Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Разное

Каштанов Николай Григорьевич. Прошёл за рулём дороги войны

Война вырвала его из обыденной жизни совсем мальчишкой – в возрасте 17-ти лет. «Нет-нет! 17 лет и 4 месяца», - уточняет Николай Григорьевич. Действительно, в то страшное время сороковых каждый прожитый день приравнивался к году, каждая минута делала сильнее, мудрее, а каждая секунда была равноценна вечности и становилась особым даром…

Семья Николая Каштанова жила в маленькой комнатке общежития на территории калининской ТЭЦ-1 – мать и трое братьев. Жить тогда им было просто негде. Шестнадцатилетним пареньком сразу после окончания седьмого класса Николай пошёл работать на теплоэлектроцентраль – помощником машиниста.

- Обучали меня всему : как двигаться, заправке (паровоз тогда работал на мазуте)…Электростанция функционировала на торфе, и каждый день я возил туда топливо. Паровозик ходил через речку Тьмаку на аварийный склад ТЭЦ-1. Работа интересная. А потом меня призвали на фронт…

22 июня  1941 года по радио прозвучали роковые слова наркома иностранных дел Молотова, сообщившего о вероломном нападении немецко-фашистских захватчиков на СССР, и спустя год в семью Каштановых пришла повестка из Пролетарского военкомата.

Спасая жизни
-  На фронте я служил шофёром. Помогла та работа, что выполнял, будучи машинистом на ТЭЦ. Машины-то ведь и не видел до этого…Под Ржевом мне дали автомобиль - возить раненых. Дороги были плохие. Проезжали с трудом. Нагрузят целый кузов раненых  - всё нарами оборудовано…застрянет где-нибудь машина, а оттуда голос слабый: «Шофёр…тише…потише…», и тут же другой голос: «Шофёр! Давай быстрее! Умираю…» - и что тут делать? А я был всего лишь мальчишка, восемнадцатый год мне шёл.

Юный паренёк на одиноком пространстве бездорожья неоднократно должен был делать выбор, цена которому – жизнь.

- Если легкораненые – я их выведу из машины всех, сам легко проскочу грязь, а потом они садятся помаленьку, и опять едем. А вот с тяжелыми было сложнее…На многое смотреть приходилось. У кого руки нет, у кого – ноги.

Были ранения и у Николая Григорьевича  - война оставила свой роковой след. На службе в пехоте рядом с героем разорвалась мина. Шесть месяцев восстановления - и долг любви к Родине призвал обратно – на авансцену военных действий.  

Запах пороха и боли

-  Я служил в 31 армии, непосредственно освобождавшей города Калинин, Ржев, всю Калининскую, Смоленскую области. Участвовал я и в освобождении Белоруссии. Орша, Борисов, Минск, Лида, Гродно – названия этих городов запахом пороха, боли впечатались в сознание. Довелось мне принять участие и в освобождении Восточной Пруссии, ныне  Калининградской области, дойти до Хайлигенбайля – последнего оплота немцев в районе Куршской косы. Потом перебросили нас в Польшу, дальше - в Центральную Германию. Особенно  памятна для меня тихая площадь города Бунцлау. На ней установлен монумент герою, который воевал здесь до нас. Также как и Михаил Кутузов, мы спасали своё Отечество. В трех километрах от города есть маленький обелиск, где похоронено его сердце. И наши сердца простых солдатов бились в унисон тому, кто являлся для нас образцом мужества, чести и доблести.

Довелось мне побывать и на передовой. Подвозил на машине снаряды. Потяжелее, полегче…До сих пор помню звук немецких обстрелов. Когда воевали под Ржевом, потери в боях составили более миллиона человек. Страшные цифры, за каждой – чья-то оборвавшаяся жизнь.

Этим можно гордиться

О наградах героя с трепетом говорит его жена Нина Ивановна. В далекую пору военных лет она работала бухгалтером в Калининэнерго. Юный шофёр-фронтовик, только вернувшийся с войны, подвёз молодую Нину на своей машине. Так и состоялось знакомство. Семейная пара хранит тепло любви домашнего очага уже 63 года!

- Орден «Отечественной войны I степени», медали: «За Победу над Германией», «За боевые заслуги», «За освобождение Калинина», «За трудовую доблесть», а это  - «За освобождение Белоруссии» - прислал сам президент Белоруссии Александр Лукашенко… - Нина Ивановна указывает на ордена, украшающие ткань наградного пиджака Николая Григорьевича. - Этим можно гордиться, правда?

Не войну прошли, а ад преодолели

- Несколько раз меня самого без сознания проносили. День не спал, два – а потом просто падал из кабины. Во время боев под Ржевом  трое суток не ели, траву щипали – от безысходности…Прятали ложку в обмотках, за спиной - котелок, ну и знакомая всем солдатам похлебка – «мука мучинку догоняет» …Бывало, и по пять дней не кормили. Но ещё страшнее были морозы – в 25 градусов. А солдат – в ботиночках. Или валенки - прохудившиеся, а подшить негде. Ноги – как в колодках, тряпицы наматывали. Потому и говорим сейчас – мы не прошли войну, а на животе проползли сквозь метели и вьюги.

Победу я встретил в Центральной Германии, городе Лигница. Услышал - и долго не мог осознать. Не поверите - сердце вырывалось из груди! Мы были как дети – плакали, по земле катались…

Задумываюсь и понимаю, что выжить помогла именно молодость и…жажда жизни!

И снова за рулём

Уже после войны Николай Григорьевич пришёл в управление Калининской энергосистемы. И здесь снова пригодился опыт водителя-фронтовика. Только в «Калининэнерго» Николай Каштанов проработал шофёром 14 лет. На машине же он сам повёз любимую жену в роддом – навстречу рождению сына. Уже позже Николай Григорьевич стал работать слесарем.

- Говорили, мастером был – на все руки. Сколько техники отремонтировал, работая  в теплосети…Был и токарем, и фрезеровщиком. Помню, как трудился над конвеером для ремонта электрических счётчиков – однофазных, двухфазных, конвеером для проверки этих счётчиков. Но работа водителя, красной нитью прошедшая сквозь военные годы, навсегда осталась в моем сердце. Это – моя жизнь.

Цените жизнь

За цепью жизненных событий годы, уходящие в прошлое, лишь легким следом остаются в памяти. Но так же, как никогда не изгладятся морщинки на лицах стариков, не сотрутся великие воспоминания военных лет.

- Любите друг друга, терпите, будьте добрее, человечнее – к людям, к своей стране – говорит Николай Каштанов, - Главное не унывать. Цените то, что даётся в этой жизни, и особенно – молодость. Она помогла выжить нам, а живём мы все один раз. (Евгения Ахапкина)

Благодарим за предоставленный материал Евгению Фисенко начальника Департамента по связям с общественностью ОАО «МРСК Центра»

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно