Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Новый статус – старая школа

— Сергей Владимирович, МЭИ победил в конкурсе на получение категории «Национальный исследовательский университет». Что для института значит эта победа и долго ли вы к ней шли?

— Это звание, безусловно, для нас очень значимо, как и для всех других вузов. Сейчас идет процесс реформ в образовании, и постепенно выделяются высшие учебные  заведения разного уровня и статуса. Всем хорошо известно, что в нашей стране есть два главных университета — Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Они имеют особый статус. Это наши самые передовые вузы. Создана также система федеральных университетов, которая определяет в основном подготовку людей с высшем образованием на региональном уровне. Следующий уровень — Национальный исследовательский университет, сегодня таких заведений немного, сюда же вошел и МЭИ. Можно сказать это лучшие, элитные вузы России. Получение нового  статуса позволит изменить материально-техническую базу, привлечь различные организации, науку, для того чтобы воспитать хороших специалистов, образование которых будет отвечать современному уровню. Мы шли к этому долго, наверное, все 80 лет своего существования. Однако я считаю, что МЭИ всегда входил в число ведущих вузов и Советского Союза, и России. Важным периодом для института были 2007 и 2008 годы, когда МЭИ в числе пятидесяти семи российских вузов освоил инновационные образовательные программы. Я думаю, что это был самый главный шаг к тому, чтобы получить нынешний статус воспитать хороших специалистов — Национальный исследовательский университет.

— Как изменится работа МЭИ после получения нового статуса?

— С повседневной точки зрения, она, скорее всего, останется прежней. Но изменятся возможности, которые  будут у наших лабораторий, кафедр, ученых. Мы сможем проводить научные исследования не только на уровне, соответствующем какой-то отрасли российской экономики, но и в мировом масштабе. А для этого нужно будет закупить хорошее оборудование, преподавателям и сотрудникам — пройти довольно серьезную подготовку по работе с этим оборудованием, изучить передовые направления обработки результатов, то есть сделать все для того, чтобы наши специалисты и наша наука вышли на мировой уровень.

— Известно, что МЭИ одним из первых стал практиковать обучение «по обмену». Как обстоят дела с этим направлением сегодня? Выезжают ли ваши специалисты за рубеж?

— Мы не практикуем выезд специалистов, но хотим, чтобы те ребята, которые оканчивают наш институт, могли найти себе применение на рынке труда не только в России, но и за рубежом. И таких примеров много. Недавно был конгресс выпускников советских и российских вузов, который проходил в Берлине. Я задал вопрос аудитории: «Как оценивают на Западе российское техническое образование?» Абсолютно у всех была положительная оценка. Это говорит о том, что техническое образование в России достаточно сильное. И сейчас у нас появилась возможность его еще усилить. Это одно из главных направлений. Сегодня студенты направляются на включенное обучение, выполнение практических работ, дипломных проектов, аспиранты стажируются за рубежом, но главная наша задача не сам факт «обмена», а возможность большинству выпускников найти себя на том рынке труда, на который они хотят прийти. А мы всего лишь помогаем им стать специалистами высокого уровня.

— Насколько престижно сейчас для молодежи быть энергетиком? Почему они выбирают эту сферу деятельности, и какое место она занимает в списках «самых востребованных профессий»?

— Выпускники школ не всегда хорошо себе представляют, что энергетика — это не только станции и трубы. Это гораздо шире. Сюда относятся, например, нанотехнологии, за которыми будущее. В последние годы изменения происходят в сознании молодежи и родителей. В этом году число абитуриентов свидетельствует о том, что энергетические специальности стали чрезвычайно популярными.

— Какие специальности более всего востребованы?

— Наибольшее количество заявлений подано в Институт электроэнергетики. Это такие направления, как электрические  станции, релейная защита и автоматизация, электроснабжение промышленных предприятий. Эти специальности  действительно востребованы среди абитуриентов и конкурс на них большой.

— Абитуриент МЭИ, кто он? Насколько подготовленными приходят  сегодня выпускники? Могут ли они поступить в вуз, опираясь на знания, полученные в школе, или их недостаточно и надо заниматься на подготовительных курсах?

— Этот вопрос интересует всех, особенно в последнее время, когда абитуриент экзамены не сдает, а лишь приносит результаты ЕГЭ. Действительно, такая проблема сейчас существует, поэтому мы стараемся работать со школьниками. В Москве есть лицей, который так и называется — Лицей энергофизического профиля.  Ученики этого лицея составляют треть набора в МЭИ. Во многих московских  школах мы проводим работу с будущими абитуриентами, рассказывая им о наших специальностях, дальнейшей работе, то есть ориентируем ребят на выбор энергетических специальностей. Однако проводить эту работу по всем российским регионам невозможно, поэтому в основном это Москва и Подмосковье.  Но несмотря на это, в МЭИ приезжает молодежь из Северного Кавказа, Бурятии и других регионов России.

— Сегодня мнение о ЕГЭ остается по-прежнему неоднозначным. Каково ваше отношение к этой форме поступления. Проанализируйте, пожалуйста, две учебные картины — то, что было до ЕГЭ, и то, что есть сейчас. Плюсы и минусы.

— Уровень абитуриента определяется подготовкой и знаниями, которые не всегда могут быть проверены ЕГЭ. По моему мнению, ЕГЭ — это нормальная система, которую придумали, чтобы оценивать знания выпускника. Но мне кажется, что у вуз должны быть иные возможности, чтобы понять, насколько человек мыслит творчески, насколько он подготовлен к будущей работе. Это не значит, что мы собираемся проверять электродинамику или термодинамику, ведь для того, чтобы понять, насколько творчески человек мыслит, достаточно прочитать его сочинение, а ведь сегодня его практически не пишут. Есть много нюансов, которые говорят о том, что подготовка школ — это подготовка, а ЕГЭ — это ЕГЭ. Не хочу обижать учителей, но в последнее время подготовка, к сожалению, хромает. Приходят ребята не с тем уровнем знаний, который был десять, пятнадцать, двадцать лет назад. Сегодня нужно анализировать ситуацию и, возможно, проводить серьезную работу со школами.

— Раньше студенты учились в институтах пять лет, а затем по распределению  направлялись на работу. Сейчас ситуация кардинально поменялась. Многие идут работать уже на первом-втором курсах, чтобы по окончании института выйти хорошим специалистом и не остаться без работы. Насколько сложно выпускнику найти работу и как вуз относится к работающим студентам?

— По моим оценкам, наши ребята работают с третьего курса. Когда сегодня  в институт приходят работодатели, мы советуем им обращать внимание на третьекурсников, потому что большинство выпускников уже давно нашли себе работу.

Мое мнение таково: если ты пришел учиться на дневное отделение, то должен посвятить себя учебе. А если ты работаешь,  пусть даже по специальности, это уже вторично. Я убежден, что студенты за рубежом именно так и поступают. Они ставят перед собой главную цель — получить знания. А деньги на жизнь зарабатывают в выходные или летом. Они не пропускают семинары и лекции, потому что знания в будущем создадут им большие возможности для получения хорошего рабочего места в компании. Наша жизнь все еще перестраивается,  несмотря на то, что прошло много времени. В России изменились экономическая  ситуация и мысли в головах людей. Однако по-прежнему есть и такие студенты, которым важнее работа, а не учеба. Они думают, что можно получить знания по технической специальности дистанционно или из Интернета. Но это невозможно. Надо уметь делать лабораторные  работы, глубоко изучать и теорию, и практику. Если же работа не мешает учебе, то я совсем не против, пусть трудятся.

— С какими энергетическими компаниями  сотрудничает МЭИ? Заинтересованы  ли они в том, чтобы брать молодых специалистов?

— Если говорить о сотрудничестве, то самое тесное сотрудничество у МЭИ с Министерством энергетики РФ. Более того, министр энергетики Сергей Иванович Шматко является председателем попечительского совета института. Среди энергетических компаний у нас есть много партнеров, с которыми заключены договоры. Это такие компании, как ИНТЕРРАО, ОАО ФСК ЕЭС, ряд объединенных или оптогенерирующих компаний, Мосэнерго. В ближайшее время планируется установить тесный контакт с РусГидро — заключить договор  о взаимодействии и выполнении научных работ. Сотрудничество с компаниями — процесс развивающийся. Надеюсь, что будем сотрудничать и с другими энергетическими компаниями.

— В МЭИ есть уникальная практическая  система — лаборатории и ТЭЦ! Планируется ли в ближайшее время внедрение в учебный процесс других практических инновационных систем?

— В ближайшее время планируется закончить создание нашего наноцентра. Закуплено много оборудования, и сейчас очень важно развивать это направление. Если же говорить о ТЭЦ, то, помимо ее реконструкции и развития,  необходимо создать лабораторию, которая бы занималась экологическими проблемами. У нас в планах разработка системы мониторинга за тем, как изменяется окружающая среда вблизи и на расстоянии от ТЭЦ, например в районе Лефортово. Также предполагается развивать направление, связанное с радиотехникой и электроникой. Хочется, чтобы в предстоящий период времени, а нам определено на использование государственных средств пять лет, сделать грандиозные,  прорывные вещи, связанные с различными областями.

— Скоро МЭИ празднует юбилей. Каковы планы института на будущее? Как вы планируете оправдывать новый статус и развивать науку?


— Науку оценивают сейчас по-разному, когда говорят о разработках и когда говорят о деньгах. Если говорить о деньгах,  то МЭИ всегда находился в десятке крупнейших вузов России по освоению финансовых средств. Основные наши заказчики — это не государство, а предприятия,  которые, как раз не являются министерствами и ведомствами. Серьезно  мы работаем и с зарубежными компаниями, поставляя туда некоторые виды нашей научной продукции. И в этом смысле база у нас очень хорошая. Но мы видим, что по целому ряду направлений нам нужно ее совершенствовать. Интересно работать с тем, кто является нашим стратегическим партнером. И наиболее сильно будут развиваться исследования по таким направлениями, как Smart grid, распределительные сети и другие направления, связанные с электроснабжением городов и предприятий. Другое направление, на котором мы предполагаем трудиться, — это энергоэффективность и энергосбережение. И я убежден, что это будет важным направлением в наших разработках.


Беседовала Ольга МИХЕЕВА

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+