Энергетика

Торговля электроэнергией на постсоветском пространстве

Каково сегодня состояние дел в торговле электроэнергией и как можно оценить динамику (дез)интеграционных процессов 2000-х годов на этом важнейшем направлении экономического сотрудничества?

Определение эффективных стратегий в области интеграции требует создания системы комплексного мониторинга и оценки текущих процессов взаимодействия стран на экономическом, политическом и социальном уровнях. Евразийским банком развития была разработана система количественных и качественных показателей региональной интеграции (Система индикаторов евразийской интеграции — СИЕИ), призванная стать подобным инструментом мониторинга и оценки региональных интеграционных процессов на постсоветском пространстве*.

Интеграция страны и группы стран позволяет оценить сближение одного из 12 государств постсоветского пространства с одним из крупных «регионов» в составе СНГ, представляющих интерес с точки зрения практики интеграционного взаимодействия и включающих в себя несколько стран. Опыт реализации, как успешной, так и неуспешной, региональных проектов на постсоветском пространстве позволяет выделить пять таких регионов:
• СНГ-12 — все государства постсоветского пространства;
• ЕврАзЭС-5 — пять стран, входящих в состав Евразийского экономического сообщества, — Россия, Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия и Таджикистан;
• ЕврАзЭС-3 — «тройка» крупнейших государств ЕврАзЭС, предпринимающая сегодня попытки по формированию «интеграционного ядра» в регионе, — Россия, Казахстан и Белоруссия;
• ЕЭП-4 — четыре крупнейшие постсоветские экономики — Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан, названные так в соответствии с нереализовавшимся проектом Единого экономического пространства в 2004 г., предполагавшим сближение в этом формате;
• ЦА-4 — четыре государства ЦА, принимающие участие в интеграционных проектах в регионе, — Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан;
• Туркменистан, находящийся в стороне от регионального взаимодействия на пространстве СНГ и Центральной Азии, не включен в эту группу.

Частью этой системы индикаторов является оценка состояния и динамики торговли электроэнергией на постсоветском пространстве. Трансграничные перетоки электроэнергии, основанные на функционировании единой энергосистемы, представляют один из ярко выраженных случаев интеграционных процессов, а их анализ может дать немало ценной информации для оценки состояния экономической интеграции.

Трансграничная торговля электроэнергией ограничена небольшим числом стран. Легко определяется пара государств, выступающая абсолютным лидером в данной области Узбекистан — Таджикистан. Речь идет об экспорте электроэнергии из Таджикистана, являющемся значимым с точки зрения размера экономик этих двух стран. Второе место занимает пара Таджикистан — Туркменистан, а третье — Таджикистан — Кыргызстан. Лишь на четвертом месте находится пара Украина — Молдова. Следовательно, трансграничные рынки электроэнергии являются значимыми прежде всего для региона Центральной Азии (ЦА) и играют значительно меньшую роль на постсоветском пространстве в целом (рис. 1).

С точки зрения интеграции отдельных стран и регионов СНГ, максимальным для региона СНГ-12 является показатель Таджикистана. Второе место (за счет импорта электроэнергии) занимает Молдова, а третье — Узбекистан. В то же время участие Таджикистана в энергетической интеграции на постсоветском пространстве почти полностью обусловлено его взаимодействием со странами региона ЦА-4, где Таджикистан также является лидером с точки зрения интеграции. Для региона ЕврАзЭС-5 максимальным является индекс интеграции для Узбекистана; второе место занимает Кыргызстан. Для регионов ЕврАзЭС-3 и ЕЭП-4 наибольший индекс получен для Кыргызстана (за счет торговли электроэнергией с Казахстаном). Минимальный уровень энергетической интеграции для СНГ-12 зафиксирован для Армении; незначительным является также показатель для России. Если в случае Армении ситуация вызвана, очевидно, географическим положением и политической ситуацией, то для России речь идет о размере национальной экономики: в отношении собственного ВВП объемы российской внешней торговли электроэнергией незначительны.

С точки зрения динамики, торговля электроэнергией на постсоветском пространстве хотя и является значительной, но многократно уступает темпам роста экономик стран региона СНГ. В подавляющем большинстве связок стран индекс интеграции за 2002—2008 гг. сократился. Единственным исключением является незначительный прирост в паре Украина — Россия. Точно так же уменьшилась и степень интеграции практически всех государств со всеми пятью регионами постсоветского пространства. Вновь исключением является Украина, для которой уровень интеграции с группами ЕврАзЭС-5 и ЕврАзЭС-3 несколько вырос, в то время как с СНГ-12 — уменьшился (движущей силой опять же является развитие торговли электроэнергией с Россией).

Динамика интеграции в регионах постсоветского пространства также подтверждает отмеченные тенденции. Во всех пяти регионах за прошедшие семь лет уровень энергетической интеграции уменьшился (рис. 2). Особенно сильным было падение для региона ЦА-4, который тем не менее остается лидером с точки зрения интеграции рынков электроэнергетики на постсоветском пространстве. Следует отметить, что речь идет именно об отставании динамики роста рынков от темпов роста экономик, а не о сокращении абсолютных объемов торговли. Отрицательная динамика индекса объясняется, как ни парадоксально, быстрым экономическим ростом стран региона в течение всего охваченного десятилетия. Страны в приоритетном порядке использовали произведенную электроэнергию на внутренние нужды, сокращая, в случае необходимости, экспортные поставки. Эту тенденцию может переломить создание общего электроэнергетического рынка СНГ. В любом случае представленный анализ может рассматриваться как подтверждение значительного потенциала энергетического сотрудничества стран СНГ.

В целом, незначительные объемы взаимной торговли электроэнергией и низкий уровень взаимных инвестиций, с одной стороны, не соответствуют огромному потенциалу сектора, а с другой — являются объективным препятствием к созданию общего электроэнергетического рынка.


ОТ ПОСТСОВЕТСКОЙ К ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Обсуждение перспектив общего электроэнергетического рынка, как правило, сужается границами постсоветского пространства. Между тем экономическая логика взаимодействия электроэнергетических систем и трансграничной торговли электроэнергией настойчиво подталкивает к расширению охватываемого им пространства. Электроэнергетика, несомненно, относится к числу наиболее перспективных интеграционных проектов в масштабах Евразии. Общий рынок электроэнергии может стать одной из основ континентальной системы безопасности.

Примеров выгодности подобной евразийской интеграции, выходящей за пределы бывшего СССР, множество. Это и перспективы развития таджикской и кыргызской гидроэнергетики; и экспорт электроэнергии в Финляндию; и инициированный мегапроект экспорта электроэнергии в Китай с угольных ТЭЦ.

Для примера приведем Армению, заинтересованную в реализации конкретных проектов, направленных на интеграцию в региональные рынки, как в качестве поставщика базисной электроэнергии, так и в качестве транзитной страны. Наиболее перспективными проектами и инициативами являются организация синхронной работы ЭЭС Армения — Грузия — СНГ и усиление электрических сетей реверсивного транзита Центр — Сюник — Иран. Большой интерес представляет осуществляемый проект по исследованию возможностей развития трехсторонней связи Турция — Грузия — Армения на основе строительства вставки постоянного тока. Таким образом, Армения заинтересована как в интеграции на северном направлении (Грузия — Россия), так и на южном (Иран), что способно обеспечить динамичное развитие электроэнергетической отрасли страны, рост экспорта и устойчивость энергосистемы. Параллельная работа ЭЭС с системами сопредельных стран обеспечит обеим сторонам повышение уровня надежности и безопасности функционирования ЭЭС и рост экономических показателей ее функционирования, ускорение темпов гармонизации нормативно-технических правил с мировыми стандартами, стимулирование развития современных средств релейной защиты и противоаварийной автоматики, телемеханики и измерений.

Перспективным и коммерчески оправданным представляется проект увеличения экспорта электроэнергии из России в Китай, реализуемый Восточной энергетической компанией в рамках стратегического сотрудничества двух государств в области электроэнергетики. Целью проекта является поэтапное, в течение 2009—2020 гг., увеличение поставок электроэнергии китайским потребителям до 60 млрд кВт•ч в год. Проект предусматривает строительство новых генерирующих объектов, преимущественно пылеугольных ТЭС на базе дальневосточных угольных месторождений, суммарной мощностью до 10,8 ГВт, а также сетей переменного и постоянного тока на территории РФ и КНР общей протяженностью 3400 км. В 2009 году Восточная энергетическая компания экспортировала с существующих мощностей 346 млн кВт•ч, при этом выручка составила 432 млн рублей. На наш взгляд, проект позволит эксплуатировать крупнейшее угольное месторождение в Бурятии и продавать продукт с большей добавленной стоимостью, чем достигается при экспорте угля. Лучше экспортировать электроэнергию, чем уголь. Дополнительный плюс проекта заключается в том, что под него можно будет привлечь недорогое китайское финансирование. После строительства трех новых угольных ТЭС в Бурятии и Чите ежегодный денежный поток по этому проекту может составить к 2015—2018 гг. 1,2—1,7 млрд долл. в зависимости от динамики цен на электроэнергию.

В заключение следует подчеркнуть наличие нераскрытого экономического потенциала по двум направлениям — качественному увеличению взаимной торговли электроэнергией в рамках ОЭС и расширению торговли электроэнергией с соседними странами евразийского континента на основе создания соответствующей инфраструктуры.


* Отчет по Системе индикаторов евразийской интеграции ЕАБР вышел из печати в январе 2010 года: ЕАБР (2010) Система индикаторов евразийской интеграции. ЕАБР: Алматы.

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно