Мосэнергосбыт поставил качество электроэнергии на контроль
 
Энергетика

Мосэнергосбыт поставил качество электроэнергии на контроль

В Московском регионе, известном своей высокой энергоёмкостью, а также наличием предприятий, чьё нормальное функционирование целиком и полностью зависит от качественного и надёжного энергоснабжения, вопрос создания систем контроля качества электроэнергии стоит особенно остро.

Мосэнергосбыт — пока единственная в России энергосбытовая компания, создавшая промышленную автоматизированную систему контроля качества электроэнергии (АСККЭ).

Если старая аббревиатура «АСКУЭ» уже давно прижилась в умах энергетиков и даже породила активное глагольное словообразование, то новая — «АСККЭ» — введена относительно недавно и пока не получила широкого распространения. О том, что представляет из себя автоматизированная система контроля качества электроэнергии, рассказывает руководитель проекта по внедрению АСККЭ в Мосэнергосбыте, главный специалист отдела перспективного развития технических средств Владимир Шаланин.

«Появление и практическое применение автоматизированных систем контроля качества электроэнергии — одно из последних значимых событий в отечественной электроэнергетике. Если говорить простым языком, то система представляет из себя следующее. Существует объект, скажем, завод «Вимм-Билль-Данн» в Москве. Предприятие само по себе огромное, энергоёмкое, а значит, и требует много электроэнергии. К сожалению, по ряду разных причин качество электроэнергии, поставляемой клиенту, может отличаться от тех требований, которые предъявляют к поставщику электроэнергии, то есть к нам. Возможно, напряжение выше или ниже необходимого, либо частота тока меняется в течение какого-то промежутка времени. Всё это может повлечь за собой порчу имущества клиентов, в нашем случае — это оборудование завода. А внедрённая в Мосэнергосбыте система контроля качества электроэнергии позволяет нам отслеживать состояние электроэнергии, которая отпускается клиенту. Иными словами, это то же самое, как если бы санэпидемслужба проверяла каждую буханку хлеба, отпускаемую покупателю с прилавка», — отметил Владимир Шаланин.

«Работы по внедрению АСККЭ начались в Мосэнергосбыте в 2009 году. Тогда в качестве пилотного был реализован совместный проект с Мосводоканалом, в рамках которого к единой системе контроля качества электроэнергии подключили семь объектов водоснабжающей организации. Полученный положительный опыт по созданию единой АСККЭ наша компания распространила в 2010 году на другие подобные проекты — такие крупные энергопотребляющие компании Московского региона, как ЗАО МПБК «Очаково», ОАО «Трёхгорная мануфактура», ГОУВПО МИРЭА, ОАО «Вимм-Билль-Данн». А самым крупным объектом, на котором уже внедрена АСККЭ, стал Олимпийский комплекс «Лужники». Система позволяет в режиме реального времени контролировать качество электроэнергии на крупных промышленных объектах, а также оперативно реагировать в случае возникновения проблем», — рассказывает В. Шаланин.

О том, как именно работает АСККЭ, рассказывает менеджер проекта, главный эксперт отдела внедрения информационных систем Светлана Ястребкова. «Существующая у нас в компании автоматизированная система контроля качества электроэнергии представляет собой целый комплекс как аппаратных, так и программных средств. Первая группа, говоря научным языком, — многоканальные анализаторы качества электроэнергии, или так называемые «железки». Данный прибор устанавливается на каждой точке входа электроэнергии к клиенту, то есть на каждом трансформаторе. Важным моментом является то, что устанавливается он уже на стороне клиента, а не сетевой организации. Каждый такой прибор ежесекундно анализирует качество поступающей к клиенту электроэнергии, собирает статистические данные о потреблении. Разумеется, каждый из этих приборов подключается к протоколу передачи данных — это может быть либо GPRS, либо местная интрасеть на объекте клиента, то есть «провода». И тут уже начинает работать вторая составляющая — программная.

Производителей оборудования для АСККЭ немало, а потому перед нами встал вопрос выбора — какие приборы использовать. Важно было учесть и то, что определённые программные решения работают с конкретным аппаратным обеспечением, а значит, мы могли столкнуться с проблемами сопряжения. На помощь нам пришли производители оборудования, принимавшие участие в Научно-техническом совете по вопросам внедрения АСККЭ. Именно тогда мы выбрали трёх производителей, чья аппаратура для АСККЭ соответствует нашим требованиям. Благодаря используемому программному обеспечению контролировать процесс подачи качественной электроэнергии могут не только специалисты Мосэнергосбыта, но и сами клиенты», — объясняет главный эксперт отдела внедрения ИС Светлана Ястребкова.

Об особенностях внешней оболочки автоматизированной системы контроля качества электроэнергии мы говорили с людьми, работающими с ней ежедневно. Про плюсы при работе с АСККЭ в Мосэнергосбыте рассказывает главный эксперт диспетчерской службы по режиму энергопотребления Екатерина Чибисова. «После реализации проекта по внедрению АСККЭ на объектах МГУП «Мосводоканал» руководством было принято решение о необходимости дальнейшего развития этого направления. Но создание сети систем контроля качества электроэнергии требовало на тот момент особой структуры, которая могла бы отслеживать качество электроэнергии. Так в Мосэнергосбыте появился Центр мониторинга автоматизированных систем контроля качества электроэнергии, созданный в 2010 году на базе нашей диспетчерской службы.

Центр мониторинга круглосуточно контролирует и фиксирует показатели качества электроэнергии у клиентов, сопоставляет результаты контроля показателей качества электроэнергии (ПКЭ) на соответствие ГОСТ-13109-97. И помогает в этом мне и моим коллегам особое программное обеспечение «REDPINE». Эта информационная система на основе данных, полученных с анализаторов электроэнергии, регулярно формирует отчёты о качестве поставляемой электроэнергии по каждому объекту. Система устроена таким образом, что в ней хранятся данные за три прошедших года, то есть при необходимости можно посмотреть, какого качества электроэнергия поступала нашему клиенту несколько лет назад. Срок в три года, кстати, неслучаен. Это обусловлено требованиями законодательства в части исковой давности, ведь отчёты по качеству электроэнергии формируются таким образом, что они имеют юридическую силу. По сути, в этом-то и состоит основной плюс использования АСККЭ. Ведь если у клиента в связи с отклонением показателей качества электроэнергии от требований ГОСТа вышло из строя оборудование, то формально и юридически ответственность за это несёт сбытовая компания, хотя фактически за качество электроэнергии отвечает сетевая компания.

Схема работы АСККЭ выглядит так: в автоматическом режиме в центр мониторинга автоматизированных систем контроля качества электроэнергии поступает в режиме реального времени сообщение об имеющемся отклонении от нормы какого-либо из показателей качества электроэнергии. Диспетчер центра анализирует полученное сообщение и сообщает о типе события и параметрах отклонения в офис Мосэнергосбыта, обслуживающий клиента. Сотрудники офиса связываются с потребителем электроэнергии и извещают его о мерах, которые необходимо предпринять для недопущения возможных проблем с оборудованием. Одновременно с этим диспетчер Мосэнергосбыта в оперативном порядке сообщает об отклонении (ПКЭ) у клиента в диспетчерскую сетевой компании. Кроме этого в сетевую компанию направляется отчёт на соответствие электроэнергии ГОСТу для выяснения причин, оказывающих влияние на показатели электроэнергии. И уже на основе этого отчёта сетевая организация начинает работу по устранению причин неполадок в сети.

По сути, АСККЭ призвана помочь нам не только отслеживать качество электроэнергии, но и отстаивать свои интересы в суде, если это понадобится. На сегодняшний день случаев таких пока не было, но мало ли чего можно ожидать», — подводит итог Е. Чибисова.

Сегодня АСККЭ — лишь один из инвестиционных проектов компании. Пока он на стадии обкатки. Но по мере возрастания потребностей клиентов компании в качественной электроэнергии у этой системы есть все шансы перейти из раздела «Проекты» в раздел «Услуги».

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно