Вся информация на сайте предназначена только для специалистов кабельной отрасли, энергетики и электротехники.
+
 
Энергетика

Технологическая платформа «Комплексная безопасность энергетики» – будущее энергосистемы России

Правительством РФ в начале 2010 г. для ускорения модернизации и технологического обновления производственной сферы было решено использовать опыт стран Евросоюза по созданию технологических платформ. Это механизм, обеспечивающий на основе частно-государственного партнерства выработку и реализацию стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики.

Под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок при участии всех заинтересованных сторон — бизнеса, науки, государства, гражданского общества, совершенствования нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

Основу технологических платформ должны составить масштабные задачи, которые возможно решить только общими усилиями бизнеса, государства, науки и образования. Согласно приоритетным направлениям, обозначенным в Концепции долгосрочного развития России до 2020 года, это задачи модернизации в сфере IТ, энергосбережения, медицины, космоса, атомной энергетики.

Формирование и реализация технологических платформ направлены на решение следующих задач:
• усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технического развития;
• выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики;
• определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
• стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;
• расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;
• совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Уже с самого начала формирования технологических платформ акцент делается на эффективность — тщательный анализ рыночного потенциала технологий с привлечением экспертного сообщества, общее видение заинтересованными сторонами рыночных перспектив проекта, привлечение общественных и частных источников финансирования, в том числе и сопровождение проекта со стороны науки и бизнеса на всем протяжении цикла разработки, производства и реализации инновационной продукции.

В современном мире энергетика — это комплекс, включающий в себя топливные отрасли и электроэнергетику. Она охватывает деятельность по добыче, переработке и транспортировке первичных энергоресурсов, выработке и передаче электроэнергии. «Сегодня энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства страны, способствует консолидации субъектов РФ и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Стабильная работа ТЭК, эффективные рыночные отношения в энергетическом секторе задают импульс развитию всей российской экономики», — отметил Сергей Шматко, министр энергетики РФ, на форуме «ТЭК России — курс на безопасность?».

Единый топливно-энергетический комплекс требует разработки стратегии безопасного развития энергетической инфраструктуры. Как подчеркнул в одном из своих выступлений Андрей Шишкин, заместитель министра энергетики РФ, отраслевую систему необходимо создавать с использованием нормативно-технической документации, с учетом внедрения новых технологий, привлечением научно-исследовательских и проектных институтов для организации работ по повышению надежности.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Для России, при ее протяженной территории, многообразных природно-климатических условиях, принципиальное значение имеют региональные аспекты безопасности. Несмотря на удовлетворительное состояние энергоснабжения по стране в целом, отдельные регионы по ряду объективных причин испытывают дефицит в энергоресурсах (сетевой мощности). Поэтому сегодня есть необходимость в своевременном выявлении региональных проблем с целью формирования рекомендаций по их решению или по крайней мере существенному снижению их остроты.

Комплексная безопасность энергетики затрагивает широкий круг взаимосвязанных проблем, касающихся производственной базы энергетики и энергоснабжения потребителей с учетом факторов экономического, социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также управления энергетикой.

Особое значение безопасность энергетики приобретает в условиях разделения единого технологического и единого временного процессов генерации, передачи и потребления энергии и появления независимых субъектов рынка.

Решением данной совокупности проблем безопасности энергетики выступает Технологическая платформа «Комплексная безопасность энергетики», под меморандумом об учреждении которой поставили подписи более 30 организаций — ведущие российские научные и образовательные институты, энергетические компании, представители частного бизнеса и СМИ.

Возникает вопрос: почему инициаторами Технологической платформы выступают ведущие институты атомной отрасли?

Ответ на этот вопрос очевиден. Вопросы энергоэффективности и комплексной безопасности энергетики относятся к числу приоритетных направлений модернизации российской экономики, определенных Президентом России и Правительством РФ. Формирование Технологической платформы является прямым выполнением поручения руководства России о переносе опыта по обеспечению технологической безопасности атомной отрасли в топливно-энергетический комплекс страны. Однако решение такого сложного вопроса, как комплексная безопасность энергетики, невозможно без активного участия субъектов ТЭК, а также МЧС, Ростехнадзора и других ведомств.

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ И ПРОЕКТЫ

Приоритетным направлением Технологической платформы является разработка в рамках государственной политики РФ в сфере энергетики целевых программ и проектов для повышения технологической безопасности функционирования систем энергоснабжения в стране на всех уровнях технологических процессов производства, передачи и потребления электрической и тепловой энергии, для устранения угроз жизни, здоровью населения и персоналу энергетических объектов, окружающей среде, а также для предотвращения значительных народнохозяйственных ущербов при возникновении аварийных ситуаций.

Целью Технологической платформы «Комплексная безопасность энергетики» является концентрация интеллектуальных, финансовых и административных ресурсов для обеспечения безопасности процессов производства, транспортировки, распределения и потребления энергетических ресурсов, развития систем управления рисками субъектов энергетики и энерго-потребителей путем комплексного применения нового поколения высокоэффективных средств: диагностики и прогнозирования технических рисков, систем мониторинга критически важных и социально значимых энергетических объектов, территориально-распределенных энергопотребителей (ЖКХ), а также развития малой и средней энергетики разного типа и назначения, резервных источников питания, гарантирующих устойчивое энергоснабжение потребителей при технологических нарушениях, авариях и чрезвычайных ситуациях.

Формирование и функционирование Технологической платформы направлены на решение следующих задач в области комплексной безопасности энергетики:
• объединение усилий представителей бизнеса, науки, государства и гражданского общества, заинтересованных в организации совместной деятельности по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг;
• усиление влияния потребностей бизнеса и общества на определение и реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;
• выявление новых научно-технологических возможностей модернизации;
• определение направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;
• стимулирование инноваций, поддержка научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития;
• расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств между научными, прикладными, проектными организациями, бизнес-сообществом, привлечение государственных и частных источников финансирования;
• совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Определяющим в обеспечении безопасности энергетики является диагностика текущих и перспективных состояний объектов энергетики — мониторинг и индикативный анализ. Состав и структура объектов мониторинга, а также конкретных индикаторов энергетической безопасности должны давать возможность гибкого и взаимосогласованного анализа и оценки ситуации в энергетике на различных уровнях отраслевой, территориальной, временной и управленческой иерархий. Принципиально важными при этом являются определение и нормирование пороговых значений индикаторов безопасности, что позволяет внести количественную определенность в критерии оценок и обоснования решений.

СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ


Новым направлением для России в рамках обеспечения безопасности является проблема возмещения ущерба при нарушениях в энергоснабжении и авариях на энергетических объектах. Российский страховой рынок данного сегмента находится на начальной стадии развития. Однако страхование может оказаться действенным средством для обеспечения безопасности энергетики, занимая свою нишу наряду со структурными, резервирующими и другими мероприятиями в системах энергетики, включая потребителей. Эта ниша в основном связана с компенсацией ущербов от достаточно редких и уникальных негативных событий и явлений.

Базой обеспечения безопасности энергетики является система государственного регулирования этой сферы. Она включает соответствующие механизмы и инструменты экономического регулирования, стимулирования и поддержки принципиальных направлений и конкретных мероприятий по обеспечению безопасности. Важную роль играют при этом правовые основы (свод законов), учитывающие проблемы на разных уровнях.

При оценке эффективности всех возможных направлений и мер обеспечения безопасности энергетики ключевую роль играют методические основы исследований систем и объектов энергетики, учитывающие многоплановость проблемы, требования к представлению объектов исследований, возможные подходы к обоснованию мероприятий с учетом этих аспектов. Анализ восприимчивости систем и объектов энергетики к угрозам безопасности, возможностей обеспечения быстрого и эффективного восстановления энергоснабжения потребителей связан с исследованиями надежности и особенно живучести систем и объектов энергетики. В основе этих исследований лежит имитационный подход. С учетом уникальности изучаемых условий и их последствий основополагающим в проблеме энергетической безопасности является понятие риска, который выступает в качестве одного из основных критериев оценки ситуаций и обоснования решений. При этом важную роль играет обеспечение общности (универсальности) рекомендаций по повышению уровня безопасности в отношении исследуемых сценариев рассматриваемых условий и возмущений. Сложность и многоплановость задач исследований энергетики с позиций безопасности предопределяют целесообразность использования современных информационных технологий (в том числе Smart Grid и Smart Metering) с целью разработки систем принятия решений в этой области.

В рамках Технологической платформы предусматривается взаимовыгодная кооперация между участвующими в ней организациями.

Множественность потенциальных участников Технологической платформы и косвенных бенефициаров от реализации Технологической платформы подразумевает разработку механизма по привлечению к работам по развиваемым платформой направлениям. Поэтому возникает необходимость представления в пределах одной структуры различных групп интересов со стороны бизнес-структур, научно-исследовательских, проектных, инжиниринговых компаний, образовательных учреждений, институтов развития, СМИ и др. Без охвата указанных участников в рамках единого коммуникационного пространства невозможно содержательное и представительное обсуждение перспектив технологической модернизации и форм партнерства бизнеса, науки, государства для развития комплексной безопасности энергетики.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Функционирование платформы будет осуществляться на основе следующих принципов:
• взаимоотношения участников платформы с разными функциями (потребитель, участник, разработчик и т.п.) осуществляются на базе рыночных механизмов;
• организация платформы обеспечивает не только управление деятельностью в интересах стратегических направлений развития, но и с целью повышения экономической эффективности и расширения рынков сбыта продукции, работ и услуг платформы;
• объединение организаций в платформу осуществляется с целью создания качественно новой научно-производственной кооперации и, как следствие, достижения доминирующих позиций в мировой экономике по технологическим направлениям платформы;
• обеспечение эффективного использования объединенного научного и ресурсного потенциала участников платформы при выполнении работ по всем направлениям деятельности в области комплексной безопасности энергетики;
• использование высокого потенциала и авторитета платформы при инициировании бизнес-проектов по созданию и производству инновационной высокотехнологичной продукции в энергетике, включая привлечение инвестиций.

В рамках Технологической платформы «Комплексная безопасность энергетики» в РФ будет налажено инновационное единство между наукой и высокотехнологичным бизнесом.

Основные результаты деятельности платформы:
• стратегическая концепция развития в России научных исследований и внедрения результатов в области комплексной безопасности энергетики, а также «дорожная карта» их реализации;
• результативные механизмы научно-производственной кооперации между научными, прикладными, проектными организациями, бизнес-сообществом в сфере комплексной безопасности энергетики, обеспечивающие привлечение государственных и частных источников финансирования;
• эффективные модели частно-государственного партнерства в области комплексной безопасности энергетики с учетом точек зрения всех заинтересованных сторон: государства, промышленности, научного сообщества, контролирующих органов, пользователей и потребителей, а также распространение полученного опыта;
• единый инновационный цикл, охватывающий фундаментальную и прикладную науку, конструкторские, научно-технические и производственные подразделения предприятий и организаций;
• инфраструктура для разработки новых технологий в области комплексной безопасности энергетики.

В результате деятельности Технологической платформы реализуется новое поколение технологий мониторинга, контроля и регулирования производства и потребления электроэнергии на энергопринимающих устройствах потребителей; мониторинга в реальном времени комплексной безопасности критически важных и социально значимых энергетических объектов и системы в целом; расчетно-аналитической поддержки управления и принятия решения в чрезвычайных ситуациях, работающих в режиме реального и квазиреального времени, а также позволяющих реализовать комплексные математические модели энергетической системы и новые алгоритмы и методики комплексной безопасности энергетических объектов.

Умелое и взвешенное применение кластерного подхода в управлении коммунальной энергетикой и ЖКХ региона даст целый ряд положительных синергетических эффектов вследствие близости потребителей и производителей, сетевых взаимодействий, распространения новых знаний и умений. Жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает объекты коммунальными ресурсами и соответствующими услугами объектов недвижимости. Сегодня любая недвижимость не может использоваться без электроэнергии, тепла, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования и т.д., а также без услуг по их предоставлению.

Реализация Технологической платформы существенно повысит надежность и безопасность энергетической инфраструктуры, в том числе и ЖКХ, что, бесспорно, является одним из важнейших вопросов обслуживания территорий, а также социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Долгосрочным результатом реализации платформы будет достижение принципиально нового уровня комплексной безопасности энергетики, обеспечивающего конкурентоспособность, а в ряде случаев и лидерство на мировом уровне за счет разработки и реализации инновационных технологий.

* * *

Меморандум о создании Технологической платформы подписали: РНЦ «Курчатовский институт», Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН (ИБРАЭ РАН), Российская национальная технологическая палата, Институт энергетических исследований РАН, ЗАО «ЕФР-Телеком», ЗАО «Синетик», ЗАО «Агентство энергоэффективности и ресурсосбережения» ВЭБ, ОАО «Энергетическая Русская Компания», Московский физико-технический институт, Томский политехнический университет, Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», Фонд «Центр стратегических разработок «Регион», Центр исследования экстремальных ситуаций МЧС России, журналы «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и «Атомная энергия», СРО НП «Межрегиональная гильдия энергоаудиторов» и многие другие компании и организации — всего свыше 32 организаций.

В результате деятельности Технологической платформы предполагается разработать новое поколение технологий мониторинга, контроля и регулирования производства и потребления энергии (электрической и тепловой) за счет использования инновационных технологий, в том числе интеллектуальных сетей (Smart Grid) и измерительных приборов (Smart Metering); малых традиционных, атомных и возобновляемых источников энергии; мониторинга комплексной безопасности критически важных и социально значимых энергетических объектов и т.д. Это позволит не только ликвидировать отставание России в данной области, но и обеспечить конкурентоспособность, а в ряде случаев и технологическое лидерство на мировом рынке.

На собрании были выбраны сопредседатели платформы — директор ИБРАЭ РАН Большов Леонид Александрович и директор РНЦ «Курчатовский институт» Ковальчук Михаил Валентинович, а координатором платформы — Пономарев Владимир Николаевич, первый заместитель директора ИБРАЭ РАН.

25 ноября 2010 г. текст меморандума был передан в Министерство экономического развития РФ.

Обсудить на форуме

Нашли ошибку? Выделите и нажмите Ctrl + Enter

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно
Премьера. Оператор X
+