Энергетика

Компактные ВЛ в России

Изолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению. Необходимо политическое решение руководителей энергетики.


— Евгений Алексеевич, как можно в целом охарактеризовать целесообразность строительства компактных ВЛ в России с её просторами? Можно ли считать компактные ВЛ идеальным и универсальным решением для всего линейного строительства на ближайшую перспективу?

— Безусловно, строительство компактных ВЛ — это не панацея, автоматически решающая все существующие проблемы в линейном хозяйстве. Мало того, техническая возможность строительства таких ВЛ сегодня ограничивается классом напряжения до 330 кВ. В первую очередь целесообразность строительства компактных ВЛ определяется стесненными условиями крупных мегаполисов, курортных зон, лесов первой группы — это леса заповедников с ценными породами деревьев, национальных парков, городов и зелёных зон, где по тем или иным причинам необходима прокладка ВЛ. Во-вторых, концепция компактных ВЛ позволяет повысить пропускную способность и надёжность ВЛ. Кроме того, есть и экономическая составляющая: в классе напряжений 35—330 кВ строительство компактных ВЛ объективно должно быть дешевле, чем строительство ВЛ в традиционных габаритах. Особенно это может проявиться тогда, когда при строительстве ВЛ на земле с высокой стоимостью придётся платить за площадь отчуждаемой и охранной территории.

— За счёт применения каких инновационных разработок в области конструкций элементов линий электропередачи можно достичь снижения габаритов ВЛ?

— Если отвечать коротко, то это новые стойки, новые изоляционные узлы опор, новые решения по молниезащите ВЛ на основе линейных ОПН, как с искровыми промежутками, так и без. Стойки — стальные многогранные. Просматривается также возможность применения и новых стоек из композитных материалов. В части, касающейся изоляционных узлов это так называемые изолирующие траверсы. Тут пока альтернативы нет. Кстати, в направлении создания изолирующих траверс мы не так давно тоже могли бы быть, как говорится, «впереди планеты всей». В настоящее время мало кому известно, что активнейшим идеологом внедрения новых изоляционных конструкций на базе полимерных изоляторов для компактных ВЛ, начиная со времён СССР, было и остается в России «Специальное конструкторское бюро по изоляторам и арматуре» (СКТБ), а первые прообразы изолирующих траверс были разработаны в СССР в первой половине 80-х годов. Сегодня, благодаря работе специалистов СКТБ и ЗАО «Инста» — ведущего отечественного производителя полимерных изоляторов, можно с уверенностью говорить, что это направление компактных ВЛ получает в России второе дыхание. ЗАО «Инста» является первым и единственным на сегодня отечественным предприятием, которое серийно выпускает изолирующие траверсы консольного и веерного типа. Однако у нас в стране с применением изолирующих траверс пока строятся только линии на класс напряжения 10 кВ.

— А можно более подробно рассказать об упомянутых Вами изолирующих траверсах и какие конкретные преимущества для ВЛ обеспечивает их применение?


— Эффективность применения изолирующих траверс определяется фиксированным положением проводов (фаз) ВЛ относительно стойки опоры, которое обеспечивает:
• увеличение высоты подвеса проводов на длину гирлянды и, как следствие, увеличение длины габаритного пролёта или уменьшение высоты стойки, а это соответственно — снижение металлоёмкости ВЛ;
• уменьшение высоты и вылета траверсы, а следовательно, снижение изгибающих и крутящих нагрузок на стойку опоры также ведёт к снижению металлоёмкости ВЛ;
• уменьшение межфазных расстояний обеспечивает повышение пропускной способности ВЛ и сокращение полосы вырубки просек;
• взаимное резервирование изоляторов консоли и тяги способствует повышению надёжности изоляционных узлов опор;
• применение полимерных изоляционных материалов обеспечивает повышение надёжности в условиях загрязнения и увлажнения, а также уменьшение массы опоры.

В части, касающейся конкретных характеристик по компактности ВЛ с изолирующими траверсами, сегодня примеры следующие.

Расстояние между крайними проводами на ВЛ 35 кВ — на опорах типа П35-2В — 4—6,6 м. Если использовать изолирующие траверсы — 1,5—1,8 м.

На ВЛ 110 кВ — на опорах типа П110-3В и ПУС110-2 — 6,3—9,2 м. Если использовать изолирующие траверсы — 3 м.

На ВЛ 220 кВ — на опорах типа П220 — 7—12,8 м. Если использовать изолирующие траверсы — 5 метров.

Как я уже упоминал, сегодня в России пока только в ЗАО «Инста» серийно производятся изолирующие траверсы веерного и консольного типов для ВЛ 10 кВ. В том числе со встроенными элементами грозозащиты ВЛ. Но радует то, что предприятие уже далеко продвинулось и в вопросах создания изолирующих траверс и межфазных изолирующих распорок для ВЛ на классы напряжения до 220 кВ.

