Энергетика

Снижение тарифов в 2011-м – победы и проигрыши

Данное постановление предусматривает доведение уровня роста тарифов на электрическую энергию в 2011 г. до 15%. В результате утверждения данного постановления многие электросетевые компании вынужденно внесли коррективы в инвестиционную политику в сторону её уменьшения.

Высокие темпы роста цен на электроэнергию в России — результат реформы РАО ЕЭС России. После расформирования РАО ЕЭС произошла потеря эффекта масштаба. Иными словами, вместо одного хозяйствующего субъекта стало двадцать четыре, что вызвало рост издержек у электроэнергетических компаний. Ниже приведён график, показывающий темпы роста цен на электроэнергию в России и в мире за последние годы (рис. 1).

Как видно из графика, в России по прежнему остаются одни из самых низких цен на электроэнергию, но в 2012 г. ожидается, что цены в России будут выше, чем в США. Также стоит отметить, что в России самый высокий ежегодный рост тарифов на электроэнергию — чуть более 15%, в то время как во всех развитых странах эта цифра ограничивается 10%, а в некоторых странах (США, Германия, Франция) и вовсе не превысила 5%. В период с 1999 по 2010 гг. цены на электроэнергию в России выросли в 4,5 раза, в то время как в развитых странах эта цифра существенно ниже (за исключением Швеции — 2,7 раз) и не превышает 2,5 раз.

Также за последние годы сильно возросла доля затрат промышленных предприятий на электроэнергию. В период с 2006 по 2010 гг. доля затрат промышленных предприятий на электроэнергию выросла с 3,5 до 4,2%, и это при том, что в 2008 г. было снижение до 3,3% (рис. 2).

Ограничение на рост тарифов в целом положительно сказалось на конечных потребителях. Ограничения снизили темпы роста доли затрат на электроэнергию в промышленности, соответственно произошло искусственное сдерживание роста цен. Но, помимо положительного влияния на промышленность, есть и отрицательные моменты. В результате реформы РАО ЕЭС, как отмечалось ранее, произошла потеря эффекта масштаба, повлекшая за собой появление электроэнергетических компаний, не имеющих своей инфраструктуры. Повышение тарифов — необходимая мера для создания необходимой инфраструктуры. Также стоит отметить, что правительство просто ограничило рост тарифов, при этом не просубсидировав компании и не предоставив им никаких льгот. Иными словами, приняв постановление, правительство ограничило рост и развитие электроэнергетической отрасли. Это в свою очередь отрицательно сказалось на инвестиционной политике компаний, потому что для того, чтобы компенсировать недополученную прибыль, им пришлось снижать финансирование этих программ.

Данное постановление противоречит реформе РАО ЕЭС, и в связи с этим возникает логичный вопрос — зачем нужно было либерализовывать электроэнергетический рынок, если цены всё равно продолжают регулироваться?

Если регулирование и сдерживание цен на электроэнергию будет продолжаться и дальше, это может повлечь за собой серьёзные последствия. Во-первых, сдерживание цен будет вредить производителям электроэнергии, которые ежегодно будут недополучать прибыль и соответственно уменьшать финансирование инвестиционных программ. Во-вторых, искусственное сдерживание тарифов может закончиться тем, что в определённый момент тарифы вырастут гораздо более резкими темпами и это вызовет ещё большее недовольство конечных потребителей, чем в случае равномерного роста цен.

В наихудшей ситуации оказались компании, инвестировавшие в российскую электроэнергетику в период реформы РАО ЕЭС. Инвесторам пообещали либерализованный рынок, и, исходя из этого, они вложились в новые электроэнергетические компании. Но на деле рынок оказался не либерализованным, и инвесторы остались ни с чем. Такое изменение условий неблагоприятно сказывается на российских энергетических компаниях и промышленности в целом. Россия становится всё менее привлекательной для иностранных инвесторов (рис. 3).

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно