Энергетика

Технологические платформы как эффективный инструмент инновационного развития

ПОНЯТИЕ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ»

Разработка и применение новых инструментов инновационного развития были начаты в 2010 году в соответствии с рядом поручений Президента и Правительства РФ. Уже в августе 2010 года состоялось заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, посвященное разработке программ инновационного развития, а также широкому применению нового инструмента этого развития — технологических платформ.

В целях формирования программ научно-технического развития как на государственном уровне, так и на уровне компаний, в том числе и с государственным участием, осуществляется определение наиболее перспективных направлений долгосрочного развития, исследований и разработок, планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При этом необходимо подчеркнуть особую роль технологических платформ в процессе формирования и реализации указанных программ.

Исходя из определения Еврокомиссии, технологические платформы (далее — ТП) — это механизм частно-государственного партнерства, направленный на быстрое развитие исследований и разработок в пределах отдельных секторов экономики путем создания основы для взаимодействия участников, концентрации финансирования исследований и разработок на наиболее значимых для развития экономики отраслях, формирования ответов на стратегические технологические вызовы. В настоящее время в Европейском Союзе ведется работа по нескольким десяткам технологических платформ.

В целях формирования перечня ТП Минэкономразвития России был разработан «Порядок формирования перечня технологических платформ», утвержденный решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. (протокол № 4). Согласно указанному порядку технологическая платформа — это «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития».

Технологические платформы — это принципиально новый для России инструмент. При этом необходимо подчеркнуть практическую направленность рассматриваемого нового инструмента, возможность с его помощью получать технику и технологии не только в виде опытных образцов, но и внедренных на предприятиях различных отраслей экономики Российской Федерации.


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РАЗВИТИЯ ТП
НА ПРИМЕРЕ SMART GRIDS


Топливно-энергетический комплекс является системообразующей отраслью российской экономики, обеспечивая более 40% поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации. Доля отраслей ТЭК в объеме внутреннего валового продукта составляет почти 30%.

При этом электроэнергетическая отрасль играет особую роль для экономики страны и ее всестороннее развитие и оптимизация функционирования являются приоритетными направлениями деятельности Российской Федерации.

Энергетические стратегии Соединенных Штатов Америки, стран Западной Европы, Китайской Народной Республики, а также многих других стран предусматривают разработку и внедрение концепции интеллектуальных сетей (Smart grids) как пути решения задач по обеспечению растущего электропотребления.

Структура концепции интеллектуальных сетей представляет собой совокупность принципов, ключевых ценностей и характеристик энергетической системы будущего и основных элементов базиса для их реализации. В основу этой концепции были положены следующие основные позиции:
• электроэнергетика является инфраструктурной базой развития экономики, в которой заинтересованы государство, бизнес, наука, население страны, при этом товары и услуги, производимые в отрасли, имеют высокий уровень общественной значимости и не имеют товаров (услуг)- заменителей;
• необходимость оптимизации качества и эффективности использования всех видов ресурсов и активов;
• энергия рассматривается как средство, обеспечивающее получение человеком и обществом определенных потребительских ценностей, жизненных благ, уровня комфорта и т.п.;
• потребитель не должен встречать ограничения со стороны электроэнергетики, осуществляя свою деятельность;
• воздействие электроэнергетики на окружающую среду должно неуклонно снижаться.

В рамках развиваемой концепции интеллектуальных сетей выделены ключевые требования электроэнергетической отрасли будущего, сформулированные как доступность, надежность, экономичность, эффективность, органичность во взаимодействии с окружающей средой, безопасность, технологическое единство.

Концепция интеллектуальных сетей включает в себя не только развитие непосредственно самих сетей, но и постепенное развитие распределенной генерации электроэнергии и тепла, при этом управляемость самих сетей будет значительно улучшена посредством использования современных информационных технологий.

Прогнозирование спроса на электроэнергию будет с течением времени заменено на концепцию активного потребителя, который сам с учетом собственных потребностей и цены на электроэнергию будет управлять своим использованием электрической энергии.

Кроме того, реализация концепции интеллектуальных сетей повлечет за собой следующие технологические изменения в электроэнергетике по сравнению с традиционной энергосистемой:
• переход от жесткого диспетчерского регулирования (управления) к координации работы всех субъектов сети;
• внедрение интеллектуальных технологий контроля, учета и диагностики активов, позволяющих обеспечить процесс самовосстановления и самолечения активов, а также их эффективное функционирование и эксплуатацию;
• создание высокопроизводительной информационно-вычислительной инфраструктуры как основного элемента энергетической системы;
• разработка предпосылок для широкого внедрения нового технологического оборудования, повышающего маневренность и управляемость, гибких связей, передач и вставок постоянного тока, накопителей энергии, сверхпроводимости и т.п.;
• переход к распределенным интеллектуальным системам управления и аналитическим инструментам для поддержки выработки и реализации решений, работающих в режиме реального времени;
• создание операционных приложений нового поколения, позволяющих реализовать новые алгоритмы и методы управления энергосистемой, включая и ее новые активные элементы.

Анализ рассмотренных положений и принципов концепции интеллектуальных сетей показывает, что уровень поставленных вопросов и решаемых задач затрагивает различные сферы развития не только электроэнергетики, но и топливно-энергетического комплекса в целом, поэтому требует как проведения серьезных научных исследований, так и разработки соответствующих инновационных технологий и оборудования, причем не только в сфере энергетики, но и в областях, связанных с развитием информационных технологий.


РОССИЙСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ ТП


Процесс создания технологических платформ в Российской Федерации был запущен в начале 2010 года, когда во исполнение поручения Президента РФ от 4 января 2010 г. (Пр-22, пункт 5, подпункт «б») и протокола заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. № 4 субъектам естественных монополий и крупным государственным компаниям было поручено разработать программы инновационного развития и технологической модернизации.

В соответствии с указанными документами Министерство энергетики РФ провело работу по формированию технологических платформ в топливно-энергетическом комплексе России. В результате к концу ноября 2010 г. в Минэкономразвития России были направлены материалы по семи технологическим платформам, в том числе в электроэнергетике России — четыре платформы (Перспективные технологии возобновляемой энергетики; Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности; Интеллектуальная энергетическая система России; Малая распределенная энергетика), в нефтегазовом комплексе — 3 платформы (Попутный нефтяной газ; Скважинные технологии нефтедобычи; Глубокая переработка углеводородных ресурсов).

Большинство заявок на создание технологических платформ, представленных Минэнерго России, было высоко оценено экспертами рабочей группы по частно-государственному партнерству в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Кроме того, независимо от Минэнерго России было подготовлено еще несколько заявок на создание технологических платформ в сфере энергетики. По инициативе министерства были проведены переговоры по консолидации технологических платформ, завершившиеся созданием объединенных платформ.

В итоге, с учетом прошедшей консолидации, Минэнерго России оказало поддержку семи технологическим платформам. При принятии решения учитывались следующие характеристики технологических платформ:
• практическая направленность на технологическую модернизацию ТЭК;
• способствование значительному повышению эффективности технологий существующего уклада;
• формирование технологической базы для перехода к новому энергетическому укладу.

Формирование и функционирование технологических платформ в энергетике создадут условия не только для модернизации энергетики на новой организационной, информационной и технологической основе, но и станут мощным стимулом для инновационного развития смежных отраслей (энергомашиностроения, строительства, транспорта и связи, сервисных предприятий по ремонту, наладке и проектированию), явятся основой для импортозамещения и развития отечественной производственной базы.

Деятельность технологических платформ обеспечит формирование долгосрочного вектора развития, увязывающего научные исследования и разработки, бизнес-проекты, общественные и государственные интересы на основе преемственности развития энергетики с учетом имеющегося организационно-экономического, технологического и ресурсного потенциала, создаст условия для развития энергетической науки и профессионального совершенствования кадрового потенциала энергетики. Практически все платформы в качестве одного из приоритетов указывают импортозамещение и развитие отечественной производственной базы.

В процессе подготовки проектов технологических платформ Министерство энергетики РФ столкнулось с рядом пробелов в нормативно-правовом, организационном и методическом обеспечении формирования и организации деятельности технологических платформ, в том числе с отсутствием нормативно-правовой базы, отражающей роль технологических платформ для развития экономики и энергетики России, механизм их функционирования, возможность использования прямых и косвенных мер государственной поддержки при разработке и реализации проектов в рамках технологических платформ.

По мнению Министерства энергетики РФ, в целях получения максимального эффекта от использования технологических платформ в экономике и энергетике России необходима системная работа по устранению перечисленных и иных пробелов в нормативно-правовом, организационном и методическом обеспечении формирования и организации деятельности технологических платформ.

Как мы видим, они направлены на решение серьезнейших задач в отрасли. Более того, участвуя в процессах создания и консолидации платформ, мы отмечаем небывалую активность бизнеса, науки, вузов, что указывает на поддержку инициативы создания ТП и ожидание высокой эффективности их работы.

Технологические платформы являются ключевым элементом инновационной инфраструктуры, который обеспечит согласование и координацию стратегических целей, задач и приоритетов, изложенных в Энергетической стратегии России на период до 2030 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., Программах модернизации 2020 и 2030 гг., и их трансформацию в программы инновационного развития энергокомпаний при активном участии науки и производителей. Чтобы технологические платформы действительно заработали и принесли плоды, необходимо сделать их реальным механизмом консолидации усилий государства, бизнеса и науки.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно