Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Самый главный инженер МКС. Интервью «без галстука»

Степан Никифорович Тодирка — главный инженер Московских кабельных сетей, филиала ОАО «МОЭСК».

Родился 11 апреля 1950 года в деревне Роги, Дубоссарского района Молдавии.
Общий стаж работы в энергетике — 38 лет. Прошел трудовой путь от монтажника до главного инженера Московских кабельных сетей — филиала ОАО «Московская объединенная электросетевая компания». Женат. Имеет дочь и сына. Награды и звания:
• Звание «Заслуженный энергетик РФ»;
• Звание «Заслуженный работник Минтопэнерго»;
• Звание «Заслуженный ветеран труда Мосэнерго»;
• Звание «Почетный энергетик»;
• Звание «Почетный работник Топливно энергетического комплекса»;
• Звание «Заслуженный Работник Единой энергетической системы России»;
• Звание «Почетный энергетик Мосэнерго»;
• Звание «Почетный энергетик города Москвы».

…Как сказал один наш общий знакомый: «Вы не знаете кто такой Тодирка? Да Вы у лампочки спросите, даже она знает».


Конечно, это шутка, но, как известно, в каждой шутке есть весомая доля правды!
Сегодняшнее «Интервью без галстука» с главным инженером Московских кабельных сетей — филиала ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» Степаном Никифоровичем Тодиркой, с человеком, 38 лет проработавшим в московской энергосистеме, настоящим профессионалом своего дела, знающим электроэнергетику насквозь.
В 2010 году, у Степана Никифоровича сразу три больших юбилея: 60 лет со Дня рождения, 40 лет супружеской жизни и 20 лет работы в должности главного инженера МКС.
Пожелаем ему здоровья и счастья на долгие годы!

КАБЕЛЬ-news: Степан Никифорович, все мы родом из детства. О чем мечтали? Каким оно было?
C.Н. Тодирка: Родился я в Молдавии, в деревне Роги Дубоссарского района — населенном пункте, находящимся на высоком берегу у изголовья Днестра.
Название деревушки образовалось из-за ее местоположения: омываемая водой, она представляла собой голову, а рукава Днестра — были похожи на рога.
Я с ватагой друзей с утра удирал из дома и целый день бывал на реке. Каждый день с очень высокого берега (метров 300) мы кубарем спускались к воде и до вечера проводили там свое беззаботное время. У родителей была одна проблема — с высоты этого берега посматривать за нами — «не утонул ли кто-то» и «все ли с ними в порядке», либо посылали старших ребят, которые выполняли функции наблюдателей.
В этой деревне я прожил до семи лет, а потом, в связи с переводом отца на другое место работы, мы переехали в село Новая Комиссаровка.

Началась совсем другая жизнь. В селе проживали украинцы и всего три-четыре семьи молдаван. В школу я пошел в соседнее село Моловатое, где в основном жили молдаване.
В этот период времени я мечтал о том, чтобы вернуться в свое беззаботное детство и родную деревню на берегу Днестра. Я грезил о том, чтобы отец рассердился на этот колхоз и своих новых работодателей и перевез нас обратно. Но этого не случилось.
В Молдавии очень большие села, по полторы-две тысячи дворов. Дорога до школы занимала довольно продолжительное время. Путь проходил вдоль долины. Именно на этом участке приходилось сталкиваться c местной шпаной. Такие встречи часто заканчивались потасовками. Национальный вопрос уже тогда имел свое место. Местные мальчишки пытались заговорить, но до семи лет я не знал другого языка, кроме родного.
Я был не робкого десятка, крепкий коренастый мальчик, и часто давал отпор обидчикам. Со временем, все междоусобицы урегулировались. Постепенно на улице выучил язык. Вот так, владея языком кое-как, я проучился до пятого класса, переводясь то в украинскую школу, то в русскую, то снова в молдавскую.
Был такой казус, моя первая учительница, Лидия Ивановна, своим ученикам объясняла, что сидя на уроке, если возникает какая-то потребность, нужно поднять руку и попросить учителя произвести какие-то действия. Во время письма, промокашка из моей тетради спланировала на пол. И я, подняв руку, произнес: «Лидия Ивановна, земля упала на промокашку». После чего приобрел себе прозвище, которое до сих пор одноклассники мне вспоминают (смеется).
После окончания школы я уехал в Кишинев поступать в профессионально-техническое училище. Параллельно устроился в спортивную секцию и занялся классической борьбой. В спорте показывал не плохие результаты — получил КМС, завоевывал призовые места в первенствах в «Трудовых резервах».

КАБЕЛЬ-news: А как энергетика появилась в Вашей жизни?
C.Н. Тодирка: В энергетику попал по блату (улыбается). До службы в армии я работал на туристической базе «Днепровский сад». Организовывал лодочные прогулки по Днестру, с гитарами, песнями, кострами. Хорошая была работа (смеется). Там я познакомился со своей женой Галиной. Затем была служба в армии, в городе Козельске, Калужской области. Служил в ракетных войсках стратегического назначения.
После демобилизации забрал из Москвы невесту и поехал жить в Молдавию. Там, 27 декабря 1970 года, мы поженились, сыграли большую свадьбу, на которой присутствовало более 200 пар. На свадьбу приехал мой тесть и стал уговаривать нас вернуться назад в Москву. Мы решили попробовать.
По приезду, тесть по-знакомству устроил нас с супругой в Управление по строительству и монтажу кабельных сетей Мосэнерго. Поначалу я монтировал системы связи. Моим первым объектом был диспетчерский щит, который сегодня находится в доме 13, на улице Садовнической. Это был самый передовой щит и монтировался он для МКС. Когда мы закончили монтаж этого щита мне предложили перейти в МКС. Было это 38 лет назад.
2 августа 1973 года я стал сотрудником МКС. Вначале работал в Службе испытаний и измерений, затем в первой измерительной лаборатории. Проверяли места повреждения во всей кабельной сети и по всему городу. Поэтому сегодня я столицу знаю гораздо лучше, чем многие москвичи. Правда и живу здесь уже долго, 40 лет, но изучил город не по карте, а «исшагал» его ногами, работая измерителем. Работал в паре с лучшим измерителем Советского Союза Межаковым Вадимом Михайловичем.
Потом я перешел на ту же должность в 5 район МКС, далее возглавил ремонтный участок — был старшим мастером, с 1979 года по 1983 год трудился заместителем начальника службы присоединения. С 1983 года я восемь лет проработал начальником 15-го района МКС. И вот, 2 апреля 1990 года я стал главным инженером МКС.

КАБЕЛЬ-news: Много изменилось с той поры?
C.Н. Тодирка: Это даже нельзя сравнивать! Многое изменилось с открытием границ. Появилась новая техника, оборудование. Сама жизнь стала другой. С началом перестроечного периода наша команда электроэнергетиков работала на качественные изменения.
Первая моя поездка за границу была в конце 1990 года. Я поехал в Австрию выбирать новое измерительное оборудование, термоусаживаемые технологии. Это была поездка, в которой в течение десяти дней меня возили по выставкам, показывали, что такое энергетика там. После этого была Франция, из которой были «вынесены» сегодняшние не обслуживаемые трансформаторные подстанции, RM-6 и другое.
Когда говоришь о трудовой деятельности, работая на одном предприятии долгое время, сложно описывать все разнообразие и многогранность твоей работы. Это как свои дети, не всегда замечаешь их рост, внутренние изменения.
Электромонтер, мастер, старший мастер, заместитель начальника службы, начальник района, главный инженер. Работа не была однородной, я постоянно двигался по карьерной лестнице.
У моего предшественника было более тяжелое время, время застоя. Единообразие в технике, не создавались новые виды оборудования. Раньше на ввод новой подстанции уходило по три-четыре месяца: строительная часть, монтаж, наладка. Сегодняшние трансформаторные подстанции «ЭЗОИС», блочно-распределительные трансформаторные подстанции, соединительные пункты — как все равно, что новый телевизор, купленный вами только что. Принесли домой, включили, настроили — работает. И не каких проблем.
Снизилась повреждаемость, современное оборудование стало наиболее безопасным.

КАБЕЛЬ-news: Расскажите о дальнейшей учебе.
C.Н. Тодирка: После армии, когда начал работать, получил свои главные технические знания в знаменитом Московском энергетическом техникуме, специальность — электрические сети и системы. После техникума, поступил во Всесоюзный заочный политехнический институт, где, в результате полученной сильной технической базы, мне было очень легко учиться. Параллельно прошел институт управления.
На тот момент у меня уже была семья. В1972 году родилась дочь Аурика, в 1980 году родился сын Александр.
Умудрялся учиться, работать и дома помогать. Моя семья всегда была для меня на главном месте.

КАБЕЛЬ-news: Дома, в семье Вы тоже руководитель?
C.Н. Тодирка: Нет, дома я подкаблучник (смеется). Я конечно упрямый, но в доме руководит супруга, и я с удовольствием подчиняюсь. А вобщем, в моей семье царит 100-процентная демократия.

КАБЕЛЬ-news: Вы романтик?
C.Н. Тодирка: В моей семье существуют праздники, которые мы всегда отмечаем, день бракосочетания, день рождения жены, 8 марта. Приглашаем гостей. В эти даты я всегда бужу супругу с приготовленным букетом цветов. К сожалению, не хватает свободного времени на большее проявление внимания.

КАБЕЛЬ-news: Есть ли у Вас домашние обязанности?
C.Н. Тодирка: По дому всю мужскую работу стараюсь выполнять сам, не прибегая к помощи других. Я все умею делать своими руками.

КАБЕЛЬ-news:
Есть какое-то место, куда Вам приятно возвращаться?
C.Н. Тодирка: Применю такое сравнение: я как лист, оторвавшийся от дерева и поплывший, поплывший, прибивающийся то к одному, то к другому берегу. И на сегодняшний день, я все с такой же легкостью могу плыть дальше.
С удовольствием возвращаюсь во Францию и не в столицу, а в ее провинцию. Есть такой городок Сан-жан де Луз, рядом с местечком Биориц, недалеко от границы Франции и Испании. Там же находится Бискайский залив, в акватории которого располагается залив Гасконь. Это очень красивое и уютное место. Хотел бы жить там.

КАБЕЛЬ-news: Чьим мнением Вы больше всего дорожите?
C.Н. Тодирка: Таких людей очень много. Это моя супруга, дочь, проверенные друзья. Есть коллеги и подчиненные, к которым я прислушиваюсь. Со временем, к сожалению, я перестал различать искреннее отношение людей и притворное и бывает, иногда попадаюсь.

КАБЕЛЬ-news: О чем Вы мечтаете?
C.Н. Тодирка: О внуках. Все, что недодал своим детям, в связи с нехваткой свободного времени, с удовольствием возместил бы внукам. С внуками я абсолютно по-другому вел бы себя, подходя к вопросам воспитания более комплексно. Мечтаю жить с внуками во Франции (улыбается).

КАБЕЛЬ-news: Как Вы относитесь к критике?
C.Н. Тодирка: Скорее я ее не признаю и отношусь болезненно. В этом мой недостаток. Выводы, конечно, делаю, но первая моя реакция — доказать, что я прав. А бывают ситуации, когда лучше промолчать, чем отстаивать свои позиции.

КАБЕЛЬ-news: Какие качества Вы особенно цените в людях?
C.Н. Тодирка: Честность и порядочность — это основа.

КАБЕЛЬ-news:
Что Вы не прощаете подчиненным и людям, в общем, и на что можете закрыть глаза?
C.Н. Тодирка: Не люблю, когда оправдываются. Если человек провинился, то лучше прийти и сказать все как есть, а не юлить и искать оправдания самому себе. Не прощаю ложь. Единожды солгав, человек, если не навсегда, то очень надолго потеряет мое доверие.

КАБЕЛЬ-news:
Как вы видите будущее электроэнергетики?
C.Н. Тодирка: Я представляю, что должен быть переворот в электроэнергетике, что мое любимое дело, профессия сетевика, исчезнет совсем. Не будет кабельных сетей, не станет трансформаторных подстанций, все это исчезнет, сдастся в утиль. Сегодня в земле проложено столько кабеля и столько всего, что ситуация пришла в тупик.
Я думаю, будет изобретен какой-то вид энергии, который заменит провода. Будет сделан некий микро-реактор из супер прочного материала, способный обеспечивать энергией вот эту комнату, скажем, или какое-то одно, взятое помещение. Пришел реактор в негодность, его заменили, утилизировали и никаких проблем. И так повсюду. Все будет складываться из таких вот мелких деталей, изолированных друг от друга, не представляющих никакой опасности и не влияющих на работу друг друга.
Никаких осенне-зимних максимумов нагрузок, никакой головной боли. Нанотехнология уже сегодня творит чудеса. Уже появляются новые разработки, и все это — не за горами.

КАБЕЛЬ-news: Чем же тогда будут заниматься энергетики? Выращивать цветы?
C.Н. Тодирка: Существует много других интересных занятий — рыбалка, путешествия (улыбается).

КАБЕЛЬ-news:
Каким на Ваш взгляд должен быть настоящий электроэнергетик?
C.Н. Тодирка: Грамотным. Должен знать свою профессию. В электроэнергетике не должно быть случайных людей. Электромонтеры, кабельщики должны учиться своей профессии, прежде чем приступать к практике. Когда я закончил МЭТ, у меня была серьезная теоретическая подготовка, которая очень понадобилась в практической работе. Учась, я просто поглощал знания.
Мне повезло с учителями, как в учебных заведениях, так и в работе. Межаков Вадим Михайлович, Батрев Иван Васильевич, Макаров Станислав Алексеевич, Плетнев Лев Федорович, Нехорошев Николай Михайлович, Корольков Игорь Николаевич, Пельтцер Вадим Борисович, Попов Лев Васильевич, Серебрянников Нестор Иванович — уникальные, высококлассные специалисты. Учителя, которых нужно было слушать, открыв рот, поглощая знания.
После двух недель работы на измерительной лаборатории, при измерении кабеля в институте им. Курчатова у меня был случай. Уже на объекте, Вадим Михайлович Межаков подвел меня к ячейке, подключив переносной генератор, уехал на трассу. По двусторонней связи давал мне инструкции: «Включи фазу ноль, только чтобы, не дай бог, остаточный заряд не попал на прибор. Каждый раз заземляй, чтобы разрежался кабель, и после этого переключай на тот или иной вариант».
Всякий раз, когда я включал генератор, нужно было отключать заземляющие ножи, чтобы посылать импульс в трассу. Несколько раз сделав правильно, я запутался и, включая генератор, включал заземляющие ножи, фактически сигнал подавая себе. Вадим Михайлович ходил по трассе 3,5 часа и ничего не слышал. Потом он сообразил, что значит специалист — теоретик, какую ошибку я совершаю. Он мне сказал: «Степан, пойди и сделай следующее: включи фазу и землю, но только я очень тебя прошу, после того как включишь генератор, отключи заземляющие ножи». Я догадался, что я делал не так, и мне стало очень стыдно от того, сколько я его мучил. В итоге он нашел место повреждения. Я сидел со страхом и ждал, когда он вернется.
Он пришел очень уставший и сказал: «Не волнуйся, с кем не бывает, все будет хорошо, ты еще директором будешь». Он понял, что я действительно переживал за то, что натворил. И хорошо, что эта ситуация закончилась благополучно! А были бы в тот момент у меня знания, я никогда бы не совершил такую ошибку. После этого случая я изобрел специальное приспособление «удочка», чтобы постоянно не включать и выключать заземление, для снятия разряда. Этим приспособлением измерители пользуются до сих пор.

КАБЕЛЬ-news: Чего бы Вы хотели пожелать себе лично?
C.Н. Тодирка: Сложный вопрос. Наверное, хорошего здоровья, прежде всего. Чтобы была возможность работать.
Что касается отдыха? Когда я ухожу в отпуск, то полноценно отдыхаю первых восемь-десять дней, а потом начинаю заниматься самоедством, постоянно думаю и говорю о работе. Какой может быть отдых, когда работа ждет (смеется).
Когда я трудился заместителем начальника службы присоединения — это было единственное время в моей карьере, когда я жил, что называется полной жизнью нормального человека, работая от звонка до звонка. Ходил в театры, встречался с друзьями, вел разнообразную жизнь. Сегодня это получается с трудом.

КАБЕЛЬ-news: Чтобы Вы хотели пожелать читателям журнала «КАБЕЛЬ-news» и коллегам по работе?
C.Н. Тодирка: Чтобы каждый из них проработал не менее сорока лет. Чтобы все были здоровы, поддерживали друг друга, не были бы жестокими. Чтобы уважали и побаивались электрический ток. Чтобы все сохранили здоровье и жизнь.
Я не жалею, что здесь проработал столько лет и хотел бы, чтобы у всех было такое же чувство.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Прямой эфир
+