Энергетика

Smart Grid – учёт электроэнергии по-новому

Сегодня вопросы энергоэффективности и энергосбережения, особенно на территории РФ, являются одними из наиболее актуальных. В последние несколько лет электроэнергетические отрасли большинства развитых стран мира столкнулись с двумя проблемами, существенно затруднившими их дальнейшее развитие. Первая — высокая степень износа установленного электротехнического оборудования и отсутствие макроэкономических возможностей для обеспечения одномоментных масштабных инвестиций в энергетику. Вторая — ограничения строительства новых объектов энергетики по причинам различного характера: плотность городской застройки, экологические стандарты, ограничения землеотводов, отсутствие легкодоступных источников топлива, возможности транспортной инфраструктуры и пр. Эти проблемы вызвали необходимость разработки новой системы взглядов, принципов и методов развития и управления энергетикой на новом технологическом и экономическом базисе, которая в своей совокупности и получила собирательное название Smart Grid — «умные», или «интеллектуальные», сети. Большинство экспертов понимают Smart Grid как технико-экономическую концепцию полностью интегрированной, саморегулирующейся и самовосстанавливающейся энергетической системы.

По разным оценкам применение новых технологий в совокупности со стимулирующими экономическими рычагами позволит только за счёт модернизации существующих энергосистем дополнительно высвободить до 30—40% дополнительной мощности, что эквивалентно строительству новой электроэнергетической инфраструктуры в аналогичных объёмах.

СИТУАЦИЯ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

Становится понятно, почему ведущие страны мира сейчас активно занимаются разработкой и освоением технологий Smart Grid. Так, например, общий запланированный объём инвестиций в Smart Grid в США оценивается в 19 млрд долл., а Евросоюз намерен вложить в инфраструктуру Smart Grid около 7 млрд евро. Аналогичные инициативы на уровне государства сейчас формируются в странах Азии. Так, Китай намерен вложить в развитие технологий Smart Grid рекордную сумму — 70 млрд долларов.

В рамках вышеупомянутых инициатив западным экспертным сообществом были сформированы пять направлений развития технологий Smart Grid, обеспечивающих ожидаемый технологический прорыв: создание «умных» измерительных приборов и устройств; усовершенствование методов управления энергосистемой в режиме реального времени; модернизация технологий передачи электроэнергии; совершенствование технологии малой генерации; разработка интерфейсов и средств коммуникации.

Что касается ситуации в России, то очевидно, что текущее состояние российской энергетики требует масштабной модернизации ввиду значительного износа основных фондов (до 60% оборудования выработали сроки службы), и здесь инновационные и более инвестиционно-привлекательные решения Smart Grid уже де-факто получили поддержку на всех уровнях управления. Однако отсутствие единого центра координации и комплексного управления функционированием и технологическим развитием отрасли после проведения реформы РАО ЕЭС России существенно тормозит практическую реализацию концепции Smart Grid. Копирование западных подходов Smart Grid в российской энергетике малоэффективно из-за специфики последней, поэтому есть необходимость в глубоком осмыслении технологической и экономической концепции Smart Grid применительно к российским условиям и тщательной проработке подходов и вариантов развития Smart Grid в России.

ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ SMART GRID

Варианты развития концепции Smart Grid в России предполагают три возможных сценария.
1. Мониторинг развития технологий Smart Grid на Западе и их точечное внедрение в ЕЭС России.
2. Развитие отдельных компетенций Smart Grid для обеспечения участия России в мировом разделении труда в сфере научных разработок и НИОКР, а также в области производства оборудования Smart Grid.
3. Разработка и реализация комплексной национальной программы инновационного развития электроэнергетики на базе концепции Smart Grid.

Сейчас в России фактически развивается первый сценарий. Точечное внедрение новых (преимущественно зарубежных) технологий носит в основной массе бессистемный характер и вряд ли способно принести какой-либо значимый экономический эффект как для отрасли, так и для страны в целом.

Первоочередные задачи по созданию Smart Grid в России можно сформулировать следующим образом. Задачи отрасли:
• формирование механизмов управления и координации инновационной деятельности ключевых субъектов отрасли (сетевые компании, генерирующие предприятия, СО ЕЭС, крупные производители электротехнического оборудования, научно-исследовательские и проектные институты);
• анализ отраслевыми экспертами тенденций развития Smart Grid за рубежом, оценка применимости разработанных технологий в российских условиях;
• разработка скоординированных программ модернизации и инновационного развития электроэнергетики на основе концепции Smart Grid с выделением этапов их реализации.

Задачи государства:
• формирование реальных экономических механизмов, стимулирующих энергоэффективность как предприятий энергетики, так и потребителей всех уровней;
• создание развитой научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры по электротехническим и смежным технологическим направлениям Smart Grid;
• формирование национальных институтов стандартизации;
• придание Программам модернизации электроэнергетики на основе концепции Smart Grid статуса национальных (федеральных) проектов с организацией соответствующего ресурсного и административного обеспечения.

Очевидно, что «быстрая» модернизация российской энергетики на базе концепции Smart Grid невозможна, поскольку «стартовые условия» для этого крайне неблагоприятны. Это катастрофическое отставание отечественного промышленного и научно-инновационного комплексов от общемирового уровня (минимум на 15—20 лет); крайний дефицит квалифицированных кадров в отрасли при общей тенденции падения уровня образования; отсутствие в стране «инновационной культуры» и многое другое.

Тем не менее другого пути у российской энергетики нет. России уже не хватает материальных и человеческих ресурсов для поддержания крайне изношенной, технически и морально устаревшей и экономически неэффективной инфраструктуры ЕЭС, а запас прочности энергосистемы практически исчерпан. Выходом из сложившейся ситуации может служить формирование новой формы партнёрства между государством и отраслевым бизнесом. Представители отрасли, в особенности сетевые компании, должны взять на себя роль «локомотива модернизации» путём формирования соответствующих экспертных сообществ, исследования новых технологий, развёртывания новых производств, формирования собственных кадровых резервов и т.д. Роль государства при этом — координация деятельности крупнейших «игроков» отрасли и поддержка продуктивной активности отраслевого бизнеса путём изменения своих институтов регулирования и управления, а также формирование и ресурсное обеспечение межотраслевых институтов трансферта и стандартизации технологий Smart Grid.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно