Доклады и презентации

Саморегулирование в энергетическом строительстве. Первые итоги и перспективы

15.12.2010
Рубрика: Доклады и презентации
Метки: IPNES 2010 Пленарное заседание

Обсудить на форуме

Информация предоставлена: IPNES 2010

3181 просмотр

Развитие системы саморегулирования в электроэнергетическом строительстве является логическим завершением комплекса мер по либерализации энергетического рынка. Базовые принципы саморегулирования введены Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а Федеральным законом № 148-ФЗ от 22 июля 2008 года внесены поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм перехода от лицензирования к саморегулированию в строительной отрасли. Согласно Градостроительному кодексу в строительстве допускается приобретение организациями, созданными в форме некоммерческих партнерств, статуса саморегулируемых организаций следующих видов:
• саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
• саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
• саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

В течение 2009 года весь строительный комплекс России должен был подготовиться к переводу в новые условия функционирования, в которых интегрированные саморегулиру-емые компании, объединяющие строительные, монтажные, наладочные, сервисные предприятия, а также проектные и изыскательские организации, самостоятельно определяют правила и стандарты своей работы.

В электроэнергетике координатором по переходу на саморегулирование выступила Государственная дума в лице Комитета по энергетике. Для обсуждения вопросов и нормативно-методического обеспечения саморегулирования была создана рабочая группа во главе с председателем комитета по энергетике Ю.А. Липатовым, которая достаточно оперативно взяла под контроль их решение. Вопросы саморегулирования в энергетике обсуждались на правительственном часе в Государственной думе, состоявшемся в связи с подготовкой к прохождению осенне-зимнего максимума. В заседании приняли участие министр энергетики РФ С.И. Шматко и генеральный директор ГК «Росатом» С.В. Кириенко.

Учитывая сжатые сроки перехода к саморегулированию, со стороны Государственной думы прозвучал настоятельный призыв ко всем руководителям крупных корпоративных структур энергетики взять эту работу под свой личный контроль. Холдинг МРСК инициировал процесс саморегулирования в отрасли исходя из того, что в ней на тот период работало около 1500 подрядных организаций, которые в той или иной мере специализировались на работе в распределительном сетевом комплексе. Этот вопрос рассматривался на совещании у генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Н.Н. Швеца, на котором было принято решение об участии Холдинга, его дочерних и зависимых обществ в создании отраслевой саморегулируемой организации. Это является результатом взвешенного подхода к вопросам безопасности объектов энергетики, учитывающего масштабы самого Холдинга МРСК, в котором работают более 160 тысяч человек. Нас поддержали коллеги из ОАО «РусГидро» и предложили сотрудничество в области саморегулирования проектной деятельности, что для предприятий, работающих на объектах Холдинга МРСК, актуально; из ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» в совместной работе в области саморегулирования. Таким образом, нам удалось замкнуть весь распределительный сетевой комплекс страны в рамках Некоммерческого партнерства «ЭНЕРГОСТРОЙ». Это гарантирует на объектах сетевого строительства единый подход не только в вопросах технического регулирования, но и саморегулирования. Объекты напряжением 220 кВ и выше находятся в ведении Федеральной сетевой компании. Здесь мы также нашли взаимопонимание и поддержку со стороны ОАО «ФСК ЕЭС» и созданной его подрядчиками саморегулируемой организации. По мнению руководства Федеральной сетевой компании и Холдинга МРСК, консолидация профессионального сообщества энергостроителей в рамках саморегулируемых организаций позволит повысить ответственность за обеспечение безопасности и эксплуатационной надежности энергетических объектов.

Введение системы саморегулирования в энергетике направлено на снижение степени влияния государства на свободные рыночные отношения, повышение качества строительства и ответственности субъектов саморегулирования перед третьими лицами, создание эффективных механизмов выявления недобросовестных, неквалифицированных участников строительной деятельности, уменьшение правонарушений в сфере строительства, создание механизмов внутрикорпоративного разрешения споров и конфликтов.

Решение о создании отраслевых саморегулируемых организаций — выверенный и взвешенный шаг, который позволил сохранить сообщество энергостроителей. Учитывая, что энергетика является отраслью, связанной с жизнеобеспечением населения и функционированием всей инфраструктуры, в том числе производственной, к допуску на рынок строительных услуг предъявляются повышенные требования. Одно из требований к членам нашего партнерства заключается в обеспечении стабильности профессионального состава, то есть в наличии в организации большинства специалистов, работающих на постоянной основе. Это один из путей снижения возможных рисков от плохой работы, низкого качества, а в худшем случае — аварий при строительстве объектов.

Государство делегировало саморегулируемым организациям строителей полномочия определять свое поведение на рынке строительных услуг, и прежде всего в части установления правил и стандартов поведения. Речь идет о требованиях, которым должны удовлетворять строительные организации, чтобы получить разрешение работать в этом сегменте рынка, о системе надзора за исполнением участниками строительства этих требований и, наконец, о системе мер дисциплинарного воздействия к членам партнерства за нарушение стандартов и правил саморегулирования. Согласно Градостроительному кодексу (статья 55.5) саморегулируемым организациям даны большие полномочия — они вправе разработать и утвердить собственные стандарты, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании:
• правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
• требования к результатам указанных работ;
• требования к системе контроля над их выполнением.

Это должно быть одним из приоритетных направлений деятельности любого СРО.

В энергетике СРО стали реальными структурами, которые кроме регулирования рынка строительных услуг также представляют интересы профессионального сообщества строителей. СРО защищают рынок от недобросовестной конкуренции, не допуская на него те компании, которые не подтверждают свою организационную, квалификационную и ресурсную состоятельность выполнять заявленные работы.

В отличие от ранее действовавшей практики лицензирования, по закону мы проводим проверки деятельности членов СРО на предмет соответствия принятым правилам и стандартам. И не секрет, что в результате этих проверок выявятся организации, не способные выполнять весь спектр заявленных работ. В этом случае поле их возможностей будет сужено. Такие жесткие меры являются результатом серьезных намерений государства навести порядок в капитальном строительстве, поставить заслон недобросовестным участникам рынка. СРО являются только проводниками государственной политики.

В соответствии с принятым законодательством свидетельства о допуске СРО выдают только на работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. И если из-за недостатков в работе организации в период строительства наносится ущерб третьим лицам, то должен работать механизм, согласно которому ущерб этим лицам в пределах страховой суммы выплачивает сначала страховая компания, а при недостатке средств оставшуюся сумму ущерба выплачивает СРО за счет своих средств. С этой целью в СРО создается компенсационный фонд, который формируется в размере 300 тысяч рублей от каждой организации. Таким образом, компания численностью 500 членов формирует компенсационный фонд в размере 150 млн рублей, который находится в распоряжении СРО.

Система саморегулирования в капитальном строительстве находится сегодня в самом зачаточном состоянии. Но первый шаг сделан, а впереди у нас много задач. Прежде всего надо постепенно переломить предвзятое отношение к СРО, что это очередная кормушка для чиновников от бизнеса. Это можно сделать только планомерной работой по защите интересов профессионального сообщества. На это ориентирована вся система контроля в СРО, и приняты меры дисциплинарного воздействия к нарушителям правил и стандартов организации. Надо еще научиться жить и работать в рамках новых реалий. К примеру, требования к повышению квалификации теперь уже не пустой звук, а необходимое условие успешной работы в СРО.

Саморегулируемые органиации не только дали новый импульс строительному рынку, в том числе энергетике, но и послужили хорошим стимулом к восстановлению корпоративных отношений. Энергетическая отрасль всегда развивалась динамично, и в нее, как правило, привлекался наиболее подготовленный инженерно-технический персонал. Здесь же формировались направления и целые школы строителей — гидроэнергетиков, сетевиков и другие. Сейчас настало время восстановить утраченные связи не только в области профессиональной деятельности, но и в других областях — образовании, международном сотрудничестве, социальной сфере.

Основная задача СРО — защита профессиональных интересов членов партнерства. Она всегда будет на первом месте. Учитывая, что заказчики-застройщики также являются членами СРО и отвечают своим компенсационным фондом за действия остальных членов организации, они заинтересованы в разумном очищении рынка подрядных организаций, возможности выбора исполнителей среди лучших компаний, в сотрудничестве с СРО для организации эффективного контроля соблюдения всеми участниками норм и нормативов, включая государственные и национальные стандарты, принятые в строительстве.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно