29.12.2010
Рубрика: Энергетика
Метки:
ЭЭПР №3, 2010
Сети России
Информация предоставлена: Журнал "ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение"
— Валерий Аркадиевич, какие проекты ваших партнеров-производителей, схожие по важности строительству новой стекольной печи и запуску автоматической стеклолинии, заслуживают отдельного внимания сегодня?
— Это проекты по перевооружению, внедрению современного оборудования, энергосберегающих технологий, освоению новых видов продукции. В 2010 году мы с партнерами реализуем их в общей сложности на сумму свыше 30 млн долларов США. Суть не в том, сколько средств потрачено и линий запущено, а в комплексном подходе к модернизации и в том, что мы хотим получить благодаря этому в конечном итоге.
Линия WALTEC в ОАО «Южноуральский арматурноизоляторный завод» (ЮАИЗ) в свое время решила вопросы насыщения рынков РФ и СНГ качественными стеклянными изоляторами. Аналогичное оборудование во Львове решит эти же проблемы для возможности сотрудничества с Европой, Америкой, Ближним Востоком, Азиатско-Тихоокеанским регионом. Модернизация стекольного производства требует соответствующих изменений в литейном, кузнечно-прессовом, сборочном производстве, и они происходят. При этом наши потребители продолжают получать продукцию в необходимом объеме и в срок.
Повысились требования и к процессу испытания изоляторов. Статус независимой лаборатории получил испытательный центр ЮАИЗ, площади которого за последние шесть лет выросли в три раза. Сейчас технические возможности центра позволяют проводить на порядок больше типовых, периодических, приемосдаточных испытаний, и еще шесть видов новых испытаний здесь намерены внедрить в 2011 году по требованиям иностранных энергетических компаний.
— Какова динамика развития отрасли с вашей точки зрения?
— Позитивные моменты видны: это первые шаги по внедрению Smart Grid, инвестиции в НИОКР, тенденции по импортозамещению.
Что касается объемов строительства и реконструкции ЛЭП, мы абсолютно уверены, что с ними справимся: если будет нужно, выйдем не в одну смену, а в две. Цели, поставленные в этом году, GIG выполняет, но 2010 год был напряженнее, чем прошлый. Причин несколько. Во-первых, темпы строительства линий снизились, смещение сроков сдачи объектов привело к неритмичному их финансированию. В «пожарных» условиях обеспечить заказчика продукцией непросто. Понимая ответственность перед отраслью и партнерами, мы работаем в кредит. Участие в национальных проектах, ключевых стройках подтвердили нашу надежность как поставщика и партнера. И мы можем гораздо больше.
Во-вторых, к сожалению, рынок РФ и СНГ эластичен по ценовой политике: даже при имеющихся регламентах, которые вроде бы сами потребители и выдвигают, негласно работает закон «низшей стоимости». Это дает возможность входа на рынок производителей, реально не выполняющих требования ГОСТ. Ситуация не улучшится, пока параметр «цена — качество» будет закладываться в линию строительными подрядчиками, а не структурами, которые отвечают за эксплуатацию электросетевых объектов и заинтересованы, чтобы оборудование служило надежно не 2—3 года, а весь срок эксплуатации. Для наших продуктов это 30—40 лет.
Я считаю, что культивирование тезиса «высокий стандарт за низкую цену» может быть присуще странам третьего мира, но никак не Российской Федерации! Тем не менее сдвиги в сторону баланса между стоимостью и качеством наблюдаются. Ускорить эти процессы могло бы более тесное сотрудничество с ключевыми заказчиками. В любой форме — встречи, выездные совместные заседания на базе ОАО «ФСК ЕЭС», Холдинга МРСК. Мы со своей стороны всегда открыты: в техническом плане, в плане международного консалтинга, готовы рассказать, как и что происходит в Канаде, Англии, Германии, Италии, Бразилии, США.
— В этом году компания расширила свои возможности на мировом рынке. Россия тем не менее остается приоритетом для GIG. В чем польза международного опыта компании для российской энергетики?
— Инновации, модернизация, энергоэффективность — векторы для России очевидны, и они заданы правительством страны. Но нам надо систематизировать подходы, приняв во внимание ошибки иностранных энергосистем, которые они допускали в тех или иных технических и коммерческих вопросах, и не повторить их у нас.
Чем с большим количеством стран мы взаимодействуем, тем выше становятся и наши знания, собственные требования к техническим характеристикам нашей продукции, видам испытаний. Пример — контракт в Италии: были неимоверно сложные требования как технические, так и по испытаниям. Тем не менее мы смогли выиграть двухлетний тендер на поставку.
— Изоляторно-арматурный рынок консервативен, что он может еще предложить потребителю сверх того, что уже знают энергетики?
— У нас в арсенале еще десяток новых изделий, по большей части из «тяжелонагруженной» группы. У каждого заказчика требования свои, поэтому мы готовы предложить ему конкретно то, что он пожелает.
Но разработки — это лишь текущий рабочий процесс, надо смотреть глубже. Я уверен в том, что если компания собирается вывести на рынок новый продукт, то она должна изначально позаботиться, чтобы он был выпущен на современном оборудовании; если используются новые конструкции — то с улучшенными свойствами, если использовать материалы — то самые качественные. Потребитель сразу чувствует разницу между изделием, сделанным кустарным способом или на предприятии с отлаженным производственным циклом.
— Для управления данными процессами требуется не только соответствующее оснащение производителей, но и кадровый потенциал компании.
— Естественно, если компания хочет соответствовать международным требованиям. Проводится постоянный анализ организационной структуры управления по всем офисам и представительствам, кадровый аудит, ведется работа по формированию кадрового резерва. Ряд специалистов компании прошел обучение по Президентской программе в Академии госслужбы. Рынок конкурентен, международный особенно, ситуация быстро меняется и требует гибких систем управления.
География нашего присутствия широка по РФ и за рубежом. Привлечь специалиста для работы по контракту в любом регионе, в стране? Мы готовы рассматривать различные варианты, если это будет работать на нашу основную цель. Приглашение профессионала высокого класса? Да. Как пример — известный специалист и разработчик изоляторов Александр Борисович Злаказов, который имеет свыше 60 патентов на изобретение, в том числе в Канаде, Швеции, Испании, автор порядка 30 научных статей.
— Каковы дальнейшие планы компании?
— GIG наметила планы развития до 2014 года и следует им. Рассматривая рынок с долгосрочной перспективой, мы намерены инвестировать средства в проекты, которые «выстрелят» в будущем, — это нормальная практика для системных компаний мирового уровня. Но главное — собираемся и далее вести ориентированную на клиента политику, именно на этом основываются долгосрочные отношения.
Беседовала Татьяна Косовских
Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter