Использование системы электронной маркировки для идентификации кабельных линий
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Использование системы электронной маркировки для идентификации кабельных линий

— Сергей Георгиевич, расскажите, пожалуйста, что представляет собой технология электронной маркировки?

— По сути, электронный маркер — это резонирующий колебательный контур. Маркеры обнаруживаются с помощью специального прибора — маркеро-искателя. Он генерирует сигнал, который вызывает в маркере колебания определённой частоты. Эти колебания улавливаются с поверхности, и таким образом осуществляется локализация маркера.

Существует особый тип маркеров — интеллектуальные. Кроме колебательного контура они содержат встроенный чип с памятью, что позволяет помимо простой локализации записать и впоследствии считать с помощью прибора информацию, записанную в маркер до закладки.

При этом маркеры не требуют элементов питания, т.е. являются полностью автономной системой.

3М — это основной производитель электронных маркеров, которого мы знаем. А если говорить об интеллектуальных маркерах, то он вообще единственный, это уникальная технология.

— Поясните, какие основные задачи решаются при закладке маркеров на кабельных линиях?

— Основная задача — идентификация кабелей. Использование маркеров позволяет уйти от недостатков традиционных методов идентификации: высокой погрешности измерений (до ±2 м, в зависимости от глубины залегания кабеля) и необходимости отключения кабельной линии (КЛ) при использовании индукционного метода трассировки, а также отсутствия точной информации о КЛ и достаточных привязок в нужном месте при поиске на основе исполнительной документации. Электронный маркер даёт возможность закладывать в конкретной точке любую информацию о КЛ и при необходимости корректировать её.

— В чём состоит преимущество применения маркеров для локализации трассы кабеля по сравнению с традиционными поисковыми методами — по кальке либо с помощью стандартных трассоискателей?

— Электронная маркировка как метод имеет очень маленькую погрешность (±20 см), поэтому маркер может быть привязан к конкретной фазе в пучке кабельных линий. Если это полноразмерный маркер, он заложен на глубине 1,5-2 м, мы его считали и точно определили нужный кабель, правильно вызвали представителей эксплуатирующих организаций, точно выполнили все согласования. Причём всё это, не отключая КЛ, только на момент ремонта на короткое время она выводится из работы. Традиционными методами пришлось бы отключать КЛ, задействовать бригаду измерителей, что с учётом подъезда, получения допуска, подключения аппаратуры, самой работы, завершающих операций заняло бы полную рабочую смену — 12 часов. И плюс ко всему мы имеем всю необходимую информацию, которую считаем нужным заложить в конкретной точке на кабельной трассе.

— Какова общая практика закладки маркеров в сетях ВКС?

— Существует определённый регламент, в соответствии с которым в ТЗ на проектирование кабельной линии указываются точки, в которых требуется закладывать маркеры, — повороты, муфты, изменения глубины, начало и конец ГНБ и т.д. Это повсеместно применяемая практика при реконструкции и новом строительстве КЛ 110-220 кВ в течение последних трёх лет в Москве.

— Но это всё интеллектуальные маркеры, а пассивные используются?

— Нет, пассивные маркеры в наших условиях не нужны.

— Вы упомянули, какая информация в принципе может закладываться в маркеры. А если смотреть по «живым» проектам ВКС — что на практике в них записывается?

— Номер маркера по проекту, цвет фазы, номер муфты, наименование кабельной линии, класс напряжения, владелец. Это по регламенту, о котором я уже рассказывал. Но этот регламент был разработан ещё до появления маркеров 3М 2-го поколения, сейчас у нас есть возможность закладывать больше информации.

— Какой эффект достигается за счёт использования интеллектуальных маркеров 3М на кабельных линиях ВКС?

— Необходимо учитывать темпы развития и уровень нагрузки на энергосистему крупных городов. К примеру, в том месте, где сегодня чистое поле, полоса отчуждения под бывшую воздушную линию, которую заменили на кабельную, завтра может начаться строительство. Значит, каждый раз нам надо будет выезжать на эту КЛ, каждую раскопку, даже точечное бурение — всё это придётся согласовывать. Каждый раз надо отключать кабельную линию и трассировать. А это — затраты времени бригады измерителей, убытки от простоя КЛ и перегрузки сети. Электронная маркировка позволяет этого избежать. Кроме того, при аварийно-восстановительных работах за счёт большей точности метода маркеропоиска сокращается объём раскопок, это тоже экономия.

— Сегодня интеллектуальные маркеры 3М используются на высоковольтных кабельных линиях при новом строительстве, реконструкции, аварийно-восстановительных и ремонтных работах. А существуют ли перспективы масштабирования данного решения в сетях на напряжение 6-35 кВ?

— Это не наш класс напряжения. Но никаких принципиальных отличий я не вижу. Всё те же самые проблемы, даже, может быть, стоящие более остро, потому что КЛ среднего класса идут, как правило, гораздо большими пучками, гораздо более плотно, нежели КЛ 110-220 кВ.

— Используется ли в ВКС технология GPS/ГЛОНАСС для локализации кабельных линий?

— В настоящее время системного подхода к использованию GPS/ГЛОНАСС нет. Сейчас мы просто заносим в автомобильный навигатор объекты, которые трудно отыскать.

— Но это разрозненное хранение данных...

— Да. Проходят приёмо-сдаточные испытания, мы фиксируем координаты оборудования, которое впоследствии нам надо будет искать для обслуживания, например, колодцы на КЛ с транспозицией. Но системного подхода нет. Координаты из навигатора никуда не передаются, а так в нём и хранятся.

— Сергей Георгиевич, на Ваш взгляд, насколько актуальна для отрасли электроэнергетики комплексная система 3М по учёту кабельных линий, основанная на привязке данных, считанных из интеллектуальных маркеров, к GPS/ГЛОНАСС-координатам маркеров?

— Данная система представляет собой связку из маркеропоискового прибора и специализированного карманного ПК со встроенным GPS/ГЛОНАСС-приёмником. Если удастся развить эту комплексную систему 3М и связать её с существующей в ВКС электронной информационно-справочной базой данных, то мы сможем перед отъездом на объект выгружать необходимую информацию из базы ВКС в малогабаритный карманный ПК, входящий в состав данной системы. Это будет большое развитие. И персонал с подобными ПК уже знаком. Люди к этому готовы.

С этой системой смогут работать ремонтные цеха и службы кабельных трасс, все, кто производит раскопки. Это 2/3 производственного персонала. Здесь перспективы просматриваются очень серьёзные и нужные.

— Сергей Георгиевич, благодарю Вас за обстоятельные и интересные ответы. Надеюсь, что опыт Высоковольтных кабельных сетей будет полезен всем, кто занимается обслуживанием и ремонтом кабельных линий электропередачи.

Беседовал Валерий Сулим,
ведущий технический эксперт Отдела систем поиска, маркировки и отслеживания ЗАО «3М Россия»

ПОДРОБНЕЕ О КОМПАНИИ

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно