Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Копилка возможностей

В КАКУЮ СТОРОНУ ИДТИ?

Интеллектуализация сетей — революционный шаг в развитии энергетики. Он затрагивает все стороны жизнедеятельности страны, влияет на социальное состояние общества. В результате возникают общие вопросы, которые волнуют идеологов, разработчиков, исполнителей и потребителей данной концепции. Их обсуждению была посвящена 3-я ежегодная Международная конференция SMARTUTILITIES — «От автоматизированных систем учёта до «умных сетей». Организатором мероприятия по традиции выступила компания Sinergy. Среди генеральных медиа-партнёров — портал RusCable. ru и журнал «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение».

В рамках конференции работала выставка, на которой были представлены информационные и коммуникационные системы для интеллектуальных сетей. Высокий интерес представителей электроэнергетических компаний к экспозиции объясняется не только внутренней потребностью энергетиков к инновациям, но и необходимостью отвечать на вызовы современного общества.

Заместитель председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников отметил, что в последнее время в электроэнергетическом мире произошли большие перемены: изменилась нормативно-правовая база, меняется отношение энергокомпаний к потребительскому сообществу. Компании стараются переходить на долгосрочные инвестиционные программы, что позволяет обеспечивать плановый рост и реализовывать те преференции, которые даёт государство.

— Разрабатывая свою программу, мы думали: в какую сторону двигаться? — рассказал Р. Бердников. — Либо заниматься простым обновлением, либо сделать ставки на новые технологии. Решили остановиться на создании активно-адаптивной сети. Это не Смарт Грид, но у нас и назначение другое — мы управляем магистральной сетью. Хотим обновить её на основе новейших технологических решений, чтобы дать возможность активно развиваться большой и малой распределённой генерации.

По словам представителя ФСК, малая генерация будет присоединяться не только к распределительным, но и к магистральным сетям.

В стране назревает переход от централизованного энергоснабжения к распределённому. В связи с этим перед ФСК стоит задача создать не только кластер большой сети, но и построить интерфейсы с другими субъектами рынка, чтобы дать импульс к развитию надёжного энергоснабжения.


НА «НУЛЕВОМ КИЛОМЕТРЕ»

Как театр начинается с вешалки, так «умная сеть» начинается с интеллектуального учёта электроэнергии. Это тот самый «нулевой километр», с которого начинается дальнейшее движение. Россия, активно включившись в процесс построения «умных сетей», немного задержалась на первом этапе: установка «умных счётчиков» у нас только набирает обороты, в то время как в европейских государствах количество установленных интеллектуальных счётчиков — миллионы. «И всё же потенция российского рынка намного превышает потенциал европейского», — считает президент Gazprom Marketing & Trading France Юрий Виробьян.


Интеграция интеллектуальных систем в электроэнергетику увеличивает экономию энергии со стороны потребителей, а предоставление точных данных позволяет значительно повысить эффективность использования сетей.

Многие представители зарубежных компаний советуют российским коллегам ввести для потребителей непрерывные тарифы: если потребитель использует больше энергии, чем оговорено, ему отправляется сообщение, насколько он превысил допустимую норму и сколько за это должен заплатить.

Генеральный директор Enel Russia по России и СНГ Доминик Фаш считает, что проблема учёта электроэнергии в России стоит особенно остро. Электропотери доходят до 40%, а неплатежи стали обычным делом. Системы учёта электроэнергии позволят изменить ситуацию. Если, конечно, будет введён тот же принцип, что с мобильной связью: не заплатил за услугу — тут же отключили энергию. В Италии стоят около 35 млн интеллектуальных счётчиков, и они себя окупают.

По мнению Д. Фаша, счётчик не должен находиться на балансе потребителя, сбытовой и сетевой компаний. Должен быть отдельный оператор коммерческого учёта электроэнергии. Ключевым акционером может выступить крупный банк (например, Сбербанк). При этом необходимо разработать возвратный механизм платежей по типу RAB.

Представитель компании VaasaEtt (Финляндия) Наталья Голубкина убеждена, что без привлечения потребителя никакие программы «умных сетей» работать не смогут. Потребитель платит деньги, так что многое зависит от его поведения.

VaasaEtt занимается исследованиями потребительского поведения в области «умного учёта» и «умных сетей». В частности, были проведены масштабные исследования, какой экономический эффект дают интеллектуальные приборы учёта. Эксперты сравнили 100 пилотных проектов по всему миру. Оказалось, что снижение общего уровня потребления электроэнергии зависело от качества внедрённых программ. Если потребителям устанавливались приборы учёта, но не предоставлялась информация о том, зачем всё это делается, экономии энергии не получалось вообще. И это при том, что установка интеллектуальных счётчиков позволяет потребителям экономить до 87% электроэнергии. Кстати, самая большая экономия наблюдалась при внедрении типового дисплея и автоматизации бытовых приборов.

2012 год для мира электроучёта обещает быть очень важным. По утверждению ведущего аналитика компании IDC Energy Insights Гаи Галотти, в сентябре 2012-го компании-члены Евросоюза должны представить в ЕС свои программы по применению приборов учёта. К этому же времени европейские страны должны выпустить стандарты учёта электроэнергии. Работа требует качественного планирования и координации применения счётчиков. Недоучёт каких-то особенностей может привести к удорожанию проекта в целом и даже к социальным протестам, как это случилось в Нидерландах, где из-за нежелания энергетиков разъяснять, зачем нужны умные системы учёта, потребители выступили с акциями неповиновения и политическими заявлениями.


НЕ ПРОСЧИТАТЬСЯ БЫ…

Важнейшая проблема построения интеллектуальной сети — коммуникационная, подчёркивает руководитель департамента развития бизнеса и инноваций компании Ericsson Джон Холланд. В электроэнергетике, как известно, действуют связи машина-машина. И они будут расширяться, взаимодействуя между собой через мобильные сети.

Сейчас в электроэнергетике существует множество изолированных IТ и коммуникационных решений. Однако будущее — за объединением коммуникационных элементов и созданием «умной сети» «под ключ».

С учётом этих тенденций специалистам, занимающимся проблемами связи и коммуникаций, важно задуматься о новых способах передачи информации. Вряд ли современные технологии, которые используются сегодня в электроэнергетике, протянут долго. Например, системы GSM и 3G к 2030 году уже устареют. Несколько дольше протянет LTE-технология, которая увеличивает ёмкость «умных счётчиков». Но перспективы у неё тоже ограничены. Уже начинают появляться новые технологии, которые вытеснят действующие.

Ещё одна чётко просматриваемая тенденция на электроэнергетическом рынке касается совместного использования сетей различными операторами. Так, в Европе операторы разных стран идут к совместному использованию сетей, чтобы сэкономить издержки. Налаживается совместная работа операторов связи и коммунальных служб. В этом же направлении движется и Россия.

Чтобы решить поставленные задачи, электроэнергетикам приходится принимать немало сложных решений, успех которых зависит не только от технических знаний, но и от финансовых и интеллектуальных возможностей компаний.

Известно, что большинство электроэнергетических компаний разработали программы инновационного развития. Но возникает проблема с реализацией инновационных технологий. Причина в том, что в стране отсутствует единая инновационная инфраструктура.

Существует проблема стандартизации инноваций. Любое решение, которое не укладывается в систему действующих стандартов, вызывает массу вопросов и недоразумений. Нужно вырабатывать какие-то подходы со стороны государства, чтобы существовали элементы льготирования для компаний. На первых этапах никакие инновационные технологии не могут быть дешёвыми. Они дают эффект позже. А от энергокомпаний требуют дешевизны сразу.

Ещё одна проблема состоит в том, чтобы при использовании новых технологий не ухудшить ситуацию в энергоснабжении. Как показывает опыт, внедрение новой технологии на первом этапе снижает надёжность энергоснабжения на 10%. Поэтому прежде, чем массово внедрять новые технологии, нужно хорошо подумать. Кроме того, важно подготовить высококвалифицированных сотрудников, которые могут внедрять новое. В противном случае при массовом внедрении инновации компании могут столкнуться с противодействием коллективов. Поэтому нужно создать эффективную систему мотиваций для персонала. И проблему эту придётся решать не в рамках одной компании, а в масштабах всей страны.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+