Вектор коммуникации
 
Энергетика

Вектор коммуникации

В 2012 году начальником Центра ПФО Юлией Лившиц введено новое направление деятельности подразделения — развитие важных профессиональных качеств через психологические тренинги.

— Работа по повышению компетентности сотрудников является стратегическим и наиболее надёжным вложением, представляющим собой фундамент их дальнейшего развития, — поясняет целесообразность нововведения Юлия Владимировна.


ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ


В последнее время энергетикам МОЭСК нередко приходится сталкиваться с вызовами стихии: «ледяные дожди», природные пожары и ураганные ветры перестали быть экзотикой для средней полосы России. Поэтому психологическая готовность специалистов к работе в экстренных аварийных ситуациях становится не просто желательным, а необходимым фактором. Они должны понимать, что компания работает как единый механизм, которому необходим сплочённый коллектив. При возникновении массовых технологических нарушений на первый план выходят правильно настроенный социально-психологический климат, навыки эффективного общения, руководство процессом для достижения лучших результатов, что в конечном итоге является демонстрацией имиджа компании.


Достаточно вспомнить ситуацию начала прошлого года, когда бригады электромонтёров МОЭСК после «ледяного дождя» приезжали восстанавливать электроснабжение людям, находившимся без света по несколько суток. Зачастую энергетикам приходилось сталкиваться с негативными эмоциями, тем не менее сотрудники компании находили слова, чтобы успокоить жителей, донести до них достоверную информацию о сложившейся ситуации. Вот почему для каждого из сотрудников важно обладать не только стандартными профессиональными знаниями, но и умением справляться со стрессовыми ситуациями и вести переговоры.


НАДЁЖНЫЙ КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ


Особую чувствительность к коммуникации обнаруживает коллективный труд, который доминирует в энергетике. Большое число аварийных ситуаций происходит не из-за просчёта в решении, а из-за сбоя в коммуникациях: кто-то кому-то вовремя не донёс важную информацию, кто-то не совсем правильно понял.

Психологическое изучение коммуникации показало, что при всей видимой простоте процесс насыщен большим числом трудностей. Поэтому обучение сотрудников коммуникативным навыкам является неотъемлемой, а порой и первостепенной частью программы тренингов.

В настоящее время Центр ПФО ведёт разработки и внедряет следующие тренинги:
• навыки эффективного ведения переговоров, что включает в себя овладение психологическими секретами успешного ведения телефонных переговоров; совершенствование коммуникабельности и проницательности в телефонном общении;
• искусство эффективной коммуникации, предполагающей обучение эффективным стратегиям межличностного контакта;
• тренинг по управлению стрессом позволяет эффективно использовать в повседневной жизни различные способы стресс-менеджмента.

Данные программы тренингов первоначально создавались в рамках работы экстренной выездной группы психологов и врачей Центра ПФО для подготовки диспетчеров к психологически грамотному ведению переговоров с электромонтёрами в ходе устранения технологических нарушений. Рассчитаны они и на сотрудников, работающих с потребителями в чрезвычайных ситуациях, когда население находится в состоянии паники или агрессии (как, например, в процессе ликвидации последствий «ледяного дождя» в декабре 2010 — январе 2011 гг.).

Эта работа стартовала после того, как ОАО «МОЭСК» стало инициатором создания Временных информационных центров (ВИЦ) — кризисного канала коммуникации компании с населением, органами власти и оперативными службами на случай массовых нарушений электроснабжения, вызванных чрезвычайными ситуациями.

Впервые совокупная эффективность ВИЦ и данных тренингов была продемонстрирована в апреле текущего года в ходе противоаварийного и противопожарного учения по ликвидации возможных технологических отключений на объектах жизнеобеспечения Можайского района Подмосковья. Грамотная работа Можайского ВИЦ — в частности, хорошо подготовленных психологами специалистов — доказала, что в компании создан надёжный канал коммуникации для оперативного и объективного информирования населения, органов исполнительной власти, глав муниципальных образований, городских и сельских поселений, а также средств массовой информации в случаях возникновения массовых технологических нарушений электроснабжения.

В настоящее время такие тренинги проводятся и для специалистов, активно ведущих телефонные переговоры с различными адресатами.


ТОЛЬКО КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

Центр ПФО ОАО «МОЭСК» разработал и другие программы, позволяющие увеличить качество работы персонала. Среди них:
• тренинг на командообразование, который решает такие задачи, как:
• оптимизация межличностных отношений, создание групповых норм и правил командного взаимодействия, отработка навыков совместного решения проблем и достижения общей цели;
• аутотренинг по восстановлению резервов организма, позволяющий освоить способы самостоятельного снятия стресса и синдрома хронической усталости, научиться восстанавливать физические и душевные силы. Аутотренинг первоначально был разработан для выездных бригад электромонтёров и диспетчеров, выполняющих оперативные работы в чрезвычайных ситуациях. Дело в том, что они связаны со стрессом, возникающим за счёт сжатости сроков при большом объёме работы, с высокой ответственностью за последствия своих решений и действий, отсутствием полноценного отдыха (опять же, лучшим примером является ликвидация последствий «ледяного дождя» в декабре 2010 — январе 2011 гг.);
• тренинг уверенности в себе, который позволяет ознакомиться и обучиться принципам уверенного поведения, даёт возможность оценить его преимущества на своём жизненном опыте и, следовательно, побудить участников тренинга применить эти принципы в практических жизненных ситуациях, в профессиональной и личной жизни.

Проводится он для руководителей, так как некоторые из них сталкиваются с такой проблемой, как сочетание достаточного количества знаний с сомнениями в собственных силах. Тренинг ускоряет процесс преодоления страхов публичных выступлений, коммуникативных барьеров при изложении своих требований подчинённым, ведения презентаций и переговоров.

Неоспоримые плюсы, которые получает компания при реализации тренинговых программ, состоят в том, что Центром ПФО оценивается система организации работы сотрудников, психологическая атмосфера в коллективе и её модель управления и только после этого формируется тренинговая программа под конкретные задачи. Ценность введения такого рода обучающей системы в том, что энергетика является особой сферой деятельности, которая требует адаптации стандартных направлений тренингов к особенностям отрасли. Учитывая высокую значимость стоящих перед компанией задач по бесперебойному обеспечению электроэнергией Московского региона, работа с персоналом, как важнейший элемент для их реализации, является одним из основных направлений кадровой политики ОАО «МОЭСК».

Обсудить на форуме

Нужен кабель? Оформи заявку бесплатно