Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

О новой технической политике Холдинга МРСК

— Владимир Алексеевич, почему в ОАО «Холдинг МРСК» вообще возникла потребность в создании собственной технической политики?

— Выход России из кризиса ознаменовался новым витком повышенного спроса на электрическую энергию и доступа к сетевым мощностям. Значительное увеличение объёмов инвестиционных программ распределительных сетевых компаний, стимулированное переходом на RAB-метод тарифного регулирования, привело к необходимости уточнения требований, предъявляемых к оборудованию, материалам и технологиям, которые применяются в процессе строительства и реконструкции электросетевых объектов. Дополнительным стимулирующим фактором явилась принятая на уровне государства стратегия перехода отечественной энергетики на новый, более качественный уровень: внедрение энергоэффективных технологий, «умных сетей» и т.д. Своё влияние оказали в какой-то мере и результаты расследований причин различных технологических нарушений в работе сетей, произошедших за последние несколько лет. Не стоит сбрасывать со счетов и накопленный за последние годы опыт применения сетевыми компаниями продукции отечественных и зарубежных производителей. Как показала практика, не всегда новые и широко рекламируемые технические решения являются достойной заменой пусть старому, но длительно и надёжно работающему оборудованию.

— В 2006 году было разработано и утверждено «Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» в распределительном электросетевом комплексе». До сих пор для распределительных сетевых компаний это был основной и, пожалуй, единственный документ, определяющий техническую политику. Создаваемый Вами документ — это корректировка той технической политики или нечто новое?


— Сопоставляя такие факты, что в 2008 году распределительные электрические сети были переданы из управления ОАО «ФСК ЕЭС» в ОАО «Холдинг МРСК», а в число разработчиков нового Положения о технической политике входят и авторы упомянутого вами документа, можно на первый взгляд подумать, что речь идёт действительно о его корректировке. Тем не менее это не совсем правильно.

В своей работе мы, безусловно, опираемся на предыдущие разработки, анализируем их через призму накопленного в сетях опыта и используем  только самые лучшие во всех смыслах решения. Но, помимо «чистки» ранее разработанного документа, производятся более глубокие изменения как в его структуре, так и в общем порядке применения на практике. В конечном итоге нами будет разработан документ, который должен учитывать положительный отечественный и зарубежный опыт эксплуатации электросетевых объектов, а также современные тенденции технического развития распределительного сетевого комплекса на период до 2020 года. Таким образом, я с полным правом могу сказать, что мы создаём качественно новый документ.

— Какие же нововведения мы в нём увидим?

— В целом новое Положение о технической политике содержит комплекс решений и организационных мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие распределительного сетевого комплекса в ближайшей и среднесрочной перспективе, а также направленных на повышение сетевой надёжности и энергоэффективности, внедрение энергосберегающих технологий и современного оборудования, изделий и материалов.

В процессе разработки новой технической политики были проанализированы не только техническая политика ОАО «ФСК ЕЭС», но и аналогичные документы в региональных сетевых компаниях, требования ОАО «СО ЕЭС», инновационные решения в этой области и основные тенденции по совершенствованию оборудования и технологий.

В результате проведенной работы техническая политика дополнилась такими новыми направлениями, как:
• организация надёжного электроснабжения мегаполисов;
• построение активно-адаптивных сетей;
• технические требования к схемам выдачи мощности объектов малой генерации;
• комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объектов распределительного сетевого комплекса;
• основные требования к созданию единой системы стандартов управления проектной документацией.

Значительно большее развитие в данной редакции получили разделы, посвящённые построению распределительных электрических сетей по магистральному принципу, формированию перспективных схем развития сетей различных уровней напряжения. Кроме того, в рамках данной работы уточнены отдельные понятия и, в частности, конкретизировано понятие «закрытых* центров питания».

Также на основе опыта эксплуатации сетей особое внимание уделяется вопросам предотвращения образования гололёда, методам борьбы с коммерческими потерями в сетях, способам расчёта оптимального количества и эффективного использования аварийных запасов оборудования и материалов.

— Современная промышленность год от года предлагает различные инновационные решения для построения надёжных и эффективных электрических сетей. Что из отечественных и зарубежных новинок предлагает нам использовать новая техническая политика?

— Действительно, на рынке сейчас достаточно много интересных и заманчивых предложений. При создании оборудования и изделий для применения на объектах электроэнергетики приоритет отдаётся инновационным разработкам и технологиям, а также последним достижениям в области промышленности, микроэлектроники, информационных технологий и даже нанотехнологий.

Но, к сожалению, как показывает практика, не всегда применение новейших разработок в каком-либо продукте даёт идеальное сочетание и соотношение качества, надёжности, долговечности, простоты эксплуатации, соответствия климатическим требованиям и стоимости. В этом отношении мы с большой осторожностью подходим к выбору наиболее полно отвечающих этим требованиям решений. Для того, чтобы получить рекомендации к применению в рамках технической политики, данная продукция должна пройти серьёзную проверку в «полевых условиях», заслужить рекомендации персонала, эксплуатирующего электроустановки.

К примеру, в свете последних природных явлений в рамках технической политики для районов повышенного гололёдообразования рекомендовано применение проводов ЛЭП, выполненных из композитных материалов с использованием специальных технологий, улучшающих их аэродинамику и препятствующих налипанию гололёда, а также обладающих повышенными прочностными характеристиками.

А вот применение полимерных опор в массовом порядке мы считаем пока преждевременным. Несмотря на заманчивость предложения до конца не изучено поведение материалов данных опор в российском климате, влияние на их свойства солнечной радиации, различного рода техногенных воздействий. В связи с этим технической политикой рекомендуется применение такого вида опор только как быстромонтируемых при аварийных ремонтах с последующей их заменой в плановом порядке на опоры традиционной конструкции.

— Вы упомянули про изменения, которые коснутся вопросов применения нового положения о технической политике на практике. Что имеется в виду?


— На мой взгляд, предыдущее положение о технической политике 2006 года было для своего времени достаточно полным документом, предоставляющим большую свободу выбора для технического персонала электросетевых компаний. Сделано это было сознательно, так как предполагалось, что её уточнение и адаптация для конкретных условий отдельных регионов будут происходить посредством издания местных приказов, распоряжений и регламентов.

Однако чёткая система организации процесса в то время выстроена не была и сетевые компании в основном ограничились редактированием данного документа с учётом сложившейся в МРСК специфики и утверждением его локальных версий на советах директоров.

Сейчас же, наряду с разработкой самого документа, решаются вопросы организации процесса его уточнения в рамках отдельных МРСК. После утверждения основного документа на уровне холдинга в каждой отдельно взятой МРСК должен состояться выбор наиболее оптимальных решений из предлагаемого спектра, целесообразных к применению в конкретных регионах присутствия сетевой компании. Предполагается, что функции адаптации данного положения о технической политике к конкретным региональным условиям будут возложены на научно-технические советы (НТС) МРСК. Анализ спектра решений, предлагаемых технической политикой, и выбор наиболее оптимальных для данной территории — наиболее приоритетная задача для НТС МРСК на ближайший год.

— То есть Вы предлагаете спектр решений, а вопросы принятия или непринятия их отдаёте на откуп в регионы?

— Не совсем так. Действительно, выбор наиболее оптимальных решений для региона — прерогатива НТС МРСК. На местах всегда лучше знают региональную специфику: структуру и качественный состав электросетевого комплекса, локальный рынок услуг строительно-монтажных и проектных организаций, поставщиков оборудования и материалов, присутствующих в регионе.

Страна у нас большая и специфика регионов разная. Где-то высокая концентрация промышленных предприятий и высокая степень загрязнённости, оказывающая негативное влияние на изоляцию оборудования, в каких-то регионах никогда не знали, что такое гололёд на проводах, а в иных районах можно строить сети только зимой, так как летом там непроходимые болота… Каждая региональная энергосистема исторически строилась по своим законам с учётом своей специфики с применением преимущественно продукции местного производства. Даже в рамках одной МРСК сегодня мы имеем картину, когда в одном регионе традиционно применяются баковые выключатели, а в другом, соседнем — колонковые и т.д.

Основными функциями ОАО «Холдинг МРСК» в данной области будут организация процесса реализации технической политики и координация действий МРСК при выборе конкретных технических решений.

— Действительно, разумно. А принимают ли участие МРСК в разработке этого документа?


— Конечно! Когда мы по заданию ОАО «Холдинг МРСК» начинали разработку данного документа в 2010 году, была создана рабочая группа из представителей технического блока многих МРСК. Люди, непосредственно работающие «на земле», ещё на начальной стадии разработки давали нам рекомендации о том, какие решения приживутся в сетях, а какие изначально являются неперспективными.

На первой итерации разработки и согласования положения технические структуры всех МРСК проявили активнейшее участие. За месяц обсуждения проекта документа мы получили несколько сотен вопросов и предложений. Все они были внимательно изучены и избирательно учтены в дальнейшей работе.

— Когда же выйдет окончательная редакция документа?

— Сейчас у нас заканчивается вторая итерация согласования проекта Положения. Мы рассчитываем, что та большая работа, которую мы совместно провели на первом заседании НТС, позволила минимизировать количество ошибок и недочётов. Думаю, что новых вопросов и замечаний будет меньше.

Вторая редакция «Положения о технической политике ОАО «Холдинг МРСК» в распределительном сетевом комплексе» должна быть вынесена на обсуждение расширенного заседания НТС ОАО «Холдинг МРСК» и затем уже окончательная редакция данного документа будет представлена на утверждение совета директоров холдинга.


Беседовал Александр Павлов


* Для технологического присоединения. (Прим. ред.).

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+