— Евгений Алексеевич, зависит ли выбор новых изоляционных конструкций, применяемых для строительства компактных ВЛ, от класса напряжения этих ВЛ?

— На ВЛ 10—35 кВ выбор обусловлен переходом от подвесной изоляции на изоляционные узлы с использованием новых высоконадёжных опорных линейных изоляторов типа ОЛСК, ОЛФ с уникальными характеристиками электрической и механической прочности или изолирующих траверс. Обусловлено это тем, что для обеспечения габаритного пролёта на линии с подвесной изоляцией, равного габаритному пролёту линии, выполненной с изоляторами типа ОЛСК, ОЛФ или изолирующими траверсами, стойку необходимо выбирать значительно более высокую и прочную, что, естественно, будет обходиться значительно дороже.

Для ВЛ от 110 до 330 кВ — это только изолирующие траверсы, применяющиеся совместно с межфазными изолирующими распорками.

— А как сегодня в России идёт внедрение компактных линий с использованием новых изоляционных конструкций?

— Наибольший прогресс в этом вопросе в России — подчёркиваю: в России — достигнут на ВЛ в классе напряжения до 10 кВ. На линиях 10 кВ сегодня все активнее применяются провода СИП, но если точно формулировать, то это провода защищённые изоляцией. Межфазные расстояния на ВЛ с такими проводами могут быть снижены всего до 400 мм, так как эти провода, благодаря наличию изоляции, не боятся кратковременных схлёстываний в пролётах — межфазных замыканий не возникает. Совместное применение в этом классе напряжений ВЛ проводов защищённых изоляцией и изолирующих траверс с новыми устройствами грозозащиты ВЛ типа УЗПН (на базе ОПН с искровым промежутком производства ЗАО «МЗВА») позволило уже сегодня в России иметь действующие ВЛ, ничем не уступающие лучшим мировым аналогам. Проектируются и строятся они по типовому проекту: шифр 1.10.МИ.08, разработанному в 2008 году.

В части, касающейся ВЛ 35 кВ, применение проводов, защищённых изоляцией, изолирующих траверс или новых опорных линейных изоляторов типа ОЛСК и ОЛФ уже сегодня обеспечивает возможность строительства ВЛ 35 кВ в габаритах, близких к габаритам сегодняшних ВЛ 10 кВ. То есть уже сегодня можно строить ВЛ 35 кВ практически по цене ВЛ 10 кВ, но с возможностью передавать по ним мощность в 2,5 раза большую. Сегодня в России есть все для этого. Есть специальные провода, изоляторы, арматура, стойки, устройства грозозащиты. Промышленность готова. Есть даже проекты реальных объектов, выполненные в инициативном порядке. Нет одного — нормативов для этих линий и политического решения, необходимого для разработки и утверждения этих нормативов.

Для более мощных ВЛ силами СКТБ и ЗАО «Инста» уже сегодня разработаны изолирующие траверсы на напряжение 110 и 220 кВ. Практически завершена подготовка производства для серийного выпуска. Завершаются приёмочные испытания, в том числе на специально созданном стенде. В 2011 году ЗАО «Инста» готово начать поставки изолирующих траверс и распорок для компактных ВЛ 110—220 кВ на объекты линейного строительства ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС». Находятся в стадии разработки изолирующие траверсы на напряжение 330 кВ.

— Что реально могло бы ускорить процесс внедрения компактных линий с использованием новых изоляционных конструкций?

— В идеале — это объединение комплекса работ по созданию компактных ВЛ в рамках целевой программы ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» с привлечением к её выполнению специализированных организаций, в том числе ЗАО «Инста» и ООО «СКТБ по изоляторам и арматуре». Следующий шаг — это организация опытно-промышленной эксплуатации компактных ВЛ 35—220 кВ на базе полимерных изолирующих траверс, междуфазных распорок и линейных ОПН в 2011 году. Именно так, в рамках целевой программы ОАО «ФСК ЕЭС», была решена проблема освоения в серийном производстве отечественных стальных многогранных опор и внедрения их в технологию линейного строительства. Таким образом, ряд шагов на пути создания компактных ВЛ в России уже сделан, можно сказать, прошли значительную часть пути. Дело осталось за политическим решением руководителей энергетики.

— Евгений Алексеевич, спасибо за столь подробный рассказ и будем надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится.


— Я тоже очень на это надеюсь. Обидно отставать в вопросах технического уровня линий электропередачи, при том что со стороны производства мы давно готовы строить в России действительно современные ВЛ.


Беседовал Роман Смирнов

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно