Предприятия отрасли

«Сарансккабель»: сохраняя традиции, быть на шаг впереди

01.03.2012
Рубрика: Предприятия отрасли
Метки: КАБЕЛЬ-news №1, 2012 Производство

Обсудить на форуме

Информация предоставлена: Журнал "КАБЕЛЬ-news"

4077 просмотров

ТРИ ФАКТОРА ИЗ ДВАДЦАТИ

В рамках Дня качества на базе завода «Сарансккабель» для руководителей промышленных предприятий, прибывших из разных регионов России, был организован мастер-класс, который провели специалисты Всероссийской организации качества (ВОК).

«Сарансккабель» в качестве базового предприятия был выбран не случайно: на заводе создана эффективная система управления качеством, а выпускаемая продукция соответствует всем отечественным и международным стандартам.

Участники мастер-класса побывали в заводских цехах, посмотрели, как идёт производственный процесс, какие системы контроля действуют на предприятии, ознакомились с принципами «бережливого производства».

О том, что качество — главный критерий оценки работы каждого сотрудника и главное условие стабильной работы предприятия, стало понятно с первого взгляда. При входе в производственную зону предприятия посетителей встретил огромный плакат, который гласил: «Кабельщики, помните! Потребитель должен быть нами доволен: заказы — в срок, высокого качества, с минимальными затратами!». Кроме того, в каждом цехе, на каждой линии размещена наглядная информация, где в доступной форме разъясняется, от чего зависит качество труда в целом и как влияет работник завода на качество собственной жизни.

2010 год на «Сарансккабеле» был объявлен годом качества. В течение всего этого периода от потребителей завода не поступило ни одной претензии на полученную продукцию. Хотя до этого, бывало, поступало 5—6 рекламаций в год. Для кого-то это немного, но не для «Сарансккабеля», который на протяжении 60 лет вопросы качества ставит во главу угла. А ведь завод выпускает порядка 28 тысяч маркоразмеров кабеля! Не стал исключением и 2011 год, он прошёл под девизом «Год качества и стабильности».

В ходе мастер-класса нацеленность заводчан на качество стала ещё более очевидной. Ведущий мастер-класса, исполнительный директор ВОК, вице-президент российского Клуба бенчмаркинга Юрий Самойлов провёл довольно сложное тестирование сотрудников, предложив им сначала выделить 20 главных факторов, влияющих, по их разумению, на деятельность предприятия, затем оставить из них 10, а потом из этих десяти выделить всего три — наиважнейшие. Учитывалось мнение каждого участника мастер-класса. Так вот, по оценкам заводчан, в тройку лидеров попали такие факторы, как качество, модернизация оборудования и обеспечение предприятия заказами.

Мы попросили прокомментировать ситуацию исполнительного директора ОАО «Завод «Сарансккабель» Дмитрия Старцева.

— Это ожидаемый результат, — считает он. — Без наличия постоянных заказов невозможна ритмичная работа производства. Сегодня расширился ассортимент выпускаемой кабельной продукции. Освоение новых марок подразумевает или приобретение нового, или модернизацию имеющегося оборудования. А качество имеет первостепенное значение, особенно для нашей продукции. Ведь она связана с жизнеобеспечением людей. Мы поставляем кабели энергетикам, железнодорожникам, связистам, наши кабели используются в метрополитенах, на АЭС. Мы должны гарантировать своим потребителям качество и надёжность изделий.

Однако производство есть производство. Но все отклонения мы стремимся выявлять непосредственно в процессе изготовления. Здесь ключевую роль играет человеческий фактор. Осознанная деятельность рабочего и контролёра решает многие проблемы, в том числе по выявлению несоответствий. В 2011 году вопросам обучения, повышения квалификации персонала уделялось повышенное внимание.

Конечно, совершенствование качества — вопрос внутренний, но и здесь мы активно сотрудничаем с нашими потребителями. Одна из форм взаимодействия — ежегодное проведение совместных конференций, обучающих и технических семинаров. Мы стараемся учитывать их предложения, внедрять полезные идеи.

Другим важным преобразованием года стала оптимизация управления. Мы убедились, что прямое взаимодействие связки основное производство — служба качества позволяет избежать несогласованности в текущей работе подразделений. Для нас важно не только выпустить нужную продукцию в срок, но и должного качества. Так, совершенствование организации производства и труда позволило обеспечить повышение производительности труда, стимулировало более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. В свою очередь, это сказалось и на сокращении издержек производства.

Все эти преобразования нацелены на снижение себестоимости изделий. В период конкуренции, при перенасыщенности рынка продукцией, в том числе кабельной, побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена. Именно эти факторы являются сегодня основными и влияют на исход борьбы за потребителя. А резерв улучшения этих факторов заключён в том числе и в себестоимости. Рычаги снижения затрат у каждого свои. Не открою секрета, если скажу, что это не только пересмотр режимов работы оборудования, оптимизация норм расхода материалов, но и целый комплекс мероприятий, на выполнение которых сегодня нацелен коллектив.


ИСПЫТАНИЕ КОНТРАФАКТОМ

Между тем серьёзной проблемой для кабельщиков стало появление на российском рынке большого количества контрафактной продукции. Желание некоторых производителей сэкономить на конструкциях, технологических звеньях, материалах оборачивается большими неприятностями для эксплуатационников. Но «липовый» кабель стоит дёшево, поэтому и пользуется спросом у посредников, которые в общем-то и определяют пока ситуацию на рынке.

Как отметил участник мастер-класса начальник сектора контроля качества электрической энергии МРСК Волги (г. Саратов) Рустам Бекбулатов, сложившуюся ситуацию необходимо решать прежде всего на законодательном уровне. Большой отрыв законодательной базы от реального производства (в частности, ФЗ-94) позволяет недобросовестным производителям на легитимных основаниях производить недоброкачественную продукцию. Крупные потребители заинтересованы в хорошем производителе, поэтому активно налаживают обратную связь.

Меняются условия жизни, а значит, требуется и новая продукция. В зоне ответственности МРСК Волги, например, раньше не было гололёдных зон. Теперь они появились. Следовательно, нужны новые проектные решения, новые технологии, новая продукция. Надо решать проблемы совместно с поставщиком. И хорошо, когда поставщик проверенный, выпускает качественную, надёжную продукцию. Поэтому добросовестные производители опираются на долгосрочные контракты. В работе на долгосрочной основе заинтересован и «Сарансккабель».

Наряду с предприятиями, входящими в Ассоциацию «Электрокабель», завод подписал декларацию, где заявил об обязательствах выпускать изделия безупречного качества. Кроме того, предприятие большое внимание уделяет созданию принципиально новых видов изделий. Сегодня завод при непосредственном участии ОАО «ВНИИКП» разрабатывает и внедряет конструкции кабелей, используя новые материалы и технологии.

С введением регламента на пожарную безопасность «Сарансккабель» в числе первых стал выпускать огнестойкие силовые и контрольные кабели, которые успешно эксплуатируются.

Завод продолжает выпускать большую группу кабелей связи, в том числе для сигнализации и блокировки, а также силовые кабели с пластмассовой и бумажно-пропитанной изоляцией, последние в настоящее время пользуются повышенным спросом у потребителей.


КОНТРОЛЬ И МОТИВАЦИЯ

Как известно, качество продукции и самой работы определяют четыре фактора: материалы, компетентный персонал, уровень технологии и степень мотивации работников за изготовление продукции.

— Мы создаем систему менеджмента качества, постоянно совершенствуя её с целью удовлетворения потребителей, — поясняет Д. Старцев. — На предприятии действует трёхуровневый контроль: входной, когда обязательно проверяется качество всех поступающих на предприятие материалов, и пооперационный, позволяющий своевременно предотвратить несоответствие в процессе производства (в готовой продукции найти скрытый дефект значительно сложнее). Внедрение пооперационного, т.е. контроля на всех операциях, особенно при изготовлении силовых кабелей на среднее напряжение, позволило обеспечить стабильное качество этих изделий и восстановить имидж предприятия. Сегодня практически вся продукция принимается ОТК с первого предъявления. Этот условный показатель используется как ориентир для оценки работы в плане принятия мер по дальнейшему совершенствованию. Для каждого вида изделий установлены свои нормативы. Конечно, этот барьер весьма условный, но он позволяет контролировать динамику этого показателя и соответственно пересматривать работу производства.

А также итоговый контроль — это приёмосдаточные испытания. Вся выпускаемая продукция подвергается сплошному контролю. Здесь уже оцениваются внешний вид, маркировка, качество упаковки и пр.

На предприятии действует система менеджмента качества (СМК) на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001—2008 и ГОСТ Р ИСО 9001—2008. Она предусматривает взаимодействие процессов на всех стадиях производства: при изучении требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при изготовлении самой продукции, при выборе поставщиков сырья, материалов, а также при реализации продукции.

Разработанные внутренние документы — стандарты организации, положения, инструкции регламентируют порядок работы и обязанности каждого члена коллектива, в том числе и процесс мотивации в области качества.

Так, премирование работников ОТК напрямую зависит от того, сколько ими выявлено несоответствий в процессе производства, а также от количества претензий потребителей. В случае выявления дефекта работник ОТК выписывает на рабочего «извещение». И если претензия обоснована, контролёр получает 10-процентную прибавку к премии. А виновный, в свою очередь, лишается 5% премии. Каждый случай нарушения рассматривает специальная комиссия, задача которой — выяснить, почему допущен брак: то ли это халатность работника, то ли дало сбой оборудование, то ли материалы поступили с дефектом. И конечно, сразу принять меры для предотвращения и недопущения подобного.

Помимо прочих мер, ОТК совместно с ЦЗЛ и бюро сертификации и стандартизации проводит периодические и внеплановые комплексные проверки, направленные как на контроль полуфабриката в процессе производства, так и готовой продукции со склада. Этот контроль — дополнительный барьер для несоответствующей продукции.

Кроме того, для повышения ответственности исполнителя при маркировке кабеля наносится номерной знак работника. Система идентификации и прослеживаемости позволяет определить, кто и какие выполнял операции, какие использовались материалы, кто испытывал и принимал продукцию.

Таким образом, работает целостная система контроля производственного процесса — стабильно и качественно.

— Мы являемся прямыми потребителями продукции завода «Сарансккабель», — рассказала представитель филиала ОАО «Ростелеком» в Республике Мордовия Ирина Комарова. — От качества изделий этого предприятия во многом зависит качество наших услуг. Очень рады, что у нас такой надёжный партнёр.

— Завод не собирается останавливаться на достигнутом, — резюмирует глава «Сарансккабеля». — Уже сегодня можно говорить об определённых производственных успехах. Их пока трудно назвать прорывом. Так завод работал ещё в докризисном 2008 году, когда экономика развивалась интенсивнее. Но определённая тенденция наметилась. Мы планируем увеличивать достигнутый уровень производства. С этой целью сформирован план технического развития завода на 2012—2018 годы и уже начата его реализация. Для «Сарансккабеля» традиции — это стиль жизни, качество — закономерность, а движение вперёд — необходимость.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно