Усть-Кут – небольшой город на реке Лена. В полутысячи километров к югу расположен Иркутск, а до Байкала на автомобиле можно доехать за 7 часов. Здесь, в Восточной Сибири, ООО «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ») строит электрическую подстанцию «ПС 500 кВ Усть-Кут». В будущем она станет частью энергомоста, связывающего Сибирь и Дальний Восток.
Сжатые сроки строительства и сложный климат – привычные условия работы для прораба ООО «ЛЭМ» Антона Ивановича, работающего в Усть-Куте с лета 2018 года. Он рассказал о рабочих буднях и поделился фотографиями со стройки.
Антон Иванович родился и вырос в городе Черкесске в Карачаево-Черкесской Республике, получил 2 высших образования по специальностям «строитель» и «инженер». Живёт вместе с семьёй в Краснодаре.
На предыдущих проектах ООО «Ленэлектромонтаж» Антон Иванович был одним из строителей энергомоста, связавшего Крым с материковой Россией. К работе над объектом «ПС 500 кВ Усть-Кут» он пришёл в должности производителя работ (прораба).
Антон Иванович вместе с коллегами отвечает за организацию строительно-монтажных работ на объекте: от разработки котлована до полной готовности зданий и сооружений.
Антон Иванович приехал в Усть-Кут в июне 2018 года поздно ночью. Путешествие из Краснодара заняло целый день и сильно вымотало. Также пришлось подстраиваться под новый часовой пояс – разница во времени составляет 5 часов.
Природа Восточной Сибири поразила Антона Ивановича своей красотой с первого дня. Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена, по обеим сторонам города – возвышенности, а за ними – бескрайняя тайга. Город окружён холмами и густым лесом.
Со стороны Лена казалась спокойной рекой, но это только на первый взгляд. Течение у неё сильное, как у горной реки. Неподготовленного человека поток унесёт далеко по течению. Вода всегда холодная, зато бодрящая.
Зимой температура в городе опускается до -40 °C, а летом, как правило, не превышает +20 °C. Ветер есть всегда. Подстанция находится на возвышенности, поэтому часто дует с нескольких сторон.
Условия для строительства непростые, однако команда ООО «Ленэлектромонтаж» должна справиться. Подстанция станет частью энергомоста, а от него зависит развитие ряда территорий востока России.
Основной источник энергии в регионе – Усть-Илимская и Братская ГЭС. От них электричество передаётся на восток в направлении Байкало-Амурской магистрали (БАМ). С введением новых производств и развитием инфраструктуры пропускная способность существующей линии электропередач 220 кВ оказалась недостаточной. Это ограничивает развитие части территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Строящаяся «ПС 500 кВ Усть-Кут» вместе с дополнительными линиями электропередачи решит несколько задач:
появится возможность для развития предприятий по добыче полезных ископаемых в Иркутской области, Забайкальском крае, южной Якутии и объектов системы поставки нефти «Восточная Сибирь — Тихий океан»;
улучшится связь энергосистем Сибири и Дальнего Востока;
больше не будет факторов, сдерживающих развитие БАМа и сопутствующей инфраструктуры.
ООО «Ленэлектромонтаж» строит «ПС 500 кВ Усть-Кут» в сжатые сроки. Начав строительно-монтажные работы в июне 2018 года, компания должна завершить основной объём работ к концу 2018 года. Рабочий день начинается в 7 утра и заканчивается в 8 вечера. Выходных нет. Одно время работали в две смены.
Успех проекта зависит от слаженного труда команды. В строительстве подстанции задействовано более 260 специалистов: профессиональные бетонщики, каменщики, плотники, механики, машинисты, стропальщики, монтажники, электромонтажники, электрогазосварщики, производители работ и инженеры. В работе задействовано 20 единиц собственной и более 30 арендованной техники.
Без полной самоотдачи каждого сотрудника сделать подобный проект невозможно. Рабочие, задействованные в строительстве, трудятся как единый механизм. Каждая его часть своевременно и качественно выполняет свою работу.
Для каждого рабочего и инженера Сибирь подготовила своё испытание. Антон Иванович напоминает, что географически Усть-Кут удалён от основных поставщиков материалов и оборудования, используемых при строительстве подстанции. Это накладывает дополнительную ответственность на снабженцев и логистов ООО «Ленэлектромонтаж». Чтобы строительство продолжалось, материалы и оборудование должны приходить в срок.
Специальный транспорт добирается до подстанции с трудом. Объект строится на возвышенности в трёх километрах от Усть-Кута, к нему ведёт одна крутая и не асфальтированная автомобильная дорога. Осенью даже гусеничная техника скользит по мокрой глине, а с приходом морозов катается по ледяной корке как на лыжах. Из-за особенностей ландшафта тягачи с полуприцепами, загруженными строительными материалами, могут застрять в любую погоду. Во время сильных морозов гидравлические системы управления автомобильных кранов и экскаваторов выходят из строя.
С ландшафтом связана ещё одна трудность. Под землёй много скальных пород. Они крепкие, поэтому вызывают трудности при разработке котлованов и забивке свай.
Как заметил Антон Иванович, сложности преодолеваются благодаря профессионализму, трудолюбию и самоотверженности работников ООО «Ленэлектромонтаж». Техника может выйти из строя, а погода – устроить очередное испытание на прочность. Но несмотря ни на что, люди продолжают трудиться, ведь, в том числе и от них зависит развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
ООО «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ») – крупный российский строитель электросетевой инфраструктуры. Компания строит и реконструирует электрические подстанции, воздушные и кабельные линии электропередач, волоконно-оптические линии связи. В штате компании числится более 1200 рабочих и инженерно-технических работников, на балансе – более 200 единиц техники.
За прошедшие четыре года ООО «ЛЭМ» своевременно и качественно реализовало такие крупные электросетевые объекты, как «ПС 500 кВ Тамань», «ПС 500 кВ ЗапСиб», «ВЛ 220 кВ Тамань-Кафа», «ВЛ 220 кВ Бугдаинская – Быстринская», «ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС – Ростовская».
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter