Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Доклады и презентации
Завод ТАТКАБЕЛЬ

Импортозамещение. Пути реализации в кабельной промышленности

В рамках Форума «Пути реализации программы импортозамещения», который проходил в Экспоцентре  9 июня,  Станислав Григорьев - начальник отдела маркетинга завода ТАТКАБЕЛЬ рассказал об опыте  работы с  Министерством промышленности и торговли , в плане реализации программ импортозамещения в кабельной промышленности.

Соорганизатором мероприятия выступил медиахолдинг «РусКабель», информационную поддержку обеспечил научно-технический журнал "Энергия единой сети" и  ведущий информационный отраслевой  портал RusCable.Ru.

С середины прошлого года завод «ТАТКАБЕЛЬ» ведет активную работу по участию своих представителей во всевозможных заседаниях и совещаниях, посвящённых поддержке промышленности и политике импортозамещения. Согласно проведенным встречам были сформированы разного рода рабочие подгруппы, в том числе и с нашим участием, которые ведут свою деятельность в максимально активном режиме и приносят первые результаты.

В результате предварительной оценки, были выявлены такие факты, как отсутствие на отечественном рынке некоторых видов кабелей, включая кабель на сверхвысокое напряжение и кабель для подводной прокладки. Данная продукция на основании Приказа Минпромторга России №653 от 31 марта 2015 года была включена в план мероприятий по импортозамещению в отрасли энергетического машиностроения, кабельной и элктротехнической промышленности РФ. В рамках данного плана предусмотрено достижение показателей импортозамещения по каждому виду продукции до 2020 года: кабели силовые на напряжение 330, 500 кВ:  от 100% до 60%,  220 кВ: от 60% до 47%, для морской прокладки: от 100% до 80%, кабельная арматура до 330 кВ: от 100% до 0%. Контроль в рамках данного ПРИКАЗА, возложен на департамент  металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения.

Также при поддержке Мипромторга РФ были проведены ряд встреч с представителями металлургической отрасли и освещением вопроса обеспечения металлами производителей кабельно-проводниковой продукции. Помимо этого, руководство Министерства промышленности и торговли официально заявило о том, что с апреля 2015 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2015 года № 214 предприятия могут прокредитоваться в банке при поддержке Минпромторга России. (0,7 % от процентной ставки банка, не более 300 000 000 на субсидию на одно предприятие в течение года).

Кроме всего прочего, компании кабельной промышленности, при поддержке медиахолдинга «РусКабель», могут подготовить официальные письма в Минпромторг для участия в госзаказах и поставки своей продукции, а именно, в строительстве моста в Крыму и строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу.

В рамках совещаний не остались и без внимания такие вопиющие факты, как попытка внесения в перечень номенклатуры кабельно-проводниковой продукции для применения в строительстве московского метрополитены дорогостоящих марок импортного кабеля при наличии российских аналогов. 
Работа, которая ведется сейчас на базе Минпромторга уже приносит свои первые результаты, и непременно приведет к положительному результату в ближайшей перспективе. Наши коллеги из Министерства и других ключевых ведомств заинтересованы, чтобы запущенные государственные программы были максимально эффективно реализованы.

Должен быть создан существенный научно-технический задел, который позволил бы качественно реализовать программу импортозамещения по различным направлениям. Энергетическая отрасль страны должны показывать устойчивую работу, невзирая на санкции и другие внешние обстоятельства.
В рамках импортозамещения необходимо понимать, во-первых, что в массовом сегменте гражданской продукции 100% импортозамещение не нужно: в этом нет смысла. Оно требуется, прежде всего, в критически важных областях, связанных с защитой стратегических интересов страны, ее промышленности и экономики. Во-вторых, надо внимательно оценить, что сегодня уже освоили и планируют осваивать российские производители. Если на должном уровне провести унификацию ввозимой зарубежной продукции и ее компонентов, то уже сегодня можно существенно сократить использование импортной продукции. Для этого всего лишь необходимо создать открытую базу данных, где будет отражена импортная продукция и их российские аналоги и утвердить Перечень на государственном уровне. Сделать обязательным к использованию.

На сегодняшний день данная работа ведется на базе Системы  ЕНН.

Вместе с тем надо учитывать, что наращивание прямого импортозамещения готовой продукции в отрыве от разработок сырья и компонентов только вредит отрасли. Также есть и другая сторона, пока мы создаем аналог, зарубежные разработчики тоже не стоят на месте. И промышленность раз за разом будет вставать перед выбором, какую продукцию применять – импортозамещающую, но устаревшую или самую современную импортную. Конечно, если мы хотим быть конкурентоспособными, то должны внимательно следить за всем, что происходит в мире энергетических технологий, и быть, что называется, в тренде.

Технологическое движение вперед невозможно без развития системы подготовки кадров. Необходимо активно всем участникам рынка участвовать в составлении программ профобучения, шире привлекать студентов к  разработкам и производственной практике. Все это поможет нам сформировать кадры новой формации, за которыми будущее отрасли. На рынке современного энергетического оборудования очень высокие требования к профессиональному уровню специалистов, длительный период врабатываемости. Почти невозможно найти и привлечь готовых специалистов, имеющих практический опыт. Поэтому, сегодня, предприятиям приходится заниматься поиском специалистов иногда из-за рубежа либо проводить обучение их в рамках своих предприятий или выращивать со студенческой скамьи.

Очень явным сейчас выглядит картина, что необходимо усиливать связь вузов с работодателями, нужно выстраивать продуманную кооперацию между образованием, наукой и промышленностью, которая должна формировать заказ.

Для повышения энергобезопасности страны, в том числе кадровой безопасности, мы с вами должны не только формировать программы и пути импортозамещения, но и предугадывать его на будущее.

На сегодняшний день кабельная промышленность нуждается в создании инфраструктуры для производства кабельно-проводниковой продукции, а также определенных государственных рычагов для создания данной инфраструктуры и для создания ценового разрыва между отечественными и зарубежными продуктами. Мною, в рамках данного доклада, выработаны направления развития кабельной промышленности и смежных отраслей, но, хочу заметить, что данные направления могут быть достигнуты только совместно с государством и основными потребителями:

Направление №1  В стране должен быть создан завод по производству современных силовых кабелей для подводной прокладки до 500 кВ, в т.ч. кабель постоянного тока и соответствующая кабельная арматура.

Ситуация с поиском поставщика подводных кабелей для прокладки на полуостров Крым эту проблему (отсутствие отечественного производителя) обозначила явным образом. Необходима поддержка на государственном уровне, и уже через полтора-два года может быть создано такое производство. В рамках Приказа Минпромторга №653 предусмотрен выпуск данной продукции, но кто в условиях существующего кризиса без эффективной государственной поддержки сможет освоить такое производство неясно.

Направление №2  В стране должен быть создан Федеральный высоковольтный испытательного центра (для электротехнического оборудования).

Исходя из опыта таких государств как Китай и Южная Корея, в которых функционируют подобные испытательные центры, можно с уверенностью заявить, что создание ИЦ благотворно отразится на уровне энергобезопасности страны, будет способствовать повышению надежности энергосистемы и быстрому росту конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и международном рынке. Для меня самый яркий пример Ю.Корея – создание испытательных центров в стране привело к развитию крупнейших мировых компаний, таких как Hyundai, Hyosung, LS Cable, Taihan, ILJIN, обеспечивающих в полной мере внутренний и мировые рынки по производству трансформаторов, выключателей, КРУЭ, турбин и кабельной продукции.

Также будет создана возможность для российских производителей электротехнической продукции выхода на международный рынок посредством подтверждения соответствия международным требованиям. По причине отсутствия данного центра, российские производители вынуждены проходить испытания зарубежом. Для кабельной отрасли испытательный центр необходим для проведения полного комплекса типовых, предквалификационных, сертификационных, периодических испытаний силового кабеля и кабельных систем напряжением до 500 кВ. Существующие разрозненные испытательные мощности устарели и не позволяют проводить весь перечень необходимых испытаний. Подобные испытательные центры имеются в Европе, самые крупные из них CESI, KEMA и STRI, но для российских компаний существует ряд недостатков при проведении испытаний в данных центрах – это дорогая логистика, высокие цены за испытания.

Направление №3  Организация производства сшитого полиэтилена и композиционных материалов для кабелей на высокое и сверхвысокое напряжение (энергетического назначения).

Несмотря на то, что полимерные материалы несут небольшой процент в себестоимости продукции, но от данных материалов полностью зависит надежность кабельных линий. Сегодня существует огромная зависимость от количества поставщиков изоляционных материалов: по кабелям напряжением 110-220 кВ – 2 поставщика по требованиям СТО ФСК ЕЭС (Dow Chemical – Австрия-Германия-США; Borealis – Швеция-Германия), по кабелям 330 кВ – один (Borealis – Швеция-Германия).

Направление №4  Организация полноценного локального производства оптоволоконного кабеля.

В настоящее время возведен производственный корпус 1-го пускового комплекса ЗАО «Оптиковолоконные системы» (г.Саранск), заканчивается внутренняя отделка и монтаж инженерных систем, монтаж технологического оборудования. 4 декабря  2014 года на заводе начался монтаж оборудования. Строительство завода осуществляется двумя этапам: в первой половине 2015 года планируется завершить первый пусковой комплекс, который обеспечит вытяжку волокна из импортных преформ (заготовок), будут работать 120 человек. В 2017 году планируется пуск второго комплекса - производство собственных преформ, количество работающих увеличится до 200 человек. Новое предприятие планирует производить оптоволокно (планируемый объем рынка – 25-30%), используя компоненты, ввозимые из третьих стран, с постепенной локализацией производства. На сегодняшний день в России сырье для оптоволокна не производится. Необходима всесторонняя государственная поддержка и развитие данного проекта, с возможностью расширения, а также внедрения на территории РФ производства сырья для оптоволокна.

Направление №5 Всесторонняя государственная поддержка предприятий по выпуску оборудования (основного и вспомогательного технологического) для нужд кабельной отрасли.

Известный факт, что практически все современное оборудование для оснащения Кабельных заводов ввозится из-за рубежа. В тоже время, в России имеются уже Небольшие предприятия, где проектируются и изготавливаются машины и Линии для производства кабелей и проводов. «Псковгеокабель» (крутильное оборудование), «ССТ» Мытищи (экструзионныелинии), «Пензатекстильмаш» (обмоточное оборудование), «СЗМП» Пушкин (широкая номенклатура оборудования) – этим предприятиям необходима поддержка на государственном уровне. Они наделе доказали свою состоятельность и при соответствующем развитии способны заменить признанных мировых производителей кабельного оборудования.

Направление №6 Разграничить механизмы работы 44-ФЗ и 223-ФЗ в рамках программы импортозамещения.

 

Направление №7 Пересмотр программ субсидирования и налоговых льгот для предприятий осуществляющих НИОКР (оборудование и прочая недвижимость) независимо от размера деятельности - не только для мелких и средних, но и для крупных з

1.         Программа проектного финансирования (ПП РФ № 1044 – Минэкономразвития РФ) %  ставка годовых – 11,5%. Но стоимость проекта должна быть не менее 1 млрд. руб.  и программа предусматривает выдачу субсидии в размере не более 70% от стоимости  проекта. Значит, предприятию самому нужно на начальном этапе вложить как  минимум 300 млн. руб. собственных средств. Но сегодня не все предприятия могут  позволить себе вести инвестиционную деятельность, т.к. они, грубо говоря,  борются за своё выживание. Хотя стоит признать, что эта программа наиболее  реальная и «лёгкая» в плане скорейшего получения субсидии – меньше  бюрократических проблем.

2.         Программа субсидирования предприятий на пополнение оборотных средств (ПП РФ № 214 – Минпромторг РФ). Прежде всего, субсидии предоставляются предприятиям, которые есть в Перечне предприятий, оказывающих существенное влияние на свою отрасль. Существует ряд требований, по которым резко сужается круг предприятий, которые могут получить реальную субсидию от государства. Для получения субсидии нужно предоставить множество документов – одно из них это подтверждающие письма из банков о повышении % ставки. Предприятие изначально планирует получить субсидию в размере 22 млн. руб. – это высчитывается по формуле – именно на эту сумму получается переплата по повышенным % по кредиту за 2014 год. Затем выясняется, что нужно чтобы % ставка была повышена только после 16 декабря 2014 года – количество полученных кредитов резко снижается, а потом выясняется, что выплата будет только за 2 недели 2014 года (с 16 по 31 декабря 2014 г.), а это около 3 млн. руб. Да, есть возможность в дальнейшем ежеквартально также получать эту субсидию. Но изначально программа подразумевалась чтобы реально помочь для поддержания оборотных средств, но размер этой субсидии является крайне маленьким и не таким существенным и не спасает предприятия в существующей экономической ситуации.

3.         Фонд развития промышленности. Очень низкая % ставка годовых – 5%. Есть несколько программ. Но наиболее выгодные условия по программе импортозамещения: проект от 150 млн., субсидируют до 70% от стоимости проекта, но субсидия предоставляется до 300 млн. руб. по остальным программам Фонда растет стоимость проекта, но снижается доля субсидирования до 30%. Кроме того, из выделенных бюджетом 20 млрд. руб. поступило заявок от предприятий с проектами на 340 млрд. руб. Из-за этого появляются новые дополнительные требования к проекту, которые делают практически невозможным получение субсидии по этой программе.

Субсидия по этой программе не дается:

•          если на закупку оборудования предполагается потратить больше половины стоимости проекта
•          нельзя направить деньги на научно-исследовательские работы
•          нельзя использовать деньги на строительство зданий, сооружений и покупку земли.

Отсюда следует, что субсидию можно лишь потратить на опытные образцы и испытания продукции. Но не все предприятия могут себе позволить без поддержки государства закупать оборудование и проводить научно-исследовательские работы.

4.         Практически каждая программа предусматривает получение «дешевых» кредитов, но и получить эти льготы и субсидии могут не все предприятия, т.к. у этих госпрограмм есть четкие правила и требования, по которым не все могут подойти. К примеру, программы поддержке МСП, существующие кабельные заводы, которые могут действительно произвести фактическое импортозамещение, не один не подходит под требования МСП.

5.         Еще один фактор, влияющий на то, что не все предприятия могут участвовать в каких-либо программах – это наличие множества специальных списков и перечней с проектами и предприятиями. Инициировать изменение/редактирование списка очень трудно, а зачастую и невозможно.

6.         МСП и госкорпорации (Роснефть, Газпром и т.д.) сейчас в более выгодных условиях, чем рядовые производители: финансирование осуществляется через госкорпорации и зачастую происходит дублирование участия частных производителей и дочерних предприятий госкорпораций.  МСП гораздо легче получить субсидии и льготы (ввиду недобора проектов по программе).

Исходя из приведенного анализа фактически, госпрограмма по компенсации затрат на НИОКР, на новые разработки и новые продукты, которые так необходимы нашей экономике, не работают, т.к. не выделяются деньги не только предприятиям кому необходим этот НИОКР, но и научно-исследовательским институтам. В этой связи, предприятию приходится тратить собственные средства на разработку, на НИОКР, но в существующей экономической ситуации этого почти нереально сделать. Есть второй вариант развития, это закупать уже существующие зарубежные технологии, используя лицензирование или же создавая совместные предприятия с зарубежными компаниями-производителями, открывая им выход на российский рынок. Покупая существующие зарубежные технологии, мы все равно без собственного НИОКР в будущем не сможем развиваться, как развиваются зарубежные производители. Мы говорим нам нужно сейчас, но не смотрим в будущее.аводов.

 

Направление №8 Кадры

Для достижения предложенных направлений в рамках программы импортозамещения становится очевидно, что невозможно в краткосрочный период освоить производство подводного кабеля, производство муфт или создать производство по выпуску сшитого полиэтилена, но при поддержке на государственном уровне в среднесрочной перспективе могут быть созданы такие производства. Необходимо создать программы по импортозамещению, которые будет включать в себя несколько этапов:

  • краткосрочный – оказания содействия существующим производителям по повышению конкурентоспособности российских производств по отношению к импортным продуктам;
  • среднесрочный – государственные органы совместно с основными российскими потребителями должны внести весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественных продуктов и технологий, не производящихся на территории РФ;
  • долгосрочный – исходя из того, что основной угрозой России в предстоящие десятилетия является её технологическое отставание, необходимо осуществить переход страны на путь широкого внедрения инновационных технологий и отечественных разработок, развитие кадрового потенциала отрасли.

Свой доклад хочу закончить фразой Жюль Верна: «Придёт время, когда наука опередит фантазию» и вот мы с Вами коллеги должны совместно осуществить наши амбициозные планы, но как я считаю, вполне реальные, если они будут подкреплены дальнейшими совместными действиями. Хочу заверить, что кабельная промышленность и завод «ТАТКАБЕЛЬ» со своей стороны входят в процесс импортозамещения с конкретными наработками и достижениями.  



5.19

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно