Энергетика

Основные направления технической политики Холдинга МРСК

РЕНОВАЦИЯ ОСНОВНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ, ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТИ


Если сегодня оглянуться назад, то можно вспомнить, что в дореформенный период энергетики большая часть амортизационных отчислений тратилась на генерацию, а после реформирования деньги в основном вкладывались в подстанционное оборудование. Сети же занимали в программе распределения денег, к сожалению, не первое, не второе и даже не пятое место. Например, на высоковольтные сети тратилось примерно 10% от общего объёма инвестиций. И что в итоге? Сегодня мы имеем 65% аварийности по воздушным линиям при тех же 10% вложений. Эту тенденцию необходимо менять. И это, на мой взгляд, является очень важной частью технической политики.

Сегодня уровень износа оборудования составляет 70%, и для того, чтобы снизить этот показатель хотя бы до 50%, потребуется свыше двух триллионов рублей и 10 лет работы. Это чрезвычайно сложная задача, потому что таких денег нет ни в бюджете, ни в заимствованиях, ни в тарифе. Единственный способ — попытаться изменить ситуацию, действовать через энергоёмкие продукты, инжиниринг, эффективные решения.

Есть ещё один важный вопрос — поэтапный перевод сетей 0,4 кВ на 10—20 кВ и разработка программы, позволяющей сократить вдвое протяжённость сетей, которая сегодня составляет свыше 600 тыс. км. В электросетях 0,4 кВ холдинг ежегодно расходует на оплату потерь электроэнергии десятки миллиардов рублей, поэтому, как только они будут переведены на напряжение 10 (20) кВ, можно будет говорить о полномасштабном внедрении технологий Smart Grid.


ПОВЫШЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СЕТЕВОГО КОМПЛЕКСА


Не менее важный аспект, требующий фундаментального анализа — классификация аварийности. Что чаще всего становится причиной технологических нарушений? Несоблюдение сроков и объёмов ремонтов и технического обслуживания. Такое положение привело к тому, что из 70% оборудования, выработавшего свой нормативный срок службы, 10% выработало его дважды, и это не лучшим образом сказывается на ситуации с аварийностью.

Серьёзной проблемой, которая практически всегда сопровождает аварийные события, является недоотпуск электроэнергии. В качестве примера можно привести МРСК Центра, где уже много лет занимаются разработкой систем SAP. Именно там впервые в холдинге в качестве приоритета была названа достоверность учёта технологических нарушений. В результате получилось, что в МРСК Центра уровень аварийности значительно выше, чем в других дочерних компаниях холдинга. Но если посмотреть на недоотпуск электро-энергии, то картина совершенно другая. Это означает, что уровень аварийности в МРСК Холдинге такой же, как в МРСК Центра, и это особенно важно. Потому что, если нет достоверной информации о причинах технологических нарушений, нельзя решить этой проблемы. И только оценка статистики позволит понять, что именно инженерный анализ на базе точных знаний технического состояния оборудования поможет существенно изменить ситуацию.

Значительную поддержку при аварийно-восстановительных работах может оказать геоинформационная система. Нужно точно знать, где географически находятся все ЛЭП Холдинга МРСК, где расположены аварийные бригады, аварийные склады, их объёмы, где находятся социально значимые объекты. Холдинг проводит эту работу в чётком взаимодействии с Федеральной сетевой компанией, синхронизируя свои проекты. В проведении мониторинга ЛЭП у Холдинга МРСК накоплено большое количество инструментальной базы, знаний, что позволяет качественно проводить диагностику и паспортизацию и высоковольтной, и распределительной сети индустриальными способами.

Произошедшие в 2010—2011 гг. погодные катаклизмы показали, что сегодня надо активно заниматься созданием системы управления аварийно-восстановительными работами при чрезвычайных обстоятельствах (АВР ЧС), которая позволит проводить работы быстро и эффективно.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ ОБЪЕКТОВ


Статистика показывает, что в России значительное количество линий электропередачи выработало свой проектный ресурс. В этой ситуации серьёзной проблемой является отсутствие нормативной базы по пересмотру и обновлению таблиц максимальных токов. Исторически так сложилось, и не только у нас в России, но и во Франции, США и многих других развитых странах. Считали, что если линия электропередачи уже построена, её пропускная способность меняться не будет. Время показало, что это не так. За многие десятилетия под воздействием самых различных факторов (сверхнормативные нагрузки, гололёды, ветры, короткие замыкания) происходит пластическая деформация проводов линий электропередачи, постепенно стрела провеса увеличивается и провода теряют те свойства, на которые была рассчитана линия. С появлением в 1995 году технологии лазерного сканирования линий электропередачи эта проблема стала видна более отчетливо. Многие компании в мире занимаются мониторингом состояния ЛЭП с помощью этой технологии, и миллионы обследованных километров дали богатую почву для анализа, который показал, что существует огромная разница между проектным состоянием линии и фактическим. Проблема заключается в том, что при анализе аварийности часто путают причину и следствие. Когда происходит обрыв проводов, перекрытие или еще что-то, это уже не причина, а следствие. Если провод, который должен находиться на предельной высоте 8 м от земли, находится на высоте 4 м, ясно, что вероятность аварийных событий будет значительно выше.

Поэтому Холдинг МРСК выстраивает логическую цепочку управления таким образом, чтобы прежде всего сформировать приоритеты по ремонтам и восстановительным работам и применять систему температурного мониторинга провода как дополнительный сигнал противоаварийной автоматики на подстанционном уровне. Это позволит СО и его подразделениям использовать температуру провода в системе SCADA для сравнения фактических и нормативных габаритов. Похожая ситуация сегодня с системой температурного мониторинга кабельных линий — она уже широко применяется, и многие высоковольтные кабельные линии оснащаются системой распределённого контроля температуры, которая позволяет определять состояние кабеля как с точки зрения диагностики, так и пропускной способности.

Хочется чуть более подробно затронуть тему повышения пропускной способности сети. Проведённый инструментальный анализ показал, что есть реальные признаки снижения пропускной способности, эти показатели существенно отличаются от тех самых таблиц максимальных токов. Определение реального технического состояния сетей — это задача технической политики холдинга. Следующий этап — разработка адресных мероприятий, большинство из которых инженерные, а меньшая часть —мероприятия, требующие больших капитальных затрат. Сегодня общество повернулось лицом к технике, инжинирингу, начинает интересоваться, что же у нас происходит. Не сколько денег или физобъёмов мы освоили, а что происходит и как с этим бороться? Ситуация уникальная — научная инженерная мысль стала востребована потому, что демонстрирует большую эффективность. Научные и инженерные мероприятия эффективны и при этом легко реализуются.


ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА
ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОРАБОТКИ ОБЪЕКТОВ


Для того чтобы повысить качество инжиниринга, нужно вводить стандарты проектной организации, ориентированной на систему автоматизированного проектирования (САПР). Холдингом МРСК уже разработаны технические требования на САПР, и в ближайшее время они станут доступны для всей инженерной общественности. Таким образом, когда через два года мы станем принимать проектную документацию, например, по высоковольтным линиям, только в определённых САПРовских форматах, то тем самым будем ориентировать рынок на внедрение САПР и, следовательно, на повышение качества работы.

Автоматизированное проектирование сразу решит множество проблем. Не секрет, что недостаток квалифицированных кадров в проектных организациях сегодня велик. И это отражается на сроках и качестве проектирования, качестве построенных объектов. За годы реформ количество студентов на инженерных специальностях существенно снизилось, сократился преподавательский состав. Вводить молодежь в проектный бизнес классическим способом сегодня нет времени, это растягивается на десятилетия, потому что по традиционным схемам проектирования человек становится более или менее толковым проектировщиком только через 10 лет. Решением этой проблемы должен стать САПР. Он позволит довольно быстро обеспечить отрасль молодыми проектировщиками, поскольку все внутренние критерии, вся методология проектирования «зашита» в САПР, вероятность ошибки здесь практически исключена. И тогда мы получим совершенно другие цифры и по эффективности, и по стоимости, и по качеству. Приведу пример — строительство заходов на одной подстанции в Сочи. Классическая методология проектирования привела к тому, что под снос надо было отправить около 75 домов! Представляете, какие это деньги? После трёхмерного проектирования в САПР с расчётом полей, суженными охранными зонами за счёт применения защищённых проводов оказалось, что можно обойтись сносом только одного дома! Эффект налицо, и в эксплуатации, и в строительстве, и в стоимостных показателях. Поэтому очень хочется, чтобы в системе холдинга была единая методология проектной документации.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ


Первое, что надо сделать — определить критерии для разработки технической политики холдинга. Сегодня в сетевом комплексе существует только два критерия — планирование и отчётность. Но что это даёт с точки зрения управления рисками и надёжностью, во многих случаях остаётся за кадром. Поэтому возникает резонный вопрос: «По какому принципу мы расставляем приоритеты при разработке инвестиционных программ? Куда мы направляем деньги? Как это повлияет на надёжность сети, и как это потом проверить и посчитать?». Одной из первоочередных задач для холдинга сегодня является создание системы управления рисками. Создав такую систему, можно будет сверять работы по управлению техническим состоянием, ремонтам, технологическому перевооружению, а также инвестиционным процессам с уровнем риска и видеть, что происходит фактически. И лишь затем продавать уровень риска регулятору.

Безусловно, для этого нужно существенно повысить качество и объём инструментального контроля и диагностики, чтобы заработала система управления техническим состоянием активов. Тогда появится чёткая обратная связь. На сегодняшний день наиболее развита такая система в МРСК Центра, там уже работают с индексами состояния. Однако система нуждается в серьёзной подпитке со стороны инструментальных и количественных методов диагностики, потому что она опирается в основном на рейтинговую оценку.

Программа управления рисками имеет в холдинге большое значение. Было выявлено огромное количество параллельных рисков, которые так или иначе могут влиять на техническую политику. Что это за риски? Это незарегистрированность наших охранных зон, отсутствие постановки на кадастровый учёт, незнание того, где наши объекты находятся. Такого рода риски влияют также на эксплуатацию и техническую политику. Например, если мы не можем расширять просеки в национальном парке, то нужно думать о высоких опорах, других проводах и т.д. И эти решения надо принимать осознанно. Ведь у нас сегодня нет единой головной организации, которая определяет техническую политику развития электросетевого комплекса страны, как это раньше делал институт «Энергосетьпроект», и нет генерального конструктора, который бы, как Сергей Павлович Королев в ракетостроении, занимался этим в сетевом комплексе. Поэтому все наши предприятия, и те, которые не входят в холдинг, находятся под жёстким давлением поставщиков. Принимаются технические решения, и не факт, что все они оптимальные. Поэтому, чтобы уйти от такого рода деятельности, холдинг и создаёт свою техническую политику.

Кроме того, в холдинге разработано положение и введена новая структура, что-то вроде экспертного совета, который даёт заключения по серьёзным проблемам отрасли. В неё входят ключевые эксперты не только из России, но и из-за рубежа.

Также создан научно-исследовательский инжиниринговый центр, задача которого — восстановление научного и инженерного потенциала.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно