиском поставщика подводного кабеля для прокладки на полуостров Крым эту проблему (отсутствие отечественного производителя) обозначила явным образом. Необходимо содействие на государственном уровне, и уже через полтора-два года может быть создано такое производство. В рамках Приказа Минпромторга №653 предусмотрен выпуск данной продукции, но кто в условиях существующего кризиса без эффективной государственной поддержки сможет освоить такое производство неясно.

2. Организация производства сшитого полиэтилена и композиционных материалов для кабелей на высокое и сверхвысокое напряжение (энергетического назначения).

Хотя полимерные материалы несут не основной процент в себестоимости продукции, но данные материалы определяют надежность кабеля. Сегодня существует огромная зависимость от зарубежных поставщиков изоляционных материалов для высоковольтных кабелей. (Dow Chemical – Австрия-Германия-США; Borealis – Швеция-Германия). Ситуация аналогична и на рынке материалов оболочки. Это полиэтилен низкого давления и безгалогенные композиции, к которым также предъявляются высокие требования по физико-механическим свойствам, стойкости к внешним факторам окружающей среды, пожаробезопасных свойств. В России есть предприятия, которые производят данные материалы, но для достижения необходимого качества применяют исключительно импортные ингредиенты. При таком положении дел данные материалы можно назвать отечественными только фиктивно.

Российские заводы, такие как «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», «ГЕОКОМ», «Экопирен» выпускают необходимое сырье, но ряд факторов сильно затрудняет, а порой делает невозможным их применение:

  • нестабильные физико-механические показатели качества;
  • незначительная разница в стоимости от импортного качественного аналога;
  • систематические сбои в поставках.

Отечественные производители сырья, в свою очередь, не считают целесообразным проводить работу по улучшению качества, систематизации выпуска и снижению стоимости. Объяснением этому служит незначительная потребность в более качественных материалах по сравнению с потребностями других отраслей, таких как трубная промышленность и т.д.

Для решения поставленной задачи, мы считаем, необходимо создание и развитие предприятий по выпуску «малой химии» - антиоксидантов, полиэтиленовых восков, сополимеров, антипиренов и органических пероксидов, которые используются для изготовления кабельных компаундов. Требуется определить многопрофильный химический институт или группу институтов, которые должны оказывать теоретическую поддержку данным предприятиям.

Считаем эффективным методом - введение контроля ценообразования со стороны государства в отношении производителей базовых полимеров. Выявлено, что при неизменно снижающейся цене на нефть, цены на полиэтилены, полипропилены и прочие полимеры в первичных формах выросли за год более чем в 2 раза.

3. Организация полноценного локального производства оптоволоконного кабеля;

27 августа 2015 года глава республики Мордовия продемонстрировал Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину первое российское оптическое волокно, изготовленное на заводе в Саранске. На сегодняшний день на заводе производится волокно, изготовленное исключительно из импортных компонентов, т.к. сырье в России не производят.

Однако в Иркутской области есть необходимое сырье – несколько месторождений жильного кварца. При этом сравнительный анализ химического состава кварца позволяет говорить об уникально низких содержаниях примесей. При использовании экономически эффективных технологий доочистки кварца можно достичь чистоты, сравнимой с мировыми аналогами.

4. Всесторонняя государственная поддержка предприятий по выпуску оборудования (основного и вспомогательного технологического) для нужд кабельной отрасли.

Известный факт, что практически все современное оборудование для оснащения заводов кабельной отрасли ввозится из-за рубежа. В тоже время, в России имеются уже небольшие предприятия, где проектируются и изготавливаются машины и линии для производства кабелей и проводов. «Псковгеокабель» (крутильное оборудование), «ССТ» Мытищи (экструзионныелинии), «Пензатекстильмаш» (обмоточное оборудование), «СЗМП» Пушкин (широкая номенклатура оборудования) – этим предприятиям необходима поддержка на государственном уровне. Они на деле доказали свою состоятельность и при соответствующем развитии способны заменить признанных мировых производителей кабельного оборудования.

И последним этап «долгосрочный» – исходя из того, что основной угрозой России в предстоящие десятилетия является её технологическое отставание, нам видится важнейшим осуществить переход страны на путь широкого внедрения инновационных отечественных разработок и развитие кадрового потенциала. В рамках данного этапа необходимо, в первую очередь, создание условий привлечения инвестиций в инновационные проекты, трансфер технологий, развитие экономического и научно-технического сотрудничества между основным потребителем, производителем и научными институтами.

Резюмируя все вышеизложенное, сегодня перед всеми нами стоят две равноценно значимые первостепенные задачи – это обеспечение замены иностранных комплектующих в рамках импортозамещения, а также своевременное выполнение работ по созданию новых изделий. Только наша совместная работа может перевести политику импортозамещения из раздела мечты в реальные проекты. Ориентация на освоение инноваций должна стать базовым функционалом нашей работы.

Энергетическая отрасль страны обязана показать устойчивую работу, невзирая на санкции и другие внешние обстоятельства.

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно