Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Материалы RusCable.Ru

Объединяя усилия инфраструктурных отраслей и регионов на благо развития экономики

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной экономики, представляя собой ее неотъемлемую часть. На современном этапе развития российской экономики, роль инфраструктуры в этом секторе увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования. В современной экономике развитие инфраструктуры приобретает решающее значение. Оно создает возможности для максимально полного удовлетворения запросов потребителей — как промышленных, так и бытовых. Строительство энергетической, городской, телеметрической, социальной, финансовой, транспортной инфраструктуры позволяет людям реализовать свои планы, стимулирует развитие нового бизнеса, новых технологических решений, привлекает инвестиции и квалифицированных специалистов. Технологии big data и другие «умные» технологии позволяют точнее планировать развитие инфраструктуры, ориентируясь на спрос, в том числе — потенциальный. Большой вклад в развитие инфраструктуры вносят регионы, хорошо знающие свои потребности.

Проблемы, выведенные и озвученные на пленарном заседании «Объединяя усилия инфраструктурных отраслей и регионов на благо развития экономики», прошедшего в рамках Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» (РЭН), коснулись растущих инвестиций в естественные монополии. Это, в своем результате, привело к повышению тарифов. Реформа электроэнергетики, проведенная в свое время Анатолием Чубайсом, оказалась неэффективной. Тарифы возросли, а обещанных инвестиций электроэнергетики так и не дождались. Между тем, изначально ставилась цель — с помощью реформы добыть денег на модернизацию электроэнергетической отрасли. Конечно, самой очевидной причиной роста тарифов является произвол естественных монополий, а так же отсутствие контроля со стороны государства. Но, на самом деле, рост тарифов был фактически санкционирован самим правительством. В частности, одним из условий вступления России во Всемирной торговой организации (ВТО) являлось повышение тарифов на газ для внутренних потребителей до мирового уровня.

 «Все инфраструктурные монополии Москвы — крупнейшие мировые городские монополии: Мосводоканал, Мосгаз и другие. Мы от них зависим, но постоянно потакать растущим запросам монополий тоже нельзя. Переинвестирование монополий приводит к резкому повышению тарифов, что ложится на плечи потребителя и тормозит экономику. Задача города — выстроить баланс между крупнейшими монополиями, сетевой инфраструктурой и потребителями», — об этом сообщил мэр столицы Сергей Собянин в ходе пленарного заседания.

Угроза падения доходов в связи со снижением мировых цен на нефть


Стоимость нефти, как и других основных энергетических ресурсов, имеет прямое влияние на экономические процессы в мире. Значительное падение цен на нефть для стран-потребителей стало благом, а для экспортеров чуть ли не катастрофой. Мировой кризис тормозит развитие экономики, тем самым снижая спрос на нефть, а вместе с тем и её цену.

Доходы от нефтяной отрасли составляют существенную часть бюджета России. Хотя, доля выручки от реализации нефти и газа за рубеж не превышает 50% ВВП.
Но при этом нужно учесть, что многие сектора в других отраслях, финансируются именно за счет «нефтяных» денег. Таким образом, от величины выручки, от реализации нефти прямо зависит финансирование других отраслей экономики, а значит, и их доходность. Как видим, реальный объем косвенного влияния нефтегазоносной отрасли на всю экономику России действительно превышает 50%.

 «Рост потребления нефти и доминирующее положение двигателей внутреннего сгорания нас успокаивают. Но, к сожалению, по прогнозу МВФ к 2040 году цена на нефть составит 40 долларов за баррель. Конечно, потребление нефти не исчезнет, технологии позволяют добывать ее во все более сложных месторождениях, и цена в 15 долларов — не то, что может устроить нашу страну. В течение ближайших двадцати лет нефть может стать “новым углем”», — прокомментировал эту тему Герман Греф, председатель правления Сбербанка России.


Экономия за счет внедрения инструментов энергосбережения


Власти Москвы прогнозируют, что экономия от повышения эффективности энергопотребления к 2020 г. оставит около 40% по сравнению с 2010 г., благодаря городской политике взаимодействия между энергетическими компаниями и потребителями.

«Задача города — выстроить баланс между крупнейшими монополиями сетевой инфраструктуры и потребителями. С одной стороны, мы не должны убивать ни в коем случае инфраструктурную компанию, давать оптимальный тариф, чтобы он развивался. С другой стороны, быть на стороне потребителей и смотреть на качество услуг и на объемы затрат, которые монополия «вколачивает» в ту или иную инфраструктуру, чтобы не повышался тариф. Должен сказать, что благодаря этим, достаточно грамотным, действиям в течение всего периода в Москве на четверть снизилось энергопотребление Валового регионального продукта. И мы видим, что к 2020 г. по сравнению с 2010 г., эта экономия составит около 40%. Это означает миллиарды и миллиарды рублей, сэкономленные как жителями города, так и промышленными предприятиями», - высказал свое мнение на это счет Сергей Собянин.

Генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский в рамках дискуссии на пленарном высказал свое мнение о поиске баланса между строительством инфраструктуры опережающего развития и экономической эффективностью. Он отметил особую важность доступности присоединения новых мощностей, однако не за счет раскручивания инфляционной спирали.

«Любая монополия должна опережающими темпами строить инфраструктуру, чтобы обеспечить доступность присоединения и не сдерживать развитие экономики. В стоимости любого товара есть электроэнергия. Монополия должна быть социально ответственной. Раскручивать инфляционную спираль за счет повышения тарифов можно легко. А для экономики важна предсказуемость. Значит, тарифы должны быть справедливыми и предсказуемыми», — Павел Ливинский.


Инвестиции в «зеленую энергетику»


Уже сейчас частные инвестиции в альтернативную энергетику показывают быстрый рост. Согласно недавнему исследованию фонда Pew Charitable Trusts, мировые инвестиции в альтернативную энергетику выросли в течение 2010 года на 30% и составили $243 млрд. По сравнению с низким уровнем 2004 года рост составил 630%. На первое место по инвестициям в «зеленую» энергетику в прошлом году вышел Китай с $54,5 млрд, из которых $45 млрд пришлись на энергию ветра. Главный мировой потребитель энергии, Китай является лидером и по запланированному вводу мощностей не только в атомной, но и в «зеленой» энергетике. К тому же в Китае в прошлом году было произведено более половины всех ветряных турбин и солнечных панелей в мире. Китай собирается активно развивать солнечные парки, в 2020 году их мощность должна составить 20 гигаватт. Не так давно Жэнь Дунминь, член комиссии по национальному развитию и реформам Китая, заявил, что Пекин намерен скорректировать эти планы и развивать солнечную энергетику еще быстрее.


«Китай становится основным инвестором в зеленую энергетику. В ближайшие три года он инвестирует 360 миллиардов в возобновляемые источники энергии. Это не может не дать взрыва в технологиях. Солнечная энергия по стоимости сравнялась с традиционными источниками энергии. И в ближайшие 5 лет прогнозируется ее удешевление еще на 25%», — прокомментировал Герман Греф.

Ключевые выводы пленарного заседания


1) Было отмечено, что Россия на сегодняшний день является одной из передовых стран по инвестициям в инфраструктуру.

«Около 3,5% мирового ВВП, 3 триллиона долларов, тратится ежегодно на развитие инфраструктуры. Россия — одна из передовых стран по расходам на инфраструктуру (4,5% ВВП, 70 миллиардов долларов), тогда как в США — 2,4%, ФРГ — 2%», — пояснил Министр энергетики РФ Александр Новак.

2) Инфраструктура должна удовлетворять потребности растущего населения городов

«Доступность особенно важна для крупных городов. Сегодня уровень урбанизации в России и так велик, а по прогнозам к 2040 году количество городского населения вырастет еще на 20%. Основной упор надо сделать на удовлетворении растущих потребностей городов», — Павел Ливинский.

3) Понятие инфраструктуры становится все более широким

«Технологии — это то, что сегодня дает пропуск в инфраструктуру. Понятие инфраструктуры становится все более широким и охватывает большое количество сервисов. В цифровом мире есть понятие инфраструктура как сервис и софт как сервис. Инфраструктурные вещи, под которыми раньше подразумевались сети, провода, коммутаторы и так далее, переходят в мир программных вещей. «Яндекс» и Google стали инфраструктурными компаниями», — Герман Греф.

4) Доступ к энергии — базовая потребность человека

«Наша компания хочет быть уверена в том, что каждый человек на планете имеет доступ к энергии. Мы проводим значительные инвестиции в софт, связанный с менеджментом энергии и диджитализацией, чтобы
электричество было доступно каждому всегда и повсеместно
», — Петр Хервек, исполнительный вице-президент по промышленности Schneider Electric.

Участники панельной дискуссии сошлись во мнении, что в современной экономике развитие инфраструктуры приобретает решающее значение.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Таким образом производственная инфраструктура приобрела свое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности и создает оптимальные возможности для удовлетворения запросов потребителей — как промышленных, так и бытовых.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно