Энергетика

Модернизация электросетей с использованием новых технологий

Ремонтные работы, проводимые российскими энергетиками, были признаны героическими, а на самом деле являлись латанием старых дыр. Поскольку взамен ветхих линий устанавливались провода устаревших конструкций, не способные выдерживать экстремальные температурные и механические нагрузки.

В развитых странах для высоковольтных воздушных линий (ВЛ) уже лет тридцать как используются провода нового поколения, более прочные и надежные, с повышенной проводимостью, препятствующие налипанию снега и обледенению, более устойчивые к ветровым нагрузкам. В России в отдельных регионах со сложными климатическими условиями (к примеру, Черноморское побережье Краснодарского края) используются технологии мониторинга и предупреждения образования наледи на проводах, установки контейнерного типа для плавки гололеда. На сегодняшний день есть примеры создания с помощью нанотехнологий покрытий для неизолированных проводов и изоляторов, стойких к образованию наледи, использующих эффект «лотоса». Но это, можно сказать, только экспериментальные участки.

В настоящее время в российском электросетевом комплексе на первый план выходит острая необходимость увеличения пропускной способности ВЛ при постоянном росте энергопотребления городов, предприятий и промышленных комплексов. При этом необходимо добиться снижения механических нагрузок и износа линии из-за пляски проводов, повысить коррозийную стойкость проводов и долговечность линий. Все это напрямую связано с проблемой повышения надежности ВЛ, снижением рисков обрыва проводов при частичном внешнем повреждении, а также из-за налипания снега и образования наледи.

На выпуск такой продукции ориентирован ведущий европейский производитель Lamifil — бельгийская компания с вековой историей, имеющая полный цикл производства проводников — от собственного литейного цеха для производства металлов и сплавов до уникальных машин по изготовлению и скручиванию проволок различных форм (круглых, трапециевидных, Z-образных). Внедрение передовых технологий в области сплавов и собственные ноу-хау делают Lamifil одним из общепризнанных лидеров в производстве неизолированных проводов для ВЛ напряжением до 750 кВ.

В проводах нового поколения типа Z в качестве наружного слоя (слоев) взамен круглых использованы проволоки Z-образного профиля, что дает возможность получить наружный слой практически идеально гладким. Таким образом, достигается значительное уменьшение коэффициента аэродинамического сопротивления сильным ветрам и, как следствие, снижение механического напряжения в опорах при использовании проводов равного диаметра. Более компактная компоновка провода типа Z позволяет увеличить сечение провода, а значит, и пропускную способность при тех же механических напряжениях в опорах.

Провод типа Z широко применяется в Европе и мире. В настоящее время в Бельгии смонтировано более 2000 км такого провода на напряжения 63—400 кВ. Начиная с 1995 г. все строящиеся или реконструируемые ВЛ оснащаются проводом типа Z. Во Франции в ближайшие десять лет также намечено осуществить переход на данный вид провода, монтируя примерно 1500 км/год. В Южной Америке построено более 1200 км таких линий и планируется монтаж еще 1500 км.

Группой компаний «Сим-Росс» это решение было реализовано:
• в 2007 г. в Краснодарском крае при реконструкции ВЛ 110 кВ Шепси — Туапсе — Тяговая (длина линии — 77 км);
• в 2008 г. в Украине при реконструкции ВЛ 110 кВ Симферополь — Перевальное — Алушта без замены опор (длина линии — 55 км);
• в 2007—2009 гг. на острове Сахалин при строительстве новой ВЛ 110 кВ ПС «Южно-Сахалинская» — ПС «Южная» (длина линии — 5,5 км);
• в 2009 г. в г. Тольятти при реконструкции ВЛ 110 кВ от ТЭЦ ВАЗа до ПС «ПКЗ» (длина линии — 19 км).

Эффективность использования новых типов проводов для ВЛ признана не только в России. В 2011 г. в странах СНГ (Украина, Казахстан, Кыргызстан) планируется реализовать целый ряд проектов с использованием проводов типа Z.

Оценочные расчеты специалистов и отзывы эксплуатирующих организаций доказывают, что затраты на замену проводов, которые способны исключить аварии на ВЛ, вызванные непогодой, не превышают затраты на другие, менее эффективные способы снижения рисков подобных аварий. При этом следует учитывать, что меры по восстановлению разрушенных энергосистем не защитят потребителей от ущерба, наносимого авариями.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно