Энергетика

Современные правила технологического присоединения «бьют по карману» сетевых компаний

Появлению этого документа предшествовал длительный период противостояния потребителей электрической энергии (в основном коммерческих организаций), имеющих потребность в подключении к электрическим сетям новых объектов (жилые здания, торговые центры, предприятия и т.д.), и сетевых организаций, которые в силу отсутствия достаточных средств на развитие сети были вынуждены отказывать этим заявителям в присоединении или формировать некую «очередь» за присоединением. Все объяснения такой ситуации сводились к тому, что существующие средства, получаемые через тарифы на передачу электрической энергии, должны расходоваться на поддержание существующей сети в работоспособном состоянии, за развитие же сети (строительство новых объектов) должны платить вновь присоединяемые потребители.

Безусловно, в таких условиях идея формирования в сетевых компаниях дополнительных инвестиционных источников для развития сетей, формируемых за счёт сбора денежных средств с вновь подключаемых потребителей, была абсолютно оправданной. Законодательное регулирование в этой области было крайне необходимым для построения легального и, главное, прозрачного процесса формирования таких источников финансирования.

Документ, вышедший в 2004 году, каким бы «сырым» или неполным его ни называли, выполнял задачу регулирования вновь создаваемого и проходящего отладку бизнес-процесса технологического присоединения. Последующие 13 Постановлений Правительства, вышедшие в период с августа 2006 по март 2011 гг., были призваны ликвидировать отмеченные в ходе работы недостатки и создать приемлемые для всех участников процесса условия для работы.

Но, как это часто бывает, стремление улучшить процесс и облегчить нагрузку для одних интересантов привело к затягиванию петли на шее у другой стороны. В итоге упомянутое количество уточняющих документов стало действительно «чертовой дюжиной» для сетевых компаний.

Приведём несколько примеров из реальной жизни.


ПРИМЕР 1.
СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА


Согласно п. 16 «Правил технологического присоединения…» срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, выполняемый обеими сторонами, для заявителей максимальной мощностью до 100 кВт не может превышать 6 месяцев, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. При этом, в соответствии с п. 16.3 «Правил…», сетевая организация исполняет обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Теперь обратим свой взор на существующие сети 0,4 кВ в сельской местности. Исторически их строили по радиальному принципу вдоль улиц. Расчёт нагрузки производился по нормативам 30—50-летней давности. Многие линии работают не в полнофазном режиме.

Сейчас же населённые пункты, где идёт развитие, это не те избушки с одним холодильником и телевизором. Это полноценные жилые дома с большой электрической нагрузкой (отопление, освещение, насосы для полива, кондиционеры, электроинструмент, другая бытовая техника). Совершенно закономерно, что за счёт естественно увеличивающейся нагрузки у ранее подключённых потребителей и без присоединения новых объектов уже горят трансформаторы в трансформаторных подстанциях (ТП) и уровень напряжения в сети 0,4 кВ гораздо ниже норматива.

В этих условиях понятно, что если участок заявителя находится на расстоянии 100—500 м от существующих сетей 0,4 кВ (обычно это новые участки в конце улиц), то для его присоединения практически всегда необходимо строить новую ТП, ЛЭП 10(6) кВ и ЛЭП 0,4 кВ до границ его участка.

Новое строительство всегда сопряжено с необходимостью отвода земельного участка, согласованием со смежными землепользователями. Всем известно, что процедура эта сама по себе не быстрая и занимает несколько месяцев. Добавьте к этому необходимость для сетевой организации включить данный объект в инвестиционную программу, изыскать из собственных средств источники финансирования (в большинстве своём такие заявители платят по 550 руб. за присоединение), выполнить изыскания и проектирование, заказать оборудование и материалы и построить объект. При этом, в соответствии с действующими правилами, каждый этап должен предваряться конкурсной процедурой по выбору подрядчика на данный вид работ.

Резюмируя данный пример, можно сказать, что реальное время на реализацию такого рода мероприятий с учётом соблюдения всех вышеперечисленных процедур составляет 1—1,5 года. Здесь можно отметить, что сроки строительства таких объектов, прописанные ещё в стандарте ОАО «ФСК ЕЭС» СТО 56947007-29.240.013-2008 «Сроки работ по проектированию, строительству и реконструкции подстанций и линий электропередачи», наиболее близки к действительности.


ПРИМЕР 2.
НЕЖЕЛАНИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ ПЛАТИТЬ


Идея сделать льготным технологическое присоединение для населения (до 15 кВт) и малого бизнеса (до 100 кВт), выраженная в поправках к «Правилам технологического присоединения…» в 2009—2011 годах, сформировала благодатную почву для различного рода манипуляций и притворных сделок.

В настоящее время в соответствии с п. 17 «Правил…» размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учётом ранее присоединённой в данной точке мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и посёлках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Этим и пользуются некоторые «особо продвинутые» застройщики коттеджных посёлков, которые, выкупив участок земли под малоэтажную застройку, дробят его на необходимое число участков, чтобы максимальная мощность каждого была не более 15 кВт и подают в сетевую компанию пачку заявок от имени физических лиц. В этих условиях сетевой компании ничего не остаётся, как оформить, скажем, 100 договоров с физлицами по 550 руб. и пойти строить сеть до этого коттеджного посёлка, а также ТП и ЛЭП 0,4 кВ на территории самого посёлка (в соответствии с п. 16 «Правил…»).

Экономика здесь явно не в пользу сетевой организации, ведь при таких расчётах за максимальную мощность не принято применять коэффициенты одновременности нагрузок. В результате застройщик, решивший построить коттеджный посёлок на 100 домов максимальной мощностью 30 кВт каждый, может спокойно сделать 100 заявок по 15 кВт и полученных 1,5 МВт с учётом этих коэффициентов ему вполне будет достаточно для решения своих задач. При ставке платы за технологическое присоединение в 10 тыс. руб. за кВт он бы заплатил 15 млн руб. (1500 кВт х 10000 руб.), а при такой схеме — только 55 тыс. руб., (550 руб. х 100 участков). Интерес для застройщика налицо: он экономит эти деньги, т.е. получает дополнительную прибыль. При этом для конечного покупателя готовой недвижимости цены остаются на прежнем высоком уровне.

Сетевая же компания, собрав суммарную плату 55 тыс. руб., в шестимесячный срок должна построить ЛЭП 10(6) кВ, две ТП и сеть 0,4 кВ общей стоимостью около 12 млн руб.

Дальнейшие комментарии здесь излишни. Добавить можно только то, что в последнее время участились случаи, когда застройщик даже не утруждает себя поиском 100 человек, чтобы подать от их имени заявки, а просто подаёт 100 заявок от имени одного физического лица (любого родственника). Ведь закон не запрещает иметь в собственности 100 смежных участков.


ПРИМЕР 3.
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В соответствии с существующими правилами отнесения на инвестиционные источники затрат по выполнению обязательств сетевой компании по договорам технологического присоединения, за счёт платы за технологическое присоединение, взимаемой с заявителя, сетевая компания вправе осуществлять только новое строительство сетевых объектов. Все работы по реконструкции существующих сетей должны выполняться за счёт собственных средств компании. Данный подход также находит своё отражение в п. 18 «Правил…».

Однако далеко не всегда для присоединения заявителя необходимо строить сеть. Часто бывают случаи, когда заявитель, понимая, что затраты на строительство участка сети неизбежны, подаёт заявку таким образом, чтобы вновь создаваемый участок сети оставался в его собственности — ТП и ВЛ 10(6) кВ строит сам. Сетевая организация не вправе отказать ему в этом, но мероприятия по реконструкции существующей сети ей остаются — замена провода на существующей ВЛ, ретрофит ячеек на подстанции и т.д.

Возникает парадоксальная ситуация. Вроде бы у сетевой компании и источник имеется (к примеру, если заявитель просит 600 кВт, то плата составит 600 кВт х 10000 руб. = 6 млн руб.), а использовать его на исполнение своих обязательств по этому договору она не может. В результате эти 6 млн руб. откладываются в гипотетический «котёл», а реконструкцию организация осуществляет за счёт собственных средств.

Если техническими условиями на технологическое присоединение предусмотрено и новое строительство, и реконструкция существующей сети, то в целях корректного учёта затрат по разным статьям компания часто вынуждена создавать по одному объекту два строительных титула, что в свою очередь приводит к общему удорожанию проекта, а также усложняет его реализацию.


ВЫВОД.
ОБЩАЯ ЭКОНОМИКА ПРОЦЕССА


Обстоятельства, описанные в примерах, приводят к тому, что сетевые компании в современных рамках, ограничивающих деятельность по технологическому присоединению, вынуждены ежегодно тратить значительные объёмы собственных средств из тарифов на передачу электрической энергии на выполнение своих обязательств по договорам технологического присоединения. Часто эти обязательства искусственно навязываются сетевым компаниям нечистоплотными заявителями, грамотно использующими существующие недоработки в законодательстве.

Конечно, есть нормативные акты, по которым выпадающие доходы от деятельности по технологическому присоединению учитываются в тарифах на передачу в следующем периоде регулирования (Постановление Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказ ФСТ № 365-э/5 от 30 ноября 2010 г. «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»). Только при существующей практике установления предельных уровней роста тарифов и последних решениях об установлении этих уровней в размере 15% в первую очередь «под нож» пойдут именно эти затраты.

Новая, широко разрекламированная методика RAB здесь тоже не поможет, так как такой «потолок» роста тарифов сделает практически невозможным привлечение заёмных средств под приемлемые условия. Уже сейчас некоторые сетевые компании, перешедшие на RAB и ограниченные 15-процентным ростом тарифа, могут констатировать, что объём инвестиционных источников у них остался на уровне, обеспечиваемом в предыдущие годы методом «затраты+».

В результате сетевые организации, в условиях буксующего RAB и при отсутствии источников на покрытие своих затрат под исполнение «желаний заявителей» в рамках действующего законодательства, уже к концу 2011 года могут столкнуться с недофинансированием собственных программ реконструкции (реновации) существующих объектов электросетевого хозяйства. В свою очередь это обстоятельство неизбежно скажется на надёжности сетевого комплекса в целом, участившиеся масштабные технологические нарушения в котором становятся тревожными сигналами для всех энергетиков.

Выходом из сложившейся ситуации может являться разработка комплекса мер, направленных на ликвидацию существующего резкого дисбаланса между льготным присоединением потребителей до 100 кВт и других групп заявителей, формированием экономически обоснованных тарифов на технологическое присоединение, учитывающих все виды работ, необходимых для подключения заявителей.

Другим возможным направлением решения данной проблемы может стать формирование в бюджетах территориальных органов власти (муниципальных образований — МО) целевых фондов на развитие электросетевой инфраструктуры. Ведь любое муниципальное образование заинтересовано в собственном развитии и формирует соответствующие планы. Известно, что если земельные участки обеспечены инфраструктурой, то их инвестиционная привлекательность значительно увеличивается, вновь пришедшие на территорию муниципального образования представители малого бизнеса также благотворно влияют на бюджет МО. Таким образом, администрация МО также является заинтересованным инвестором развития территории и вполне может принимать участие в процессе технологического присоединения.

В качестве дополнительного защитного барьера, препятствующего попыткам «льготного» присоединения коммерсантов под видом садоводческих товариществ, необходимо сформулировать чёткое определение этой категории заявителей. Всё-таки исторически садовые участки приобретались людьми для выращивания различных продуктовых культур для личного потребления и расширения своей потребительской корзины. Сейчас под видом садовых участков строятся двух- и более этажные дома с лужайкой, бассейном, мангалом, гаражом и т.д. Естественно, что владельцы, заплатив за такой дом 10—20 млн руб., точно уж не испытывают нужды в дополнительном пропитании с грядки, зато они вполне в состоянии оплатить стоимость технологического присоединения по адекватному тарифу.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно