Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Особенности разработки программ развития энергетики регионов

Этому событию предшествовало утверждение Программы развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года, разработанной Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области с привлечением экспертного сообщества энергетиков региона в достаточно необычном формате.

Свердловская энергосистема входит в Объединенную энергосистему Урала и граничит с Пермской, Челябинской, Курганской, Тюменской и Башкирской энергосистемами (рис. 1). В электроэнергетическом комплексе Свердловской области значительная часть электростанций работает в базовой части графика нагрузок, диверсифицирована по топливу, что позволяет обеспечить надёжное электроснабжение потребителей. Энергосистема имеет развитые межсистемные связи, обеспечивающие возможность выдачи избыточной мощности в соседние энергосистемы.

Суммарная установленная мощность электростанций энергосистемы составляет более 9,2 тыс. МВт. Около половины оборудования электростанций области было введено в эксплуатацию в период с 1971 по 1980 гг. Примерно 20% турбинного оборудования пущено более 50 лет назад (до 1960 года). Более 60% находящегося в настоящее время в эксплуатации оборудования выработало свой парковый ресурс.

Баланс электрической мощности энергосистемы Свердловской области избыточен. В 2009 г. межсистемные перетоки из Свердловской энергосистемы за счет излишней выработки электроэнергии составили 7033,6 млн кВт•ч, передача излишка мощности — 1348,0 МВт.

Структура электропотребления на территории региона показана на рис. 2.

За период с 2005 по 2007 гг. в регионе наблюдался рост электропотребления до 47,7 млрд кВт•ч. В 2008 году в связи с мировым финансовым кризисом рост остановился, а в 2009-м электропотребление области из-за снижения объемов промышленного и добывающего производств снизилось на 12,08% по сравнению с 2008 годом и составило 42 млрд кВт•ч (ниже уровня 2004 г.).

В настоящее время экономика региона преодолела кризисные явления 2008—2009 гг. и встала на путь инновационного развития. Уже сегодня наблюдается устойчивый рост электропотребления. Стратегические документы, принятые 3—4 года назад, такие как программы развития цементных заводов, комплексной жилой застройки, генпланы развития муниципальных образований, скорректированы. В связи с этим в Министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области совместно с ОАО «СО ЕЭС» и энергокомпаниями региона сформирован обновлённый прогноз максимального электропотребления (рис. 3).

Для решения задач, направленных на оздоровление и модернизацию региональной экономики, а также в соответствии с Энергетической стратегией РФ возникла необходимость в создании собственной стратегии развития топливно-энергетического комплекса.

С учётом вышесказанного Правительством Свердловской области разработана Программа развития электроэнергетического комплекса региона на 2010—2015 годы и на перспективу до 2020 года, согласно которой сформированы предложения по модернизации электростанций Свердловской энергосистемы с учётом вывода из эксплуатации морально и физически устаревших активов, что обеспечит более высокую эффективность как по экономическим, так и по экологическим показателям, а также по развитию электрических сетей области. Предложения относительно ускорения темпов обновления энергомощностей на территории области, содержащиеся в программе, были внесены на состоявшемся 26—28 апреля 2010 года в Москве совещании-семинаре по обсуждению новой Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики РФ.

Следует отметить, что разработка Программы развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на 2010—2015 годы и на перспективу до 2020 года проводилась в несколько нетрадиционном формате. Проект программы был создан в режиме «мозгового штурма» во время двухдневного выездного совещания экспертами, входящими в состав координационной комиссии по разработке документов развития электроэнергетического комплекса Свердловской области, а также представителями энергокомпаний региона. Доработка документа велась путём его открытого обсуждения и внесения поправок и предложений на сайте организаторов экспертной сессии в режиме on-line и off-line.

Такой формат работы обеспечил высокую степень проработки документов стратегического и тактического характера по развитию электроэнергетики и ЖКХ области, принятие эффективных мер по кардинальному изменению ситуации в этих сферах, выводу их на новые параметры работы.

Метод организации коллективной мыследеятельности (КМД-подход), использованный в данной работе, был успешно применён для проведения сообществом «Навигация» (http://www.navigo.su) организационно-деятельностных игр, ежегодно организуемых с 2003 г. для студентов и молодых специалистов энергокомпаний региона. С 2006 г. они проходят при поддержке Правительства Свердловской области.

Опыт формирования подобного рода документов позволяет выявить несомненные преимущества использованной схемы организации процесса разработки документа — подготовки программы высокого качества в условиях ограниченных бюджетных и временных ресурсов. За счёт привлечения к процедуре разработки документа широкого круга специалистов из поля зрения не выпало ни одно из важнейших направлений развития топливно-энергетического комплекса. В каждом такте работы производилась системная увязка разделов программы, корректная расстановка приоритетов.

Организатором работы по формированию Программы стало Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области с привлечением организационной команды сообщества «Навигация».

В качестве участников привлечены члены координационной комиссии, образованной Правительством Свердловской области для разработки документов по развитию электроэнергетического комплекса региона. В состав комиссии вошли представители Института экономики УрО РАН, Уральского Федерального университета, ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в энергетике», ОАО «СО ЕЭС», ОАО «ТГК-9», ОАО «ФСК ЕЭС» — МЭС Урала, ОАО «МРСК Урала», проектных организаций. Кроме того, к разработке программы были привлечены и другие эксперты в области энергетики, не входящие в состав координационной комиссии.

Первым этапом разработки программы стала выездная сессия открытого экспертного совета в г. Верхний Тагил Свердловской области в апреле 2010 года. Разделённые по темам обсуждения на четыре группы (Системные требования, Генерация, Сети, Ресурсы) эксперты начали свою работу с обсуждения структуры документа. Помимо экспертов, в состав каждой группы входил модератор, поддерживающий работу группы в рамках регламента, и секретарь, фиксирующий содержательные результаты наработок экспертов. Схема процесса разработки Программы отражена на рис. 4.

Во время внутригрупповой работы эксперты прорабатывали соответствующий своему направлению раздел программы, после чего доклады групп выносились на пленарное заседание для открытого экспертного обсуждения с корректировкой рассматриваемого раздела в режиме on-line.

Мобилизованные к работе в разгар эпохи информационных технологий организаторы проекта обеспечили не только очное обсуждение проблем и тенденций развития энергетики области, но и организовали работу своеобразной Интернет-лаборатории, благодаря чему было обеспечено участие через Интернет всех экспертов, вынужденных остаться на своих рабочих местах.

По итогам пятидесятичасовой коллективной работы был создан «черновик» программы развития электроэнергетического комплекса Свердловской области, направленный на согласование руководителям генерирующих и электросетевых компаний, членам координационной комиссии по разработке этой программы и экспертам. Одновременно проект программы был размещён на сайте министерства, курирующего разработку документа, а также на сайте организаторов работы открытого экспертного совета (сообщество «Навигация»), где была предусмотрена возможность внесения поправок и предложений в режиме on-line и off-line. Свои предложения эксперты также могли направить непосредственному координатору работы экспертного совета.

По завершении открытого обсуждения и внесения правок проект программы был представлен Правительству Свердловской области и утверждён постановлением от 24.05.2010 №821.

Среди основных проблем выделена высокая степень износа оборудования большинства электростанций: к 2020 году 4566 МВт или 49% установленной мощности электростанций Свердловской области будут иметь срок эксплуатации более 50 лет.

Кроме того, большинство электростанций имеют очень высокие показатели удельных расходов топлива на производство 1 кВт•ч электроэнергии, г у.т. на кВт•ч:
• Серовская ГРЭС — 463,6;
• Нижнетуринская ГРЭС — 409,4;
• Богословская ТЭЦ — 537,9.

Для сравнения, аналогичный показатель на новом строящемся блоке ПГУ-410 СУГРЭС ОАО «ЕНЕЛ ОГК-5» составляет 220 г у.т. на кВт•ч.

В связи с высокой степенью физического износа энергетического оборудования и значительными удельными расходами топлива в Свердловской энергосистеме назрела необходимость масштабного замещения морально и физически устаревшего оборудования. К 2015 г. должен быть осуществлён вывод морально и физически устаревшего оборудования общей мощностью 1700 МВт, к 2020 г. — еще 999 МВт. С учётом плана вывода устаревшего оборудования и прогноза роста потребления мощность вводимого оборудования должна превысить 6000 МВт.

В документе перечислены узкие места, а также объекты электрических сетей, необходимые для выдачи мощности вновь строящихся и расширяющихся электростанций; отражены пути развития сетевого комплекса, связанные с появлением нагрузок новых потребителей; повышение надёжности и пропускной способности сети, в том числе создание кольца 220 кВ вокруг города Екатеринбурга. Для реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» внесены предварительные предложения по строительству новой подстанции 500 кВ на севере Свердловской области и ВЛ 500 кВ протяжённостью 1000 км.

В программе отражены также особенности топливной структуры энергетического комплекса Свердловской области. В частности, в качестве приоритета в формировании топливного баланса отмечена необходимость диверсификации и надёжное взаиморезервирование видов топлива, целесообразность использования для малой и средней генерации торфа, запасы которого в Свердловской области составляют около 3 млрд тонн.

Непринятие этих мер оставит нереализованными цели модернизации энергетики Свердловской области и повышения её энергоэффективности.

В процессе формирования столь важного документа, как программа развития энергетики Свердловской области, с применением нестандартного формата разработки организаторами была предпринята попытка возврата к системному подходу в развитии отрасли. Сегодня в министерстве ведётся работа по созданию открытого экспертного сообщества для участия в работе по развитию энергетики региона. Первый и, по нашему мнению, положительный опыт будет использован в организации открытых экспертных конференций энергетиков Свердловской области, проводимых для решения стратегических задач отрасли. Можно сказать, что организаторами заложена традиция открытого обсуждения программ регионального значения.

Для повышения эффективности подготовки подобных документов необходимо двигаться в направлении расширения круга привлекаемых экспертов и максимально продуктивного вовлечения в работу самих экспертов, а также соавторов и соразработчиков проектов как в очном формате, так и в формате работы Интернет.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+