Энергетика

МОЭСК открывает заправки для электромобилей

Инновационный проект «МОЭСК-EV», который инициировала и реализует компания, разработан с учётом мировых тенденций развития автомобильной промышленности, сетевой интеллектуальной инфраструктуры и реализуется как элемент комплексной стратегии внедрения интеллектуальных сетей Smard Grid.

Во-первых, в настоящее время большинство западных автопроизводителей активно включились в борьбу за рынок электромобилей. На подходе целый поток новинок, который должен хлынуть на авторынок в ближайшие годы. По оценкам экспертов, в период до 2017 г. в мире будет продано порядка 2,9 млн электромобилей. Как следствие, сегодня в ряде западных стран реализуются масштабные проекты по созданию электротранспортной инфраструктуры.

К примеру, в США в стадии реализации находится проект по созданию сети специализированных заправок для электромобилей в девяти регионах. Уже через год сеть объединит пять тысяч зарядных устройств. К наращиванию количества зарядных станций приступили в Великобритании, чья столица занимает лидирующие позиции в Европе по количеству электромобилей. В дополнение к уже существующим 250 станциям планируется установить ещё 1300. В перспективе на базе данного проекта будет создана национальная сеть электрических зарядных станций.

Во-вторых, мировой опыт свидетельствует о том, что создание инфраструктуры для электротранспорта проходит при активном участии энергетических компаний, прежде всего тех, которые занимаются распределением и сбытом электроэнергии, поскольку создаваемая инфраструктура и новые виды незапланированных нагрузок за счёт массового внедрения электротранспорта способны существенно повлиять на надёжность и качество энергоснабжения в целом.

Таким образом, МОЭСК, инициировав проект, хочет сработать на опережение и, что называется, во всеоружии подойти к грядущей транспортной революции. Пока в России электромобили являются редкостью, но недалёк тот час, когда они станут такими же привычными, как автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Но для этого нужна соответствующая инфраструктура. Кто будет покупать электромобиль, если его заправлять негде?

Предположим, задачу насыщения рынка электромобилями решит бизнес. Но создание инфраструктуры их эксплуатации — это та ниша, где без энергетиков не обойтись. В компании понимают это и, осознавая перспективы и риски нового начинания, сознательно пошли на эксперимент.

Да-да, именно эксперимент, поскольку проект носит преимущественно исследовательский характер и направлен на получение информации об особенностях эксплуатации элементов создаваемой инфраструктуры электромобилей в условиях мегаполиса. Естественно, с учётом электросетевых и климатических особенностей нашей страны.

Одна из решаемых задач — выяснить, какой тип зарядки лучше подходит к отечественным условиям эксплуатации. Для этого на территории обслуживания компании в Москве и Московской области планируется установить 28 зарядных станций различных типов. Та, что установлена на Садовнической улице, относится к станциям напольного монтажа и способна поддерживать режим зарядки переменным током мощностью до 3,3 киловатт, напряжением 220 Вольт, с максимальным током 16 Ампер. «Классическое» время зарядки электромобиля от такой станции колеблется от 8 до 10 часов.

Пока смонтированы 4 зарядные станции данного типа, но очень скоро компанию им составит зарядное устройство быстрого тока с зарядкой постоянным током мощностью до 50 киловатт, напряжением до 500 Вольт, силой тока до 125 Ампер. Время ускоренной зарядки составит всего 20—30 минут. Но главное даже не это, а то, что инициатор проекта получит результаты сравнительного анализа работы разных зарядных систем и сможет достоверно определить их плюсы и минусы.

В рамках проекта заправочные колонки будут устанавливаться преимущественно на территории собственных объектов МОЭСК, а также некоторых дилерских центров компании «РОЛЬФ Импорт», которая первой в России начала официальную продажу электромобиля Mitsubishi i-MiEV. В перспективе электрозаправки планируется размещать на перехватывающих парковках, которые оборудуются в Москве вдоль «вылетных» магистралей, возле крупных деловых и торгово-развлекательных центров.

Все зарядные устройства предполагается объединить в единую информационную сеть, то есть они смогут не только отпускать электричество, но и передавать данные. Для управления сетью оператором проекта компанией «Револьта», которая позиционирует себя как ведущий российский поставщик комплексных решений в области электротранспорта, создано оригинальное программное обеспечение. Его разработчики уверены, что отечественные обладатели электромобилей вскорости смогут в реальном времени получать информацию о работе заправок и заранее через Интернет бронировать порты для зарядки своих четырёхколесных «лошадок».

Для тестирования зарядных станций МОЭСК планирует приобрести электромобили различных типов. Первые авто с электрическим приводом Mitsubishi i-MiEV уже переданы энергетикам и эксплуатируются в интересах компании, на очереди — поставка электрических грузопассажирских фургонов. Их задача — трудиться на дорогах мегаполиса, чтобы нарастить исследовательский потенциал проекта.

Существенная деталь — заправляться на возводимых станциях смогут не только машины компании, но и электромобили других собственников. Таких, правда, пока немного, но «РОЛЬФ Импорт» уверенно наращивает продажи малютки Mitsubishi i-MiEV — первенца массовой продажи электромобилей.

Для идентификации электромобилей МОЭСК, задействованных в реализации проекта «МОЭСК-EV», дизайнеры разработали фирменную окраску. Она выдержана в двух основных цветах: белом, символизирующем экологическую безупречность автомобилей с электрическим приводом, и изумрудном, подчеркивающем первозданную чистоту природы.

Электромобили также украшают бренды компании-инициатора проекта и её партнёров — компаний «РОЛЬФ Импорт», «Револьта», Mitsubishi Motors. На передней двери электрического авто нашлось место названию проекта. Наконец, логичным элементом окраски стало изображение кабеля с электрической вилкой. По поводу последней на заседании рабочей группы, рассматривавшей замысел дизайнеров, возник даже спор. Высказывались позиции в пользу дизайнерской находки, построенной на изображении символа электромобиля — порта для зарядки трёхфазным током высокого напряжения. Но в результате обсуждения эксперты пришли к мнению, что уместнее будет смотреться всё-таки привычная бытовая «вилка», чьё изображение на электрокаре ассоциируется с заправкой от электрической сети.

Кстати, водители электромобилей компании — тоже активные участники инновационного проекта. По задумке организаторов, они должны скрупулёзно фиксировать параметры работы своих электромобилей и зарядного процесса в специальных дневниках. Полученный таким образом материал станет частью уникальной исследовательской информации об особенностях эксплуатации электромобилей в условиях мегаполиса.

Одна из задач проекта — поиск резервов повышения эффективности использования сетевой инфраструктуры, так как те мощности, которые уже существуют, задействованы на 65—70%. В частности, в ночное время появляется существенный провал в электропотреблении. Зарядка большей части электротранспорта ночью позволит заполнить график сетевой нагрузки, сгладить ночной провал, в чём очень заинтересованы электросетевые компании. К тому же ночная зарядка принесёт ощутимую материальную выгоду владельцам электромобилей, так как стоимость электроэнергии в это время суток существенно ниже. В реальности это будет выглядеть достаточно просто: владелец, вернувшись с работы, вечером подключает электромобиль к розетке, а умные приборы сами дадут аккумулятору команду начать зарядку именно тогда, когда стоимость электроэнергии минимальна.

В МОЭСК считают, что полученные результаты позволят решить и такую важную задачу, как подготовка проектов отечественных стандартов и требований к техническим регламентам функционирования общественных и частных зарядных станций, гарантирующих безопасную и эффективную интеграцию нового типа потребителей электроэнергии в существующую систему энергетических мощностей.

В перспективе МОЭСК и её партнёры также намерены разработать общую концепцию развития инфраструктуры электротранспорта в крупных городах России с учётом специфики электросетевого комплекса и бизнес-модель взаимодействия и взаиморасчётов между всеми участниками процесса зарядки: владельцами электромобилей, собственниками станций, электросетвыми и энергосбытовыми компаниями и т.д.

— Реализация проекта позволит компании в полной мере подготовиться к развитию рынка массового электротранспорта, — уверен генеральный директор ОАО «МОЭСК» Андрей Коновалов. — Мы не только избежим проблем, связанных с незапланированным и неуправляемым ростом нагрузки на электросети, но и получим дополнительные доходы за счёт увеличения транспорта электроэнергии и внедрения новых услуг. Кроме того, МОЭСК, как социально ответственная компания, стремится развивать технологии, которые положительным образом влияют на экологическую и транспортную ситуацию в Московском регионе, улучшая в конечном итоге жизненные условия людей.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно