Энергетика

Система управления активами повышает надёжность и снижает издержки

— Поясните, пожалуйста, что представляет собой Система управления производственными активами?

П. Голубев:

— Управление производственными активами — область менеджмента, объединяющая результаты деятельности целого ряда функциональных блоков и бизнес-процессов. К ним относятся: диагностика, планирование и исполнение производственных программ, финансовое, инвестиционное и бизнес-планирование, закупки и снабжение, информационное обеспечение, учёт и анализ отключений и технологических нарушений, управление рисками. Целью управления активами является оптимизация процессов их использования в соответствии со стратегическими целями бизнеса. Для Холдинга МРСК это цели повышения надёжности функционирования электрооборудования и увеличения общей эффективности производства.

Мы рассматриваем внедрение комплексной Системы управления активами Холдинга как создание и ввод в действие управленческого инструмента, который позволит нам последовательно перейти от традиционного планирования издержек на ремонты, обслуживание и техническое перевооружение производства к управлению стоимостью жизненного цикла активов с момента закупки до физического вывода оборудования из эксплуатации.

Базовый принцип Системы управления активами, которую мы внедряем, — нахождение баланса технического состояния оборудования, затрат на технические воздействия и рисков выхода оборудования из строя. Функциональная модель cистемы представлена на рис. 1.

В основе — определение с использованием формализованных критериев реальных оценок технического состояния оборудования, оценка прямых и косвенных рисков (последствий) отказа для каждой единицы оборудования, концентрация и анализ информации о состоянии и рисках отказа оборудования. Принципиально изменяется порядок принятия решений по оборудованию:
• устраняется информационный разрыв между источником информации о состоянии оборудования и руководящим аппаратом;
• вводятся соответствующие организационные и технические решения для централизации планирования ремонтов и замен на основе данных о состоянии и рисках оборудования.

Располагая полной аналитической информацией, руководящий аппарат получает возможность обоснования принятия решений по оптимальному времени и масштабу воздействия на каждую единицу оборудования и формирования программ ремонтов и замен оборудования с учётом приоритетов бизнеса. Ведь один и тот же уровень надёжности можно получить различными способами: варьируя уровни резервирования режимов эксплуатации оборудования, условия выполнения ремонтных работ, технического обслуживания и т.д.

Д. Панков:

— Внедряя Систему управления активами, Холдинг МРСК создаёт тем самым современный и действенный ресурс управления, позволяющий ставить измеримые цели по надёжности и эффективности управления активами и реализовывать конкретные мероприятия по их достижению.

Система менеджмента активов в компаниях — это уже зарекомендовавшая себя международная практика. Холдинг принял решение о создании системы, серьёзнейшим образом проанализировав мировой опыт управления электросетевыми комплексами. И, как показало изучение этого вопроса, именно такой подход к управлению наиболее применим у ведущих мировых энергокомпаний и наилучшим образом себя оправдывает, если брать за основу сравнения показатели надёжности и эффективности затрат на оборудование.

В качестве методологической основы Системы нами выбран один из наиболее зарекомендовавших себя международных стандартов в этой области — PAS 55. Стандарт PAS 55 обобщает лучшую мировую практику и представляет собой свод требований в области процессов и подходов в управлении производственными активами.

— Вы сказали об анализе международной практики, о стандарте PAS 55. Используются ли Холдингом МРСК ещё какие-либо готовые решения в данной области?


П. Голубев:


— Дело в том, что требования стандарта PAS 55 носят характер «предписывающий», т.е. это информация о том, что должно быть сделано. PAS 55 не содержит определений, описаний и инструкций по тому, каким образом это сделать. Поэтому методы и средства обеспечения соответствия требованиям стандарта каждая компания определяет для себя сама на основании своих задач, возможностей и потребностей.

Наша организационная специфика: в управлении Холдинга МРСК находятся 14 крупных распределительных сетевых компаний, каждая из которых в свою очередь является многофилиальной и территориально распределённой структурой, определяет особенности создания Системы. География, количество используемого оборудования (речь идёт о миллионах единиц, общая протяжённость электрических сетей Холдинга — более 2 млн км), огромное число потребителей — физических и юридических лиц, — а также и различная «степень готовности» каждой из МРСК к переходу на управление по новым принципам. Bсё это факторы, влияющие на выбор подходов к внедрению Системы. Готового специализированного решения, которое бы полностью функционально соответствовало специфике Холдинга и решаемым задачам, не существует. Поэтому, приступая к запуску проекта, мы отчётливо представляли себе требуемый объём работ по созданию методической и организационно-методологической базы Системы управления активами. В этих разработках мы сотрудничаем с ведущими российскими и международными консалтинговыми компаниями, используем их экспертную практику в области управления активами в электроэнергетике.

Д. Панков:

— Несомненно, стоит отметить, что в компаниях Холдинга уже ведётся деятельность по решению задач в отдельных областях, имеющих отношение к управлению активами. Действительно, степень готовности к созданию и работе в Системе управления активами различная по компаниям. Ряд из них располагает полезными наработками. Показательными являются результаты комплексного подхода к внедрению Системы управления активами в МРСК Центра, где подобный проект был запущен ещё в 2006 году. Сегодня в системе 15 млн единиц оборудования, количество параметров достигает 300 млн единиц, ведётся учёт аварийных событий, отключений, формируются отчёты в on-line-режиме, рассчитываются показатели эффективности. Разумеется, этот опыт также учтён нами при создании комплексной Системы управления активами Холдинга МРСК.

— Можно ли подробнее остановиться на вопросах по внедрению Системы — работах, этапах? Что уже сделано?

Д. Панков:

— Проект создания Системы управления активами ОАО «Холдинг МРСК» был начат в 2010 г. Приступая к разработке, мы определили 5 областей — взаимосвязанных направлений работ по созданию полнофункциональной Системы управления активами (рис. 2):
• cоздание методического обеспечения и алгоритмов Системы; • разработка и внедрение организационного обеспечения;
• сбор и управление данными по оборудованию;
• разработка и внедрение IТ-обеспечения Системы;
• развитие персонала.

Сегодня завершён наиболее важный, основополагающий этап создания Системы — организационно-методологический.

Разработаны единый классификатор и значения параметров состояния оборудования, методики анализа информации об оборудовании, оценки его технического состояния, определения последствий и рисков отказа оборудования, формирования производственных программ, описания бизнес-процессов управления производственными активами и показатели эффективности процессов, принципы взаимодействия подразделений, инструкции и регламенты применения методического обеспечения Системы, требования к компетенциям персонала.

Результаты работ этого этапа объединены в единый Стандарт управления электросетевыми активами ОАО «Холдинг МРСК». Этот документ формулирует чётко определённые, прозрачные, единообразные в отношении всех компаний Холдинга требования к организации работ в области управления активами, а также обязательства по их исполнению и критерии эффективности.

Весь комплекс работ по внедрению Системы управления активами производится согласно разработанной программе, включающей несколько блоков. Создание и внедрение Стандарта в практику работы компаний Холдинга создаёт условия для реализации ключевого блока программы — проведения паспортизации оборудования. Сбор данных и расчёт индекса состояния оборудования по всем ДЗО мы завершим уже в 2012 году. Для этого имеются все необходимые инструменты — разработана НСИ, сформированы функциональные требования к программному обеспечению для проведения паспортизации.

Параллельно мы осуществляем разработку функциональных требований и проектных решений по информационной системе управления активами. По результатам будет производиться доработка существующего и внедрение новых модулей программного обеспечения, реализующего процессы Системы управления активами во всех компаниях Холдинга.

И ещё один очень существенный вопрос — это подготовка персонала на всех уровнях. Мы внедряем принципиально иные подходы к формированию планов воздействия на оборудование, меняются привычные процессы, необходимо осваивать большой объём информации и новое программное обеспечение. Для подготовки персонала, понимающего принципы работы Системы, готового использовать, поддерживать и развивать её в компаниях Холдинга, разработаны и проводятся различные программы обучения. В их числе — проведение деловой игры «Внедрение Стандарта управления активами», которая позволяет отработать на примерах все процессы Системы управления активами и варианты решения «нештатных» ситуаций.

Весь проект организован нами так, чтобы максимально вовлекать персонал ДЗО Холдинга в работы по созданию Системы на всех этапах. Обсуждения, разработка документов, подготовка решений ведутся рабочими группами, в которых участвуют сотрудники всех компаний Холдинга. Это обеспечивает общее «информационное поле» проекта, что во многом снижает сложность адаптации к нововведениям.

— Когда Холдинг планирует получить первые результаты проекта создания Системы управления активами? Каковы планы на будущее?

П. Голубев:

— К формированию производственных программ на новых принципах Системы управления активами мы приступим уже в 2013 году. К этому времени будут рассчитаны индексы состояния оборудования, введены в практику методики Стандарта управления активами, планируется завершение нескольких взаимосвязанных проектов, результаты которых должны использоваться Системой управления активами. В частности, создание Единой системы нормативно-справочной информации Холдинга, актуализация базы НТД и ряд других. Всё это позволит обеспечить полноценную работу Системы и, соответственно, хорошие результаты её работы.

Д. Панков:

— Мы считаем, что первый этап по разработке и внедрению Системы реализован нами успешно. Мы создали «базис» Системы, в запланированные сроки приступаем к паспортизации и оценке технического состояния. Повторю, это крайне важный этап работы, от его результатов (сроков ввода данных по оборудованию, качества, объёма информации) зависит успех всего проекта: чтобы управлять, необходимо знать, чем управляем. Поэтому следующий ожидаемый Холдингом результат к концу 2012 года — получение результатов оценки технического состояния имеющихся в распоряжении активов. Далее — доработка требуемой функциональности информационных систем и переход на новые принципы планирования и оценки эффективности деятельности в области ТОиР.

Если говорить о планах, то это, конечно, реализация скоординированных процессов развития уже готовых блоков Системы. Как в информационной части, так и в развитии методологической базы методики должны совершенствоваться, процессами развития методик и поддержания их актуального состояния нужно управлять. Будем развивать информационные системы в части формирования дополнительной аналитической отчётности, расчёта показателей эффективности. Планируем реализацию системы регулярного сравнительного анализа эффективности подразделений, по результатам которой будем совершенствовать и увеличивать операционную эффективность.


Беседовала Елена Ставцева

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно