Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

Телекоммуникационные кабели: Обзор ситуации. Состояние и перспективы

Для России, как страны с переходной экономикой, характерна ситуация одновременного сосуществования старой и новой технологий. В частности, в области телекоммуникационных кабелей — двух технологий — новой, к которой относятся оптические кабели, и все еще активно функционирующей — старой технологии, к которой относятся кабели связи с медными жилами.

Кабели связи с медными жилами

Рассматриваемая группа кабели с медными жилами включает в себя:

1. Кабели симметричные:

• магистральные и зоновые высокачастотные:
- для линий магистральных и зоновых сетей;
- для соединительных линий городских телефонных сетей;
- для линий в районах с высокой грозодеятельностью и электромагнитными влияниями

• телефонные городские и сельские:
- для линий городских телефонных сетей, в том числе для сетей доступа;
- для линий сельских телефонных сетей (межстанционных и абонентской связи)

• телефонные станционные и распределительные:
- для устройства кабельных вводов и вставок в воздушные линии;
- для устройства соединительных линий между АТС и АТС и МТС;
- для межстоечного и внутристоечного монтажа низкочастотного и высокочастотного оборудования объектов связи;
- для соединения и подключения линейных трактов и каналов систем передачи

• кабели СКС (LAN-кабели):
- для структурированных кабельных систем в локальных сетях передачи, в том числе компьютерных сетях.

2. Кабели сигнально-блокировочные:

- для устройств сигнализации, централизации и блокировки на сети железных дорог

3. Кабели радиочастотные:
- для сетей кабельного телевидения и видеонаблюдения;
- в антенно-фидерных устройствах радио и телевизионных приемников;
- для внутри и межблочных соединений радиоэлектронной аппаратуры ЭВМ и т.д.

Эта группа кабелей интересна тем, что она остается и на сегодняшний период востребованной для многих технических решений в области инфокоммуникаций.

Заводы-изготовители

Производством кабельной продукции, входящей в группу «Кабели с медными жилами», занимаются не только российские заводы, но и заводы стран СНГ. Перечень таких заводов, объединенных в Ассоциацию «Электрокабель» приведен в табл. 1.

Следует отметить, что объемы производства кабелей различного назначения заводами далеко не одинаковы. Так, например, в 2005 году свыше 95 % объемов производства кабелей приходилось на заводы в количестве от 4 до 11 в зависимости от типов изготовляемых кабелей. Эти заводы в табл. 1 отмечены знаком *). Ведущее же место по производству кабелей различного назначения принадлежит заводам, приведенным в табл. 2.

Общая тенденция такова — кабели связи телефонные занимают лидирующее положение по объему производства среди кабелей с медными жилами. В тоже время, начиная с 2004 года, наметилась тенденция существенного снижения объемов производства, которые составили в 2005 году — 65%, а в 2006 году — 52,7% от максимального объема производства в 2004 году.

Насколько темпы снижения объемов производства этих кабелей будут оставаться высокими, и насколько этот процесс будет длительным, в значительной мере будет зависеть от динамичного проникновения на сети доступа оптических кабелей и оптических технологий передачи, а также беспроводных технологий.

Не надо забывать, что сети доступа на медных кабелях с их масштабной кабельной инфраструктурой представляют собой наиболее дорогостоящий сегмент сети связи и требуют по затратам от оператора порядка 70 — 80% суммарных инвестиций. Надо учитывать и другое, что оператор всегда нацелен на получение прибыли и, следовательно, его отношение к внедрению новых технологий строится исключительно из экономического подхода, иначе вместо прибыли он получит убытки. Естественно, оператор будет стремиться использовать существующую «меднокабельную» инфраструктуру, поддерживая ее в исправном техническом состоянии, в то же время развивая ее на новых широкополосных технологиях до тех пор, пока она будет давать прибыль. Причем такая ситуация характерна не только для российского оператора, она характерна и для операторов других стран, имеющих развитые сети доступа на кабелях с медными жилами.

Положительная тенденция роста объемов производства кабелей для структурированных кабельных систем (кабелей СКС или LAN-кабелей) не противоречит мировой тенденции. По существу, за период с 2000 по 2006 годы объемы производства выросли почти в 24 раза, а темпы роста объемов производства за последние три года стабилизировались в среднем на уровне 35,0%.

Радиочастотные кабели в структуре объемов производства занимают второе место по объемам после кабелей связи телефонных, при среднем ежегодном объеме выпуска за 7 лет равного 68,2 тыс. км.

Достигнутые объемы производства — это не результат спроса со стороны потребителей, а скорее результат заполнения рынка радиочастотных кабелей импортными поставками, в большинстве своем, достаточно дешевыми кабелями, объемы которых в 2005 году составили в 65% всего рынка.

Дальнейшая перспектива для производителей России и стран СНГ — это снижение зависимости рынка радиочастотных кабелей от засилья импорта.

Что касается тенденций объемов производства других типов кабелей связи, то объемы их производства не значительны и направлены не на развитие, а на поддержание технического состояния сетей традиционных операторов и операторов технологических сетей, принадлежностью которых они являются. По мере вывода кабельных линий на основе этих кабелей будут сокращаться и объемы их производства.

Дальнейшее развитие кабелей связи с медными жилами — это повышение широкополосности, стабильности электрических характеристик, пожарной безопасности, продольной и поперечной герметичности, снижения материалоемкости, базируясь на инновационные решения.

Требования к кабелям с медными жилами регламентируются техническими условиями заводов и действующими национальными стандартами

При их использовании в сети связи общего пользования (ОП), технологических сетях связи и сетях связи специального назначения, в случае их присоединения к сети связи ОП, их технические характеристики должны отвечать требованиям Правил, утвержденными Мининформсвязи.
 

Подтверждение соответствия технических характеристик кабелей Правилам осуществляется посредством принятия декларации о соответствии.

Оптические кабели связи

На территории Российской Федерации производством оптических кабелей (ОК) занимаются 13 предприятий-изготовителей:
• ДЗАО «Армавирский завод связи»,
• ООО «Еврокабель 1»,
• ЗАО «Москабель-Фуджикура»,
• ЗАО «ОКС 01»,
• ООО «Оптен»,
• ЗАО «ОФС Связьстрой-1 Волоконно-Оптическая Кабельная Компания» (ЗАО «ОФС Связьстрой-1 ВОКК»),
• ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания» (ЗАО «СОКК»),
• ООО «Сарансккабель-Оптика»,
• ЗАО «Севкабель-Оптик»,
• ЗАО «Трансвок»,
• ЗАО «Электропровод»,
• ООО «Эликс-кабель»,
• ЗАО «Яуза-кабель».

Российские предприятия-изготовители ОК по существу полностью формируют российский рынок ОК, практически охватывая все его ниши и это благодаря следующим факторам:
• Мощности заводов на сегодня достаточны, чтобы удовлетворить спрос потребителей в требуемых объемах ОК.
• Современные технологии производства ОК, действующие системы менеджмента и контроля качества позволяют поставлять потребителю необходимую номенклатуру ОК высокого качества.
• Установленные в 1995 г. Постановлением Правительства РФ таможенные ввозные пошлины на ОК в 15%, и ныне действующие, являются надежным «барьером» для попадания импортных ОК на российский рынок. Так объем импорта в Россию по группе «Кабели волоконно-оптические» (код ТНВЭД 85.44.70) в 2006 г. составил всего на сумму 9700 тыс. долларов США, предположительно в основном за счет закупок ОК в грозозащитном тросе (английская аббревиатура — OPGW, русская — ОКГТ). Объем импорта не имеет выраженной тенденции роста, а наоборот по сравнению с 1998 г. он снизился от 62600 тыс. долларов США до 9700 тыс. долларов США, т.е. примерно в 6,4 раза.
• Снижение упомянутым выше Постановлением Правительства РФ таможенной ввозной пошлины на оптическое волокно (ОВ) до 5 % открыло возможность (при полном отсутствии отечественного ОВ) развивать динамично российское производство ОК, рассматривая его как стратегическое направление.
• Экспорт ОК российскими изготовителями в другие страны незначительный. Так, например, в 2006 году в физической длине он составил всего около 8,4% по отношению к общему объему ОК в физической длине. По существу тенденция такова, что произведенные объемы ОК почти полностью остаются внутри страны и, как следствие, поступают на российский рынок ОК.

Устойчивая тенденция роста объемов производства ОК вот, пожалуй, характерный признак для этого последнего периода. Объемы производства ОК в 2006 г. по сравнению с 2002 г. возросли более чем в 3 раза.

Одновременно выросло и количество ОВ в ОК. Если в 2002 г. среднее количество ОВ в ОК заказываемого потребителем составило порядка 15 ОВ, то уже в 2007 г. оно выросло до 22 ОВ.

Не вдаваясь в прогнозные цифры, можно констатировать, что рост объемов производства ОК нельзя по другому рассматривать как «радужным». Действительно ОК по-прежнему нет альтернативы. Спрос на ОК со стороны потребителей вряд ли уменьшится, а скорее значительно возрастет и к этому должны быть готовы российские изготовители ОК. Часть телекоммуникационных сетей (магистральные, зоновые) еще далеки от насыщения, огромным потенциальным полем попрежнему остаются сети доступа, идет строительство новых оптических линий, особенно в этом преуспевают новые операторы, создавая растущий рынок потребления ОК.

Российский рынок ОК, составляющий порядка 3% от мирового — это далеко не предел в его развитии для такой страны как Россия, обладающей самой большой территорией и одной из крупных сетей связи, но все еще значительно уступающей другим развитым странам по телефонной плотности.

Реальность сегодня такова — производимая российскими изготовителями номенклатура ОК вполне достаточна, чтобы в природно-климатических условиях России строить линии и развивать телекоммуникационные сети, отвечающие требованиям устойчивости функционирования и безопасности Единой сети электросвязи. Однако, требуется унификация ОК российских производителей, которая прежде всего, видится в разработке комплекса стандартов типа ГОСТ Р.

Оптические кабели с многомодульным оптическим сердечником выпускаются всеми российскими предприятиями-изготовителями, максимальная заявленная емкость ОК составляет 384 ОВ.

Максимальная емкость производимых ОК с одномодульным оптическим сердечником составляет 24 ОВ (полимерная трубка) и 48 ОВ (металлическая трубка).

Российские предприятия-изготовители производят ОК наружной прокладки более 220 марок. Однако для потребителя не эта главная проблема, а скорее существует проблема, связанная с различными принципами маркообразования ОК. Как следствие этому ОК разных изготовителей имеют разные марки, хотя по назначению и конструктивному исполнению они адекватны одним и тем же условиям применения. Это относится и к условному кодовому обозначению одного и того же типа ОВ, используемых в ОК разных заводов.

Основной нормативной базой для ОК, поставляемых на российский рынок, являются Правила Мининформсвязи, ТУ заводов-изготовителей, ГОСТ Р 52226-2004. Эти НТД являются действующими, устанавливают требования и регламентируют технические параметры.

«Правила…» Мининформсвязи РФ регламентируют требования к техническим параметрам ОК, которым они должны отвечать при использовании на сетях общего пользования (ОП), технологических сетях и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи ОП.

В основе этих требований лежит критерий обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности Единой сети электросвязи (ЕСЭ), при этом обязательно подтверждение соответствия ОК этим требованиям. Подтверждение соответствия ОК требованиям осуществляется принятием декларации о соответствии, порядок декларирования определен статьей 43 ФЗ «О связи». Основная проблема состоит в том, что не достигнута гармонизация стандартов.

По существу производители и потребители, решая при регламентации требований, в принципе, одну и ту же задачу, в то же время в своих стандартах допускают разные подходы к классификации кабелей связи, к перечню регламентируемых параметров, применяемой терминологии, к маркообразованию и системе кодового обозначения марок кабелей.

Достижение гармонизации стандартов — можно рассматривать как стратегическую задачу, в решении которой, а так же в решении других задач (инвестиционная и ценовая политика, «серый» импорт, последствия вступления в ВТО и др.) должны быть заинтересованы все участники телекоммуникационного рынка (предприятия-изготовители ОК, проектные организации, операторы, строительные организации, надзорные органы).


По материалам выступления А.С. Воронцова
на конференции, проводимой в рамках выставки CABEX-2008

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно