Энергетика

Неиспользованный ресурс

— Тимур Вадимович, какие задачи стоят перед Российским энергетическим агентством? Какие основные функции оно выполняет?

— Наше агентство создано при Минэнерго России как информационный центр в области ТЭК. Перед нами поставлен ряд конкретных задач. Прежде всего это обеспечение сбора первичной информации по всем видам ресурсов, с тем чтобы Россия могла независимо от зарубежных партнёров производить качественный анализ и давать прогноз развития мировой и национальной энергетики. Для реализации этой задачи необходимо обладать соответствующей законодательной базой. В связи с этим в Государственной Думе ФС РФ находится на рассмотрении проект Федерального закона «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (ГИС ТЭК), планируемый срок вступления в силу которого — 1 января 2012 года. Законопроект уже принят в первом чтении.

Законопроектом предусмотрено создание правовых и организационных основ для обеспечения заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и граждан информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Согласно законопроекту, в ГИС ТЭК должно содержаться более 20 видов такой информации. Для этого на органы государственной власти, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области ТЭК, возлагается обязанность по её предоставлению. Это сведения о качестве энергетических ресурсов, направлениях их транспортировки, о рынках, ценообразовании, тарифах и фактических ценах на энергетические ресурсы. Обязательными являются и сведения об авариях и чрезвычайных ситуациях на объектах ТЭК, производственном травматизме, состоянии окружающей среды, мерах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и т.д. На основе полученной и обработанной информации будет корректироваться стратегия развития ТЭК страны.

Другая приоритетная задача агентства — содействие в практической реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» (Закон № 261-ФЗ). На агентство возложено оперативное управление государственной программой Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая была утверждена в конце 2010 года.

Ещё одно направление деятельности нашего агентства — содействие в повышении инвестиционной привлекательности российского энергетического комплекса. Оно включает в себя как привлечение на российский рынок перспективных инвесторов и передовых энергоэффективных технологий, так и активный поиск нестандартных идей. В этом направлении мы работаем совместно с нашими инновационными центрами, такими как «Роснано» и «Сколково». Задача центров — помочь в коммерциализации инновационных проектов и решений, вывести их на бизнес-уровень. А задача Российского энергетического агентства — обеспечить их тиражирование в регионах.

— Поясните, почему выполнение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности продвигается с таким трудом, а сроки их реализации отодвигаются?

— Основная проблема лежит на уровне региональной и местной власти. В соответствии с Законом № 261- ФЗ каждый субъект Российской Федерации должен был разработать собственную региональную программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 1 августа 2010 года. Однако многие местные разработчики к этому вопросу отнеслись халатно, содержательная часть большинства представленных программ либо требовала большой доработки, либо совсем отсутствовала.

Порой доходило до абсурда. Например, один из субъектов Российской Федерации в своей программе записал, что в 2011 году намерен потратить на реализацию заявленной программы колоссальные деньги — 45 миллиардов рублей. Между тем в региональном бюджете на эту задачу не было заложено ни копейки.

Так или иначе, нерадивым разработчикам пришлось возобновить работу над важнейшим документом. В ряде случаев практическую помощь в подготовке региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности оказывало наше агентство. А многие программы мы помогали дорабатывать совершенно бесплатно.

— Для регионов ещё одна программа — новая статья расходов. Как будет осуществляться финансирование проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности?

— Прежде всего, предусмотрено субсидирование лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности из федерального бюджета. До конца текущего года планируется заключить соглашения о предоставлении субсидий с 55 субъектами Российской Федерации, разработавшими лучшие программы. В соответствии с правилами, субъект на реализацию своей программы может получить до 500 млн руб. из федерального бюджета, но не более 95% от суммы, заложенной на реализацию региональной программы из бюджета субъекта Российской Федерации. Объём софинансирования определяется с учётом значения показателя, характеризующего готовность субъекта Российской Федерации к реализации соответствующей региональной программы, и уровня расчётной бюджетной обеспеченности региона. Такой эквивалентный и дифференцированный подход вполне оправдан. Он позволяет развиваться не только стабильным, но и проблемным территориям, где несмотря на финансовые затруднения принимаются активные меры по рациональному использованию энергетических ресурсов.

— Каковы основные ожидаемые результаты мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и источники их финансирования?

— В каждой программе прописаны конкретные мероприятия с конкретным достижимым эффектом: либо это сокращение потребления энергии, либо экономия условного топлива и т.д. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев поставил задачу снизить энергоёмкость ВВП к 2020 году на 40%. С помощью энергосберегающих мероприятий энергоёмкость может быть снижена на 13,5%, остальной эффект будет достигнут за счёт структурных преобразований экономики.

Вот ещё на что хотелось бы обратить внимание: из 100% средств, необходимых для финансирования программы энергосбережения, только 8% будет выделено из федерального и региональных бюджетов. Остальные 92% — внебюджетные поступления, которые планируется привлечь. Это частные инвестиции, банковские, фондовые средства и т.д.

Государство не должно брать на себя все расходы по финансированию проектов энергосбережения. Его задача — профинансировать только первую, неокупаемую фазу программы, связанную с проведением обязательного энергетического обследования, разработкой технико-экономического обоснования, обучением и повышением квалификации специалистов, отвечающих за энергосбережение. На обучение из бюджетных средств планируется выделить 250 млн руб. До 2020 года обучение в российских и зарубежных учебных центрах пройдут 30 тысяч специалистов.

— Обучение — действительно очень серьёзная проблема. У нас даже энергетические обследования проводить некому: квалифицированных энергоаудиторов можно по пальцам пересчитать.

— Мы столкнулись с этим на практике. В частности, обратили внимание на то, что компании, выбирая себе энергоаудиторов, нередко гонятся не за качеством, а за дешевизной. И если кто-то предлагает провести энергетическое обследование за 30 тысяч рублей, — его и выбирают. Хотя все понимают, что провести комплексное обследование за такую сумму нереально. Поэтому многие энергетические паспорта, поступающие в Минэнерго России (а РЭА осуществляет экспертное сопровождение обработки энергетических паспортов), не выдерживают никакой критики.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо наладить надлежащий профессиональный контроль за деятельностью энергоаудиторов, а также оказывать необходимую методическую поддержку как энергоаудиторам, так и заказчикам энергетического обследования. Это тоже задача нашего агентства. Добавлю, что на сегодняшний день в России существует около 120 саморегулируемых организаций, объединяющих 4,5 тысячи энергоаудиторов — как юридических, так и физических лиц. Такого количества, конечно, быть не должно. Но это я считаю «болезнью роста». Пройдёт время, и на рынке останутся только самые сильные, самые квалифицированные и ответственные специалисты, способные провести грамотные и объективные энергетические обследования объектов.

— Как вы считаете, готова ли наша экономика, наши люди серьёзно заниматься мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности? Не заглохнет ли эта идея, как уже случилось в конце 90-х годов?

— Сегодня ситуация совсем другая. И люди настроены иначе. Российское энергетическое агентство провело ряд конференций по вопросам энергосбережения. И знаете, что мы отметили? У людей горят глаза! Они проявляют громадную заинтересованность по всем направлениям темы, задают вопросы, спрашивают, где найти дополнительную информацию. Недостаток информации — главная проблема на сегодняшний день. И Российское энергетическое агентство призвано устранить этот дефицит. Мы создаём региональные образовательные центры, центры пропаганды, где население, представители бизнеса и бюджетных организаций смогут получить необходимые консультации, узнать, какие существуют энегосберегающие технологии и техника, как на промышленном, так и на бытовом уровне. Мы открыли «горячую линию», куда может обратиться любой человек по любому вопросу, связанному с энергосбережением. И все получают конкретные ответы.

— Известно, что Российское энергетическое агентство активно сотрудничает с зарубежными партнёрами по обмену опытом относительно формирования единой политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Какие результаты получены на этом поприще и какое влияние они оказали на российские нормативные акты, позицию руководителей отраслевых организаций?

— Мы сегодня работаем с двадцатью странами, изучаем их опыт по каждой отрасли, смотрим, какими индикаторами они пользуются, какие нормативно-правовые акты принимают, как стимулируют бизнес к энергосбережению и пр. Отечественное законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности основывается на тех мерах государственного регулирования, которые получили положительный опыт в зарубежных государствах. Так, во многих государствах на законодательном уровне закреплены требования о снижении энергопотребления бюджетными и регулируемыми организациями, по обязательной маркировке энергетической эффективности энергопотребляющей продукции, предусмотрены меры налоговой и бюджетной поддержки лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, созданы условия для развития энергосервисных компаний.

— Опыт каких государств более всего подходит к российским условиям?

— В каждой стране есть свои уникальные компетенции. Нидерланды, например, преуспели в области применения светодиодных ламп. Финляндия успешно занимается повышением эффективности централизованного теплоснабжения, что очень актуально для России. Интересные проекты по утилизации вторичных отходов (лесной промышленности, сельского хозяйства, а также бытового мусора) и перевода их в энергию тепла осуществляются в Швеции. В Корее накоплен уникальный опыт в области модернизации сложных промышленных комплексов. Таким образом, мы собираем передовой опыт со всего мира, чтобы представить его в своей информационной системе — с подробным описанием проектов, технологий, сроков реализации, названиями фирм, которые могут выступать в качестве партнёров.

— В рамках повышения национальной энергобезопасности зарубежные государства активно занимаются развитием альтернативной энергетики, то есть широко используют возобновляемые источники энергии. Насколько это актуально для России?

— В отличие от европейских государств, в России использование возобновляемых источников энергии не является альтернативой традиционной энергетике. В энергобалансе России доля возобновляемой энергетики, не считая крупных гидроэлектростанций, составляет менее одного процента, тогда как, например, в Германии и ряде других европейских стран она почти достигла своего пика.

Возобновляемые источники — это хорошо, но они тоже имеют существенные ограничения: в балансе страны они могут составлять не более 20%. Развитие малой энергетики оказывает существенное влияние на формирование балансов, управление сетями, резервирование энергии. Одна из причин создания «умных сетей» (Smart Grid) связана с требованиями быстро развивающегося энергорынка, где активно разрастается сегмент малой генерации. В России при участии Российского энергетического агентства сформирована Технологическая платформа «Малая распределённая энергетика», которая даст импульс к развитию малой энергетики в нашей стране и поможет увязать все нити энергорынка в единую безопасную и эффективную систему.

— В последнее время опять заговорили о необходимости использования различных видов энергетических ресурсов, в том числе биотоплива. Как вы считаете, насколько актуален этот вопрос для нашей страны?

— Биоэнергетика — одно из наиболее перспективных направлений. В последние месяцы интерес к ней стремительно растёт. Мы сформировали сильную команду, которая занимается вопросами развития биоэнергетики, запустили несколько пилотных проектов в регионах, создали координационный центр, провели ряд круглых столов и конференций по этой теме. В ближайшее время ждём голландскую делегацию во главе с премьер-министром, которая приедет для обсуждения вопросов по биоэнергетике.

Важность этой темы оценена и на самом высоком государственном уровне: недавно в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве в этой области между Минсельхозом России и Минэнерго России.

И все же я считаю, что потенциал биоэнергетики ещё недооценен. У нас огромное количество биоотходов, которые можно превращать в электроэнергию и тепло, что для такой холодной страны, как Россия, особенно актуально. Огромный пласт биоресурсов заложен в сельском и лесном хозяйствах. Круглый год у нас бушуют лесные пожары — горит мусор. Мы как-то привезли в обычный российский лес делегацию из Китая, так они поразились, сколько невостребованного добра у нас валяется. Говорят: «Давайте пришлем вам миллион китайцев — они весь мусор соберут. Это же такое ценное энергосырье!».

А если серьёзно, биоэнергетика даёт не только экономический, но и огромный синергетический эффект. Однако необходимы эффективные технологии и желание конкретных людей воплощать конкретные проекты. Рассказать людям, где и что можно приобрести, какой эффект получить от того или иного проекта — тоже задача Российского энергетического агентства.

— Еще один вопрос касается развития совершенно новой подотрасли в энергетике — создания инфраструктуры для электромобилей. Как вы считаете, будут ли востребованы электромобили в нашей стране?

— Безусловно, будут. В первую очередь в мегаполисах и крупных городах. Сейчас мировые автопроизводители выпускают миллионы электромобилей. Но они пока стоят значительно дороже обыкновенных автомобилей. Причём половину стоимости составляет сама батарея. Однако время идёт, технологии совершенствуются, продукция становится дешевле. И скоро цена электромобиля сравняется со стоимостью автомобиля, их популярность возрастёт. Потребуется мощная и удобная инфраструктура для заправки электромобилей. Первый пилотный проект по созданию зарядных станций для электротранспорта будет осуществлён до конца текущего года в Москве.

Российское энергетическое агентство совместно с МОЭСК является главным координатором и организатором этого проекта. Уже выбрана фирма для реализации проекта. До конца года будет построено 28 зарядных станций, куплено 8 электромобилей. Очень интересна сама бизнес-модель, которую планируется осуществить в России. Дело в том, что все электромобили, которые выпускаются в мире, оснащены несъёмными батареями. Это подразумевает, что обязательно нужно время на заправку. А это от 15 минут до 6—7 часов. Но российский автомобилист не умеет ждать, и с этим приходится считаться. Поэтому необходимо предусмотреть производство транспорта со съёмным аккумулятором, который можно при необходимости менять.

Отдельный вопрос — повышение энергетической эффективности общественного транспорта. Мы запустили программу, согласно которой в десяти российских городах будет модернизирован городской электротранспорт. В результате модернизации энергопотребление троллейбусов и трамваев будет снижено на 30%.

Развитие электротранспорта позволит существенно снизить эксплуатационные затраты на содержание автомобилей, улучшит экологическую ситуацию в городах, ведь 80% всех вредных выбросов приходится на автотранспорт. А автовладельцам и компаниям, использующим электромобили, даст огромную экономию — зарядка стоит 10 рублей, а хватает её на 150 километров. Эти цифры говорят сами за себя.

— Спасибо за беседу. Успехов вам.


Беседовала Людмила Юдина

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно